| Комитет Государственной Думы по законодательству рассмотрел положения 
                статьи 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации 
                и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания 
                Российской Федерации" в части возможности привлечения бывших 
                депутатов Государственной Думы к уголовной ответственности и полагает 
                необходимым отметить следующее. Частью 6 статьи 19 Федерального Закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ 
                "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной 
                Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. 
                ФЗ от 05.07.99 № 133-ФЗ) (далее - Федеральный закон) установлено, 
                что депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной 
                ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при 
                голосовании в Государственной Думе Федерального Собрания Российской 
                Федерации и другие действия, соответствующие статусу депутата 
                Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. 
               Если в связи с такими действиями депутат Государственной Думы 
                допустил публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность 
                за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного 
                дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется 
                только в случае лишения депутата Государственной Думы неприкосновенности. Таким образом, в отношении бывших депутатов Государственной Думы 
                установленная Федеральным законом неприкосновенность (в смысле 
                недопустимости в отношении их возбуждения уголовного дела, производства 
                дознания, предварительного следствия без дачи на то согласия Государственной 
                Думы) действует только в части правонарушений, допущенных ими 
                в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы, 
                причем только тех правонарушений, которые так или иначе были связанны 
                с действиями (полномочиями), соответствующими статусу депутата 
                Государственной Думы. Виды и формы действий, соответствующих статусу депутата Государственной 
                Думы, установлены статьями 7, 8, 11, 12, 14, 16 и 17 Федерального 
                закона. При этом Федеральный закон не устанавливает исчерпывающего 
                перечня видов и форм деятельности депутата Государственной Думы, 
                соответствующих его статусу. В частности, часть 3 статьи 7 Федерального 
                закона устанавливает, что "деятельность члена Совета Федерации, 
                депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных 
                формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим 
                Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания". Таким образом, для привлечения бывшего депутата Государственной 
                Думы к уголовной ответственности за вышеуказанные действия требуется 
                согласие Государственной Думы Федерального Собрания Российской 
                Федерации. Выполнение указанного условия особенно необходимо в тех случаях, 
                когда в отношении бывшего депутата Государственной Думы выдвигается 
                обвинение в совершении преступления, связанного с использованием 
                его депутатских полномочий. Порядок лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы 
                установлен статьей 20 Федерального закона. |