СВОЙ ВЗГЛЯД


Сергей МИТРОХИН
депутат Государственной Думы 1-го и 2-го созывов
от фракции ЯБЛОКО


Малый бизнес во власти?
Почему бы нет?!

 

- Сергей Сергеевич, мы знаем, что вы никогда не работали в бизнесе, что ваши интересы всегда были в сфере науки, политики, общественной деятельности. Но наш первый вопрос все же таков: могли ли обстоятельства сложиться так, что вы занялись бы предпринимательской деятельностью?
- Нет. Предпринимательство интересует меня только как общественный институт, один из многих в нашем обществе. Это, можно сказать, чисто научный интерес, хотя он имеет и практические выходы. Занимаясь проблемами самоуправления, я стараюсь отслеживать функционирование предпринимательства на этом уровне, пути содействия его развитию, поскольку развивать предпринимательство в стране, безусловно, необходимо.
Но сам я никогда бы не занялся предпринимательской деятельностью. Прежде всего потому, что меня никогда не интересовало зарабатывание денег как цель, а без этого, по-моему, человек не может быть предпринимателем. Во всяком случае, я не верю, что существуют такие социально ориентированные предприниматели, которых интересует сам процесс, а не его материальные результаты. Да такие предприниматели, я думаю, быстро бы разорились.
- Хорошо, вы человек, далекий от бизнеса, занимаетесь вопросами местного самоуправления. Как с этой точки зрения обстоят дела с предпринимательством? Ведь не секрет - самые тесные контакты мелкие и средние предприниматели должны поддерживать именно с представителями местной власти.
- В отношениях между предпринимателями и местными властями есть целый ряд проблем. Во-первых, рычаги управления находятся не на ближайшем к предпринимателям уровне власти, а в регионах, где порой ничего не знают о том, что происходит с предпринимательством. Так, например, обстоит дело с устанавливаемым на региональном уровне вмененным налогом.
- Вы, кстати, голосовали против закона о вмененном налоге.
- Да, но надо сказать, отношение к нему предпринимателей абсолютно неоднозначно. Многие жалуются, а недавно я разговаривал с одним предпринимателем из Ростовской области, так он объяснял, какая справедливая жизнь пошла с введением вмененного налога. Раньше его конкурент с помощью каких-то своих связей успешно уходил от налогов, а теперь платит ту же сумму вмененного налога, что и мой собеседник.
Хотя мои претензии к закону о вмененном налоге касались других его аспектов. Налог сделан региональным, а я считаю, что основные обязанности и права в данном случае должны быть переданы органам местного самоуправления. Это будет к тому же стимулировать муниципальные власти заниматься развитием малого бизнеса (во всем мире развитие малого бизнеса - одна из основных задач местных властей). Региональным же властям должны остаться контролирующие функции: правильно ли муниципалитеты собирают налог, нет ли коррупции и тому подобное.
Но у нас все делается наоборот: у местных властей отбираются рычаги развития предпринимательства на своих территориях. В нашем конкретном случае ни мэр, ни местный совет не могут проводить собственную осмысленную политику, связанную со сбором вмененного налога. Как область решит, так они и собирают. А ведь именно муниципальная власть могла бы регулировать ставки вмененного налога в зависимости от потребностей в той или иной продукции, давала бы право освобождать от его уплаты предпринимателей, допустим, в первый год их деятельности, чтобы новое предприятие могло встать на ноги. Конечно, при этом необходим строгий контроль, чтобы предупредить возможные злоупотребления. А мы сделали опору на регионы, хотя это - слишком крупное территориальное образование чтобы проводить гибкую политику в каждом конкретном городке и поселке.
- Но, может быть, сами предприниматели, войдя в местные или региональные структуры власти, смогли бы изменить положение к лучшему?
- Все, конечно, может быть, но пока практика показывает, что в региональные структуры власти гораздо охотнее идут директора промышленных предприятий, которые активно лоббируют свои интересы. Что же касается местных органов самоуправления, то там преобладают учителя и врачи, которым вопросы предпринимательства мало интересны, поскольку они плохо разбираются в вопросах бюджета, займов, собственности. Если же предприниматели начнут входить в органы местной власти, они, безусловно, смогут положительно влиять на ситуацию. В первую очередь, они смогут контролировать деятельность исполнительной власти, на которую пока множество нареканий.
- Но где гарантии, что придя во власть, предприниматели не займутся откровенным лоббированием собственных коммерческих интересов?
- Разумеется, будут лоббировать. У нас повсеместно не существует жесткой процедуры муниципального заказа, так что здесь много разнообразных возможностей. Возьмем хотя бы Москву, где средства массовой информации называют колоссальную сумму состояния столичного мэра: триста, чуть ли не пятьсот миллионов долларов, и указывают на коммерческую деятельность жены Лужкова как на источник этих денег. Ее фирмы производят различные изделия для городских нужд (сама она по телевидению рассказывала о пластиковых креслах для стадиона в Лужниках). И это картина, наблюдаемая повсеместно, практически во всех регионах. Так что вхождение предпринимателей в местные органы власти просто создаст здоровую конкуренцию на этом уровне.
И потом мы все же придем к тому времени, когда у бизнеса, в том числе малого, появятся и стойкие общественные интересы. Предприниматели перестанут думать только о своих прибылях, а задумаются и о создании стабильной среды, способствующей нормальному гарантированному развитию бизнеса в будущем. И тогда их роль в органах власти изменится и станет исключительно прогрессивной.
Пока же у нас во власть приходит крупный бизнес, и действия его, увы, не вызывают симпатий. Но будем надеяться, что все еще изменится к лучшему.

Беседу вели
Владимир БУЕВ, Елена АЛХИМОВА