НА МОЛЬБЕРТЕ

Юрий Арпишкин

Квинтин Мессис: Меняла с женой

В самом начале XVI века нидерландский город Антверпен переживал период бурной деловой активности. Ставшие хозяевами жизней буржуа раздражали своих сограждан. Человек, близкий к деньгам, неважно в какой степени, например, кассир, представлялся им существом крайне неприятным, способным практически на все. В обществе воцарилось глубокое отвращение к установленной необходимости делиться доходами - платить налоги. И, наконец, все были твердо уверены: где деньги, там сплошной обман.
Наряду с острыми проявлениями народного недовольства и хитроумными методами обхождения правил, возникла и новая тема в искусстве. На полотнах антверпенских мастеров появились неизвестные до сих пор герои. Благодаря этому возник некоторый идеологический стереотип, доживший отчасти до наших дней вместе с отвращением к налогам и недоверием к богатым.
Художники стали изображать таких монстров как менялы, сборщики податей, ювелиры и банкиры. Забавно, что эти троглодиты пришли на смену библейским и житийным персонажам. И более того, композиции первых картин этой серии были близки к каноническим.
Автор картины "Меняла с женой" Квинтин Мессис (1466 - 1530 г.г.) как раз и стал основоположником традиции изображения делового человека в Нидерландах. Сюжет стал бродячим, его отголоски и прямые воспроизведения можно наблюдать даже во французской и итальянской живописи XVI - XVII веков. Это говорит о многом, поскольку Нидерланды оставались страной, закрытой для западных влияний. Там не было ни памятников античности, ни европейских шедевров. Оттуда тоже немногое проникало в мир. А вот высокомерные и даже полукарикатурные изображения "мироедов" вполне прижились в европейском сознании. Меняла (другое название картины "Весовщик золота и его жена") на весах определяет полновесность монет, иными словами, ищет подделки, глубоко сосредоточенно. Его супруга, напротив, весьма рассеянно глядит на занятие мужа, оторвавшись от молитвенника. Последняя деталь крайне занятна. В ней кроется мораль, для XVI века безусловно актуальная. Мы же ее артикулировать не станем.