|
НА МОЛЬБЕРТЕ
Юрий Арпишкин
Квинтин
Мессис: Меняла с женой
В
самом начале XVI века нидерландский город Антверпен переживал
период бурной деловой активности. Ставшие хозяевами жизней
буржуа раздражали своих сограждан. Человек, близкий к деньгам,
неважно в какой степени, например, кассир, представлялся им
существом крайне неприятным, способным практически на все.
В обществе воцарилось глубокое отвращение к установленной
необходимости делиться доходами - платить налоги. И, наконец,
все были твердо уверены: где деньги, там сплошной обман.
Наряду
с острыми проявлениями народного недовольства и хитроумными
методами обхождения правил, возникла и новая тема в искусстве.
На полотнах антверпенских мастеров появились неизвестные до
сих пор герои. Благодаря этому возник некоторый идеологический
стереотип, доживший отчасти до наших дней вместе с отвращением
к налогам и недоверием к богатым.
Художники стали изображать таких монстров как менялы, сборщики
податей, ювелиры и банкиры. Забавно, что эти троглодиты пришли
на смену библейским и житийным персонажам. И более того, композиции
первых картин этой серии были близки к каноническим.
Автор картины "Меняла с женой" Квинтин Мессис (1466 - 1530
г.г.) как раз и стал основоположником традиции изображения
делового человека в Нидерландах. Сюжет стал бродячим, его
отголоски и прямые воспроизведения можно наблюдать даже во
французской и итальянской живописи XVI - XVII веков. Это говорит
о многом, поскольку Нидерланды оставались страной, закрытой
для западных влияний. Там не было ни памятников античности,
ни европейских шедевров. Оттуда тоже немногое проникало в
мир. А вот высокомерные и даже полукарикатурные изображения
"мироедов" вполне прижились в европейском сознании. Меняла
(другое название картины "Весовщик золота и его жена") на
весах определяет полновесность монет, иными словами, ищет
подделки, глубоко сосредоточенно. Его супруга, напротив, весьма
рассеянно глядит на занятие мужа, оторвавшись от молитвенника.
Последняя деталь крайне занятна. В ней кроется мораль, для
XVI века безусловно актуальная. Мы же ее артикулировать не
станем.
|
|