[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
 
Как соскочить со спины тигра
За два дня до выборов, 1 июля президент Ельцин в своих программных ответах "Интерфаксу" заявил: "Война в Чечне выдохлась. Мирные процессы нарастают... Мир наступит неизбежно".
13 сентября 1996 года
 
К сожалению, все произошло с точностью до наоборот, выдохлись "мирные процессы". Едва подвели итоги президентских выборов, президент удалился на отдых, а в Чечне вновь закрутилось колесо войны.

С начала перемирия 1 июня обе стороны накопили друг к другу претензии, но вот 6 июля командующий федеральными силами Тихомиров обратился с ультиматумом к Яндарбиеву, публично назвав партнера президента Ельцина по переговорам "бандитом", а после отдал приказ о возобновлении артобстрелов и авианалетов на чеченские села. Войска начали перебрасываться назад и штурмовать населенные пункты по полной программе. Секретарь Совета безопасности Лебедь заявил, что переговоры надо вести с правительством Завгаева. Министр внутренних дел Куликов, посетив Чечню, высказался против вывода войск и с похвальной оперативностью раскрыл в московских взрывах "чеченский след" всего лишь на основе радиоперехвата разговора двух анонимных абонентов.

Итак, в Чечне снова потянулись толпы беженцев из сожженных сел, множатся свежие могилы, заполняются "грузом 200" авиарейсы в Россию, война продолжается...

Как гласит древнекитайская поговорка, "легче забраться на спину тигра, чем с него слезть", войну гораздо проще начать, чем закончить. Теперь, после отставки Грачева, Егорова, Ерина и других деятелей, втянувших Ельцина в чеченскую авантюру, ответственность за ее продолжение ложится только на президента. Если он действительно хочет прекратить войну, - во что поверили миллионы избирателей, отдавших ему свои голоса, - он должен понять, что просто его желания и даже повеления для этого недостаточно. Необходимо сделать несколько трудных шагов и сломать сопротивление ряда влиятельных людей и организаций.

Первое. Президент должен взять ситуацию под личный контроль, чтобы решать беспрерывно возникающие проблемы на высшем уровне государственной ответственности. Он обязан наладить независимые источники информации о событиях, чтобы избежать ее "препарирования" заинтересованными ведомствами. 
 
Второе. Нужно раз и навсегда покончить с иллюзией, что в Чечне возможно военное решение проблемы, что кого-то там можно "добить" и подписать договор о безоговорочной капитуляции. Вся история последних десятилетий учит, что в войнах такого рода партизаны в конце концов побеждают, если не терпят решающего поражения, а правительственные войска проигрывают, если не одерживают решительной победы. После полутора лет войны решительная победа в Чечне отдаленнее, чем когда бы то ни было.

Третье. Чеченский народ страшно устал от войны и поддержит любое соглашение, которое даст мир и избавит Чечню от федеральных войск. Но и армия находится в тяжелейшем материальном и моральном положении. Речь идет как о неясности ее правового статуса (как и статуса всей зоны конфликта и военной операции), так и о неопределенности прав и льгот военнослужащих, их страхования по ранению или смерти, об отсутствии жилья для их семей в остальной России. О плачевном положении с обеспечением войск денежным довольствием, медикаментами, техникой, обмундированием и так далее. Армия вынуждена расплачиваться за непопулярную и безнадежную войну, она не понимает, за что воюет и кого защищает.

Четвертое. Нужно прекратить игры в переговоры. Их можно вести только с теми, от кого реально зависит предмет переговоров - прекращение войны и установление мира. Это значит, что ни с руководством Завгаева, ни с сельскими старейшинами, ни с полевыми командирами переговоры ничего не дадут, кроме самообмана.

Пятое. Те, кто вел войну, никогда не смогут обеспечить мирное урегулирование. Ибо если соглашение не есть капитуляция противника, а какой-либо компромисс, то оно символизирует их военную неудачу. Президент должен сменить военачальников в центре и на местах и назначить опытных и непредвзятых генералов, чтобы контролировать и координировать прекращение огня, разведение сил, разоружение оппозиции.

Шестое - механизм переговоров. Президент и премьер слишком заняты прочими делами, чтобы ежедневно заниматься Чечней, а на уровне министров и ниже не хватает компетенции для принятия решений и подчинения силовых структур единому мирному плану. Значит, необходимо назначение полномочного исполнителя президентской политики с приданием ему статуса на уровне вице-премьера и прямого постоянного доступа к обоим высшим лицам государства.

Ясно, что перемирие будут срывать с обеих сторон, война имеет большую инерцию и скрывает слишком много страшных тайн. Следовательно, главнейшее условие соблюдения соглашений
- специальная контрольная комиссия, включающая представителей как Москвы и вооруженной оппозиции, так и промосковских властей Чечни, а также обязательно нейтральных представителей, например, из других республик РФ, стран СНГ и от ОБСЕ. Эта комиссия будет объективно расследовать случаи нарушения соглашений, чтобы стороны не сваливали друг на друга вооруженные провокации, как летом 1995 года и летом нынешнего года.

Война не "выдохнется", не замрет сама собой, а скорее, будет разрастаться. Нескончаемый поток гробов из Чечни, финансовая "течь" войны, ее деморализующий эффект на общество и армию, периодические реальные теракты (в отличие от странных нынешних), утрата доверия к президенту, растущая международная изоляция
- будут все сильнее расшатывать государство, усиливая тягу властей к авторитаризму и чрезвычайщине.

Российская демократия выстояла на выборах, но теперь ей предстоит победить войну. Иначе война покончит с демократией, сделав то, что не удалось коммунистам 3 июля 1996 года.
 

Алексей Арбатов, Депутат Государственной Думы Российской Федерации
Фракция «ЯБЛОКО», зам. председателя Комитета Госдумы по обороне
«ЯБЛОКО Подмосковья», 13 сентября 1996 года, № 25, с.6
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]