|
|
 |
 |
 |
|
БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Олег
Конюхов
Давайте начнем с финала. Приятно читать историю психического
заболевания, заранее зная, что в итоге придет психиатр и
всем, кому надо, сделает укол. Итак:
31.05.2000 года руководитель Департамента регистрации и
контроля за ведомственными нормативными актами Министерства
юстиции РФ Т. Хомчик ответила на очередной запрос депутата
Государственной Дума РФ В. Игрунова.
Приказ от 09.04.96 №4 подлежал направлению на государственную
регистрацию в Министерство юстиции РФ.
Поскольку этого не было сделано, данный документ не имеет
юридической силы и "не может служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся
в нем предписаний".
Министерство юстиции направило письмо о необходимости переработки,
переутверждения и представления Инструкции на государственную
регистрацию.
А 30.01.2001 года зам министра экономического развития и
торговли РФ В.И. Стржалковский написал в ответе тому же
депутату:
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.12.2000 №116 Инструкция
отменена.
В настоящее время Департаментом госторгинспекции, внутренней
торговли и общественного питания разрабатывается новая редакция
инструкции, которая будет утверждена в законном порядке.
Так что заранее осторожно крикнем: "Ура!" и отправимся к
началу нашей истории.
Началась она с жалобы подмосковных предпринимателей в региональную
комиссию по предпринимательству Московского объединения
ЯБЛОКО. Для тех, кто не в первый раз на наших страницах
встречает имя этой организации, поясним, что она, на сугубо
общественных началах, борется за права предпринимателей
(если уверена в их правоте), а руководитель Московского
объединения ЯБЛОКО, депутат Госдумы Вячеслав Игрунов регулярно
в этой борьбе принимает участие. Итак, вначале была жалоба.
Жаловались люди, чьи фирмы подверглись налетам торгинспекции.
Сначала их проверяла местная торгинспекция, затем - областная.
Проверки следовали одна за одной, но руководители каждой
следующей ничего не знали о предыдущей. Предпринимателей
регулярно штрафовали, но получить по поводу проверок какие-то
внятные разъяснения было невозможно: как проверяющие, так
и их руководство ни на какие вопросы не отвечали. Когда
же эксперты комиссии по предпринимательству начали выяснять,
в чем дело, стало ясно, что госторгинспекции есть что скрывать.
Ответы ее руководителей на самые, казалось бы, простые вопросы:
"На основании каких нормативных документов госторгинспекция
осуществляет проверки? На основании каких документов конкретные
контролеры получают право на проверку? Сколько раз областная
госторгинспекция имеет право проверять одну и ту же фирму?"
приводили всех в изумление.
Основным нормативным актом, на основе которого проверялись
и штрафовались сотни предпринимателей, оказалась Инструкция
самой госторгинспекции от 29.04.96 года. В этом эпохальном
документе работники одного из подразделений минторга присвоили
себе право "инспектирования предприятий торговли, общественного
питания и промышленности". При этом проверки "осуществляются
без предварительного оповещения хозяйствующих объектов,
т.е. внезапно". Инспектор перед проведением проверки мог
просто предъявить служебное удостоверение, а количество
проверок одного и того же предприятия не определено, и проверки
проводятся "до устранения нарушений на предприятиях". Вот
так. За такие права много дала бы любая преступная группировка:
не надо ни оружия, ни трений с законом - иди и бери в свое
удовольствие. Тем более, что безо всяких предписаний любой
сотрудник госторгинспекции мог подвести итоги любой проверки
по своему разумению.
После ознакомления с документальной базой, а руководители
госторгинспекции, уверенные в незыблемости своих позиций,
переслали депутату Игрунову копию инструкции, ошарашенные
"яблочники" начали обращаться с вопросами в самые разные
государственные органы. Их интересовало:
Является ли Госторгинспекция Минторга РФ федеральным
или региональным госорганом?
Является ли Госторгинспекция Минторга РФ органом исполнительной,
законодательной или иной власти РФ?
Имеет ли Госторгинспекция статус исполнительного органа
власти, или она зарегистрирована в одной из организационно-правовых
форм юридического лица, предусмотренных Гражданским кодексом?
Если она имеет особый юридический статус, то в какой организационно-правовой
форме она зарегистрирована?
Какой юридический статус имеет областная Госторгинспекция
(государственный орган исполнительной власти, фонд, учреждение,
автономная некоммерческая организация и т.д.)?
Увы, ни сама Госторгинспекция, ни министерства торговли
и юстиции, ни другие организации не могли дать конкретных
ответов. Более того, Высший арбитражный суд РФ считал, что
Госторгинспекция является государственным органов, а потому
может продолжать свою инспекционную деятельность. А Министерство
юстиции той же РФ утверждало, что Госторгинспекция не является
федеральным органом исполнительной власти, не должно регистрировать
свои акты, а потому за глупости, которые в них написаны
Минюст ответственности не несет.
Правда, уже упоминавшаяся в начале нашего повествования
руководитель Департамента регистрации и контроля за ведомственными
нормативными актами Т. Хомчик обмолвилась:
Постановлением Правительства РФ от 27.05.93 №501 (с изменениями
и дополнениями) Департаменту госторгинспекции предоставлено
право разрабатывать методические материалы, инструкции,
рекомендации по организации работы территориальных управлений
госторгинспекции.
То есть инструкции, относящиеся к внутреннему устройству
самой инспекции, но ни в коем случае - к ее правам вовне.
Однако руководитель Госторгинспекции Аскер Махмудович Нехай
категорически отмел такие предположения:
Госторгинспекция вправе осуществлять проверки с правом беспрепятственного
доступа (достаточно предъявления служебного удостоверения
Государственного инспектора) на торговые и промышленные
предприятия независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности.
Это, правда, была последняя попытка ведомственного наскока
в нашей истории. На следующее обращение в Минюст: "Может
ли "Инструкция о порядке инспектирования предприятий торговли,
общественного питания и промышленности" от 09.04.96 являться
руководством при проведении проверок юридических лиц и наложении
на них тех или иных санкций (штрафов и т.д.), или она может
регулировать только внутреннюю деятельность самой Госторгинспекции?"
был получен ответ, с которого мы начали свой рассказ.
По идее, сегодня все предприниматели, оштрафованные или
просто обобранные абреками и баскаками (вспомните школьную
историю) из Госторгинспекции, могут обратиться в суд на
ее незаконные действия. Однако, во-первых, мало кто поверит
в возможность выиграть подобный процесс. Во-вторых, в недрах
этого замечательного ведомства сейчас разрабатывается новая
Инструкция (как всегда, с большой буквы), и никто не знает,
какие в ней окажутся сюрпризы. Вряд ли организация, в течение
четырех лет "проверявшая" направо и налево с таким размахом,
захочет обидеть себя в новом документе. В-третьих, есть
ли уверенность, что Минюст в следующий раз не зарегистрирует
новую "нетленку" госторговского юридически - художественно
- криминального творчества, и борьба с новой инструкцией
станет практически невозможной. И последнее, мы уже сравнивали
действия наших чиновников с психической болезнью. Так вот:
любое успокаивающее средство действует лишь временно, после
чего пациент вновь начинает буйствовать. Кто гарантирует,
что будет по-другому?
|
|
 |
 |
 |
|
|
|