ЕСТЬ МНЕНИЕ

 

Дмитрий РУБВАЛЬТЕP,
заведующий кафедрой Института
экономики и управления в промышленности


Уроки "Нового курса"

Думается, что сегодня социально-экономическая ситуация России, при всей условности подобных аналогий, в какой-то мере близка "Великой депрессии" - экономическому и социально-политическому кризису в США в 30-е годы. "Новый курс" президента Ф.Д. Рузвельта в корне изменил положение в стране, возродил её экономику, вернул ей место и престиж в мировом сообществе. В этом смысле, поиск нетрадиционных, с позиций старых доктрин, подходов, выдвинутых Рузвельтом в его "Новом курсе", представляет для нас особое значение. Кстати сказать, к трезвой оценке "Нового курса" призывают нас сегодня и многие выдающиеся американские учёные и государственные деятели. Это особенно справедливо, если учесть, что современное правительство США в основу своей деятельности положило принципы экономической политики Ф.Д.Рузвельта и Дж.Ф.Кеннеди - активных сторонников государственного регулирования экономики. Как бы продолжая эту политику, У.Клинтон, выступая в феврале 1993 года в Конгрессе, внёс свой "План возрождения Америки" - пакет чрезвычайных мер государственного регулирования, предусматривающих долгосрочную программу демилитаризации и реконструкции американской экономики.
Четыре года правления президента-республиканца Г.Гувера, с 1929 по 1933 год активно проводившего политику "свободного рыночного хозяйства" и предельного ограничения вмешательства государства в условиях мирового и национального экономических кризисов, подорвали экономику США, привели к гигантским социально-экономическим катаклизмам и социальной поляризации. Над США, по признанию многих политических деятелей и учёных, реально нависла мрачная перспектива смены общественно-политического строя в виде германского или советского вариантов тоталитаризма. В 1932 году в США насчитывалось 15 млн безработных( каждый четвёртый занятый), разорилось более 5 тысяч банков, более 32 тысяч частных компаний. Национальный доход упал вдвое. Две трети американской промышленности сконцентрировалось в руках 600 крупнейших корпораций, устоявших в ходе кризиса, 60% национального богатства сосредоточилось в руках 1% населения - богатейших семейств Америки. В тоже время в конце 1932 года 34 млн человек были лишены всяких доходов. К этому следует добавить 11 млн фермерских семей, голодавших на своей земле.
Страну захлестнули толпы голодных походов безработных, массовые беспорядки и гигантский рост преступности. На этом фоне происходили очередные президентские выборы. В период предвыборной кампании Г.Гувер, отстаивая экономическую политику республиканцев, заявил : "Эта предвыборная кампания нечто большее, чем спор между двумя людьми, нечто большее, чем спор между двумя партиями. Это спор между двумя философиями государственного управления". Гувер утверждал, что от "Нового курса" "открыто пахнет социализмом".
Проводя активную предвыборную кампанию, Ф.Д.Рузвельт излагал контуры будущей программы деятельности правительства. Прежде всего он подчёркивал необходимость активных действий и активного руководства. Из намеченных мер он выделял государственную помощь фермерам и безработным, организацию общественных работ для молодёжи, реформу банковской системы и установление "экономического конституционного порядка", где все люди "будут пользоваться правом зарабатывать себе на жизнь". Программа Рузвельта вызвала большой отклик среди широких слоёв населения, результатом которого явилась его внушительная победа на президентских выборах в ноябре 1932 года. За Ф.Д.Рузвельта проголосовало 22,8 млн человек против 15,7 млн человек - за Г.Гувера.
В марте 1933 года Рузвельт вступил в Белый дом. После принятия присяги он выступил с речью, которая стала программной и принесла ему первое признание американского народа. "Наступило время, - заявил он, - чтобы сказать вам правду, всю правду открыто и смело." В то же время президент заверил страну в наличии необходимых возможностей для преодоления экономического кризиса. Рабочим была обещана работа, фермерам - стабилизация цен на сельскохозяйственные продукты, вкладчикам капитала - ликвидация спекуляций на биржах. Он подчеркнул, что "в условиях чрезвычайной обстановки в стране необходимо сосредоточение чрезвычайной исполнительной власти в руках президента, как если бы США были объектом иностранной интервенции".
Страна ждала от нового президента неординарных действий. Рузвельт ещё до выборов собрал вокруг себя "мозговой трест" - группу талантливых учёных, экономистов и политиков (Р.Моли, Р.Тагуэл,А.Розерман, Д.О.Коннер,А.Таусик, Д.Джонсон и др.). Сотрудники "мозгового треста" отдавали себе отчёт в том, что ситуация требует решительных действий правительства, иначе страна погрузится в пучину экономического хаоса. 5 марта 1933 года первым президентским указом все банки страны были временно закрыты для проверки их финансовой деятельности. 12 марта созванный на чрезвычайную сессию конгресс США принял особый закон, согласно которому в стране сначала возобновили свою деятельность 12 федеральных резервных банков федеральной резервной системы, затем постепенно после ревизии начали открываться частные банки, получившие государственную поддержку. В тоже время более 6 тыс. банков, обвинённых в нарушениях финансовой деятельности, прекратили своё существование. Конгресс также предоставил президенту чрезвычайные полномочия.
Уже в первые 100 дней пребывания у власти правительство Ф.Д.Рузвельта продемонстрировало, что оно располагает мощным пакетом практических предложений. В результате правительственных закупок излишков продукции у фермеров были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены ассигнования на организацию общественных работ, введено социальное страхование, начато дешёвое гражданское строительство, расширены права профсоюзов. Кроме того были проведены успешные действия по санированию банковской системы, предотвращению массового изъятия вкладов из банков, прекращению оттока золота из страны. Особое место в числе осуществлённых правительством в первые 100 дней деятельности мер занимала отмена "сухого закона". Свободная продажа алгокольных напитков, обложенных высоким федеральным налогом, обеспечила поступление в казну значительных дополнительных средств.
В краткосрочном плане главные цели "Нового курса" заключались в решении социально-экономических проблем: предупреждении социального взрыва, восстановлении национальной экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, стабилизации финансово-кредитной системы и денежного обращения. "Мозговой трест" предполагал, что отказ от "золотого стандарта" - ключевого положения "Нового курса" - приведёт к стабилизации денежного обращения, введению жёсткого контроля над денежной эмиссией и достижению равновесия между производством и денежным обращением. Однако, основное значение "Нового курса" состояло в том, что он в общих чертах обозначил контуры государственного планирования и программирования экономики, адекватных ХХ столетию. В этом смысле можно сказать, что США вошли в двадцатый век лишь в тридцатых годах, когда был положен конец экономической политике "свободного" рынка, по сути адекватной веку девятнадцатому. В рамках "Нового курса" были сформированы такие рычаги государственного регулирования и хозяйствования, как федеральная резервная система, федеральная налоговая система и федеральная контрактная система, а также блок органов государственного управления, предназначенных обеспечивать чёткое функционирование и взаимодействие элементов "политического треугольника": государства, капитала и труда.
Именно в период глубочайшего социально-экономического кризиса в США был заложен каркас современной структуры управления, насчитывающей более 100 различных министерств, ведомств, агентств, комитетов, управлений. Как показывает практика, для осуществления решительного поворота в экономической политике идея огульного сокращения государственного аппарата является ошибочной. Это понимал и Ф.Д.Рузвельт, который подчёркивал, что "стране и экономике нужно не сокращение государственных расходов, а их многократное наращивание". Начатое в 1933 году 15%-процентное сокращение фонда заработной платы федеральных ведомств было вскоре приостановлено, а в конце 1933 года он был полностью восстановлен. Рузвельт - единственный американский президент, избранный на 4 срока и пробывший в Белом доме 12 лет с 1933 по 1945 год. Тем не менее основные положения экономической политики "Нового курса" заложены в пакете законов, принятых в Конгрессе в 1933 году, при этом они были внесены президентом в качестве проектов в первые 100 дней его пребывания у власти.
В их число вошли законы США: " О банковской деятельности", "Об экономии", "О трудовых лагерях и гражданском строительстве", "Об отказе от золотого стандарта", "О чрезвычайной помощи", "О закладных фермерского имущества", "О реконструкции сельскохозяйственного производства", "О создании Администрации управления долиной Теннесси", "О займах для индивидуальных домовладельцев", "О честности в биржевых операциях и торговле ценными бумагами", "О реконструкции и восстановлении промышленности", "Гласс-Стигеля о банковской деятельности", "О фермерском кредитовании" и "Покупай американское".
Все они в той или иной степени, с последующими поправками, сейчас входят в "Свод законов США" , являясь важнейшим инструментом государственно-правового регулирования американской экономики. С позиций современных российских реалий полезно рассмотреть закон "Покупай американское". Этот акт имел многоцелевое стратегическое назначение, содействуя укреплению национальной экономики. Он содержал запрет на использование любых иностранных товаров при выполнении государственных заказов, если только их цена была не менее чем в два раза ниже соответствующих американских товаров или они были в два раза выше по качеству. Впоследствии этот закон стал основой для закрытия государственного военного рынка для иностранных фирм. Помимо полного закрытия доступа на государственный рынок иностранных товаров и услуг, он одновременно предусматривал установление товарных квот для различных отраслей промышленности стран Западной Европы и других конкурентов США по продаже этих товаров на общенациональном рынке.
Правительство Ф.Д.Рузвельта предпринимало активные шаги и меры антикризисного регулирования.Однако они не могли привести к быстрым результатам. Глубокая перестройка механизмов регулирования экономикой от "свободного рынка" к активному государственному воздействию требовала времени и усилий всего общества. Сказалось также активное противодействие президенту внутри правящей элиты, как среди республиканцев, так и со стороны членов его партии - демократов, финансово-промышленных олигархов, противившихся всяческому контролю со стороны государства за своими действиями. В период президентской кампании 1936 года свыше 70 газет 15 крупнейших городов США вели подлинную травлю Рузвельта, называя его коммунистом, социалистом, предателем своего класса. Тем не менее, в ноябре 1936 года он был переизбран президентом США на второй срок, получив 27,7 млн голосов против 16,6 млн кандидата республиканцев. В экономике, однако, положение оставалось сложным: после короткого экономического подъёма в 1935-1936 гг., во второй половине 1937 года в стране разразился новый кризис, затронувший промышленность, сельское хозяйство и торговлю. В течение всех 30-х годов промышленность США была загружена примерно на две трети своей мощности, и в стране постоянно имелось не менее 10 млн безработных.
Вторая мировая война, начавшаяся в сентябре 1939 года, в значительной степени предопределила дальнейшее развитие американской экономики, характер и формы её регулирования, в огромной мере способствовала выходу экономики из кризиса. В стране начала бурными темпами расти деловая активность, количество безработных резко уменьшилось, промышленность была завалена государственными военными заказами. В 1941 году начался подъём экономики, страна окончательно вышла из кризиса. Заложенный президентом Рузвельтом в рамках "Нового курса" государственный механизм регулирования экономики начал по мере обострения военно-политической обстановки в мире постепенно трансформироваться в разветвлённый механизм военно-государственного регулирования и хозяйствования. Вступление США во вторую мировую войну, принятие серии законов о военном производстве и обороне в 1940 году завершили этот процесс. Государственное программирование экономики и государственное планирование военного производства стали его неотъемлемой частью.
Хотя в осуществлении "Нового курса" принимало участие большое число лиц и в государственном аппарате, и среди общественности, особая роль принадлежит Ф.Д.Рузвельту - выдающемуся представителю предпринимательского класса США, человеку огромного государственного ума и личного обаяния. Он сам являлся главным пропагандистом "Нового курса", отстаивая его как среди противников в Конгрессе, так и внутри различных социально-экономических слоёв Америки. Рузвельт не был открытым "кейнсианцем" по убеждениям, но был выдающимся политиком и прагматиком в осуществлении основных идей Дж.М.Кейнса. Внешне он держался далеко от Кейнса и его сторонников, памятуя о негативном отношении к ним со стороны правящего класса США, воспринимавших их как социалистов. Однако, ряд сотрудников "Мозгового треста": Таусик, Бёрли и другие - были хорошо знакомы с Кейнсом, его идеями государственного регулирования и особенно ролью государственных расходов.
"Новый курс", означавший введение постоянных механизмов государственного регулирования экономики США, был обусловлен провалом традиционных методов регулирования экономики ХIХ века, основывающихся на теории "свободного рыночного хозяйства". Страны Западной Европы уже после первой мировой войны вступили на путь государственного регулирования экономики. Капитализм США оказался в тридцатые годы неспособным без государства и его механизмов регулирования самостоятельно противостоять циклическим кризисам. Программа "Нового курса" носила долгосрочный стратегический характер, и её реализация в полном объёме, естественно, требовала длительного периода времени (по сути несколько десятилетий). Сегодня она в огромной мере - основа государственного регулирования и хозяйствования США, а её принципиальные подходы служат признанным инструментом антикризисного регулирования в этой стране. И хотя две предшествующие республиканские администрации Р.Рейгана и Дж.Буша нарочито декларировали свою приверженность "свободному рыночному хозяйству", на деле их экономическая политика базировалась на основных рычагах государственного регулирования: федеральном бюджете, федеральной системе заказов на товары и услуги, федеральной контрактной системе, федеральной налоговой системе, федеральной резервной системе.
Естественно, возникает вопрос о возможности использования ключевых положений политики "Нового курса" в условиях острого социально-экономического кризиса в России. Думается, что существует ряд возможных направлений их использования.
Во-первых, это усиление государственного воздействия на экономику, принципиальный отказ от монетаристских концепций "свободного рыночного хозяйства", формирование, развитие и использование всех элементов государственного регулирования. Во-вторых, в основу разработки федерального бюджета кладётся принцип программно-целевого планирования: федеральный бюджет должен строиться на основе программ, их целей, содержания, источников финансирования и механизма реализации. Иными словами: "Закон - план - программа".
В-третьих, реконструкция банковской системы, реформа, стабилизация финансово-кредитного рынка.
В-четвёртых, принятие и реализация долгосрочной программы восстановления и развития отечественной промышленности, базирующейся на единой государственной научно-технической и промышленной политике по принципу "покупай отечественное", с введением необходимых протекционистских мер по защите национальных интересов отечественной науки, техники и промышленности. Одновременно осуществляется комплекс мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
В-пятых, формирование современной сельскохозяйственной политики на основе планирования оптимальных объёмов производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья и выборочной поддержки сельхозпроизводителей.
В-шестых, введение программ занятости и общественных работ, особенно для молодёжи с целью рассасывания безработицы и сохранения трудового потенциала.
И, наконец, как показывает опыт "Нового курса", успешное проведение преобразований напрямую зависит от подбора команды единомышленников, руководствующихся единой программой, действующих активно и решительно. Речь отнюдь не идёт о партийных пристрастиях - в администрации Ф.Д.Рузвельта ряд ключевых постов занимали республиканцы, но о понимании момента и необходимости принимаемых мер, высоком профессионализме и ответственности перед страной и народом.