|
|
 |
 |
 |
|
СВОЙ
ВЗГЛЯД
Сергей МИТРОХИН
депутат
Государственной Думы 1-го и 2-го созывов
от фракции ЯБЛОКО
Малый бизнес во власти?
Почему бы нет?!
-
Сергей Сергеевич, мы знаем, что вы никогда не работали в
бизнесе, что ваши интересы всегда были в сфере науки, политики,
общественной деятельности. Но наш первый вопрос все же таков:
могли ли обстоятельства сложиться так, что вы занялись бы
предпринимательской деятельностью?
-
Нет. Предпринимательство интересует меня только как общественный
институт, один из многих в нашем обществе. Это, можно сказать,
чисто научный интерес, хотя он имеет и практические выходы.
Занимаясь проблемами самоуправления, я стараюсь отслеживать
функционирование предпринимательства на этом уровне, пути
содействия его развитию, поскольку развивать предпринимательство
в стране, безусловно, необходимо.
Но сам я никогда бы не занялся предпринимательской деятельностью.
Прежде всего потому, что меня никогда не интересовало зарабатывание
денег как цель, а без этого, по-моему, человек не может
быть предпринимателем. Во всяком случае, я не верю, что
существуют такие социально ориентированные предприниматели,
которых интересует сам процесс, а не его материальные результаты.
Да такие предприниматели, я думаю, быстро бы разорились.
- Хорошо, вы человек, далекий от бизнеса, занимаетесь
вопросами местного самоуправления. Как с этой точки зрения
обстоят дела с предпринимательством? Ведь не секрет - самые
тесные контакты мелкие и средние предприниматели должны
поддерживать именно с представителями местной власти.
- В отношениях между предпринимателями и местными властями
есть целый ряд проблем. Во-первых, рычаги управления находятся
не на ближайшем к предпринимателям уровне власти, а в регионах,
где порой ничего не знают о том, что происходит с предпринимательством.
Так, например, обстоит дело с устанавливаемым на региональном
уровне вмененным налогом.
- Вы, кстати, голосовали против закона о вмененном налоге.
- Да, но надо сказать, отношение к нему предпринимателей
абсолютно неоднозначно. Многие жалуются, а недавно я разговаривал
с одним предпринимателем из Ростовской области, так он объяснял,
какая справедливая жизнь пошла с введением вмененного налога.
Раньше его конкурент с помощью каких-то своих связей успешно
уходил от налогов, а теперь платит ту же сумму вмененного
налога, что и мой собеседник.
Хотя мои претензии к закону о вмененном налоге касались
других его аспектов. Налог сделан региональным, а я считаю,
что основные обязанности и права в данном случае должны
быть переданы органам местного самоуправления. Это будет
к тому же стимулировать муниципальные власти заниматься
развитием малого бизнеса (во всем мире развитие малого бизнеса
- одна из основных задач местных властей). Региональным
же властям должны остаться контролирующие функции: правильно
ли муниципалитеты собирают налог, нет ли коррупции и тому
подобное.
Но у нас все делается наоборот: у местных властей отбираются
рычаги развития предпринимательства на своих территориях.
В нашем конкретном случае ни мэр, ни местный совет не могут
проводить собственную осмысленную политику, связанную со
сбором вмененного налога. Как область решит, так они и собирают.
А ведь именно муниципальная власть могла бы регулировать
ставки вмененного налога в зависимости от потребностей в
той или иной продукции, давала бы право освобождать от его
уплаты предпринимателей, допустим, в первый год их деятельности,
чтобы новое предприятие могло встать на ноги. Конечно, при
этом необходим строгий контроль, чтобы предупредить возможные
злоупотребления. А мы сделали опору на регионы, хотя это
- слишком крупное территориальное образование чтобы проводить
гибкую политику в каждом конкретном городке и поселке.
- Но, может быть, сами предприниматели, войдя в местные
или региональные структуры власти, смогли бы изменить положение
к лучшему?
- Все, конечно, может быть, но пока практика показывает,
что в региональные структуры власти гораздо охотнее идут
директора промышленных предприятий, которые активно лоббируют
свои интересы. Что же касается местных органов самоуправления,
то там преобладают учителя и врачи, которым вопросы предпринимательства
мало интересны, поскольку они плохо разбираются в вопросах
бюджета, займов, собственности. Если же предприниматели
начнут входить в органы местной власти, они, безусловно,
смогут положительно влиять на ситуацию. В первую очередь,
они смогут контролировать деятельность исполнительной власти,
на которую пока множество нареканий.
- Но где гарантии, что придя во власть, предприниматели
не займутся откровенным лоббированием собственных коммерческих
интересов?
- Разумеется, будут лоббировать. У нас повсеместно не существует
жесткой процедуры муниципального заказа, так что здесь много
разнообразных возможностей. Возьмем хотя бы Москву, где
средства массовой информации называют колоссальную сумму
состояния столичного мэра: триста, чуть ли не пятьсот миллионов
долларов, и указывают на коммерческую деятельность жены
Лужкова как на источник этих денег. Ее фирмы производят
различные изделия для городских нужд (сама она по телевидению
рассказывала о пластиковых креслах для стадиона в Лужниках).
И это картина, наблюдаемая повсеместно, практически во всех
регионах. Так что вхождение предпринимателей в местные органы
власти просто создаст здоровую конкуренцию на этом уровне.
И потом мы все же придем к тому времени, когда у бизнеса,
в том числе малого, появятся и стойкие общественные интересы.
Предприниматели перестанут думать только о своих прибылях,
а задумаются и о создании стабильной среды, способствующей
нормальному гарантированному развитию бизнеса в будущем.
И тогда их роль в органах власти изменится и станет исключительно
прогрессивной.
Пока же у нас во власть приходит крупный бизнес, и действия
его, увы, не вызывают симпатий. Но будем надеяться, что
все еще изменится к лучшему.
Беседу
вели
Владимир БУЕВ, Елена АЛХИМОВА
|
|
 |
 |
 |
|
|
|