[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

II. ФАКТЫ ГОВОРЯТ...
(События, цифры, информация)
Оборонно-промышленный комплекс страны
Экспорт российской военной техники


Опустошительное цунами, которое в конце 2004 г. обрушилось на страны Юго-Восточной Азии, может существенно повлиять на экспорт российских вооружений. Так, 7 января 2005 г. министр обороны Индонезии Ювоно Сударсоно заявил, что вместо 12 российских истребителей Су-30 Индонезия закупит (сумма предполагаемой сделки оценивалась в 890 млн долл.) американские военно-транспортные самолеты «Геркулес» и вертолеты, необходимые для ликвидации последствий цунами. По мнению российских экспертов, заморозит на несколько лет свое намерение закупить Су-30МК и Таиланд. В отношении Малайзии прогноз не столь пессимистичен. Эту страну бедствие затронуло меньше соседних государств. К тому же Малайзия уже заключила 2003 году контракт на закупку 18 истребителей Су-30МКМ на сумму более 900 млн долл. Работы по модернизации Су-30 в вариант Су-30МКМ уже выполняются, и согласно подписанным соглашениям первые поставки должны начаться в 2006 году. По мнению экспертов, предполагаемая сумма упущенной выгоды российского ОПК может составлять до 1,5 млрд долл. [4].

По информации директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева, в 2004 г. поступления в Россию от продажи вооружений и военной техники составили 6 млрд долл. Из них 5,12 млрд долл. пришлось на поставки по линии ФГУП «Рособоронэкспорт» в 56 стран мира, а также для ООН. Доля других самостоятельных субъектов ВТС распределилась следующим образом: Тульское КБП – 242 млн, РСК «МиГ» – 170 млн долл., КБМ (г. Коломна) – 80 млн, НПО машиностроения (г. Реутов) – 32 млн долл. Четырнадцать оборонных предприятий, имеющих лицензии на самостоятельный экспорт запчастей к ВВТ, в совокупности получили 366 млн долл.

В 2004 г. авиационного вооружения было экспортировано на 62%, морская составляющая экспорта увеличилась до 24%, а вооружения ПВО – 6%. Доля экспорта вооружения Сухопутных войск составила около 6% и была обеспечена в основном за счет поставок стрелкового оружия, средств ближнего боя и бронетранспортеров БТР-80.

Портфель заказов удерживается на уровне 14–15 млрд долл. Помимо традиционных партнеров достаточно активно себя ведут Вьетнам, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Мьянма, ряд других стран. Существуют хорошие перспективы сотрудничества в Северной Африке (Марокко) и на Ближнем Востоке (Оман, Саудовская Аравия) [14, 16].

Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов сообщил, что с 2005 года будет преобладать экспорт российской военно-морской техники и вооружений. На сегодняшний день из портфеля заказов в 12 млрд долл. больше половины составляют договоры по военно-морской линии. ФГУП «Рособоронэкспорт» подходит к потолку (5–6 млрд долл.) объемов продаж за рубеж вооружений и техники, так как у серийных предприятий нет возможностей выпускать более современную продукцию, в отличие от конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Для решения этой проблемы нужны инвестиции коммерческих структур или самого государства [9].

За 2004 г. компания уплатила налогов на сумму свыше 75 млн долл., в том числе в федеральный бюджет – 55 млн, бюджет Москвы – 20 млн, бюджеты других городов – 300 тыс. долл. В течение года ФГУП «Рособоронэкспорт» оказал помощь 25 предприятиям на сумму 151 млн долл. в виде поручительств, под которые были получены банковские кредиты. Более того, компания из собственных средств выдала займы предприятиям на 10 млн долл.

В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод реализует несколько экспортных контрактов на поставку бронетанковой техники. В частности, предприятие отправляет в Уругвай 48 вездеходов «Водник», в Судан и Уганду, соответственно, 30 и 14 бронетранспортеров БТР-80. Предприятие активно занимается модернизацией ранее выпущенных БТР-60, БТР-70 и БРДМ-2 [17].

Согласно подписанному в феврале 2005 г. контракту АО «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область) в мае – июне поставит ВМФ Мексики 22 грузовых автомобиля. Ранее уже было поставлено 52 автомобиля «Урал» и планируется создание в Мексике производства по их сборке.

НПО «Сатурн» планирует поставить несколько сотен двигателей АЛ-55, стоимость каждого из которых составляет около 1 млн долл., для индийских учебно-тренировочных самолетов (УТС) HJT-36. Индия рассматривает также возможность оснащения двигателями АЛ-55 перспективных двухдвигательных УТС HJT-39, разрабатываемых на базе однодвигательных HJT-36. Если будет принято положительное решение по этому вопросу, количество поставляемых российских двигателей может увеличиться до 1000 единиц. Контракт должен быть подписан в течение 2005 г., а поставки начаться через полтора года после этого. Двигатель создается НПО «Сатурн» в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением.

По информации исполнительного директора Ирбитского мотоциклетного завода (Свердловская обл.) Владимира Юдина, к отправке в Ирак подготовлена очередная партия мотоциклов «Урал». Весь контракт составляет 2 тыс. этих машин и должен быть завершен к концу марта 2005 г. В дальнейшем предполагается заключить контракты на поставку мотоциклов в Иорданию, Сирию и Иран [18].

По сообщению генерального директора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, 10 марта 2005 г. в г. Каракасе был подписан контракт на поставку в Венесуэлу российских вертолетов. Российская сторона поставит южно-американской республике 10 вертолетов. Все поставляемые в Венесуэлу машины будут изготовлены специально для эксплуатации в условиях влажного и тропического климата этой страны. Сумма контракта составила 120 млн долл. [22].

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]