[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] ["Яблоко" и Правительство РФ]
"Яблоко" и Правительство РФ
«Яблоко» о задачах нового Правительства России
Депутаты фракции «Яблоко» в Государственной Думе России Сергей Дон и Алексей Михайлов отвечают на вопросы специально для читателей «яблочного» сайта в «Интернет»
23 мая 1999 года
- Отправленное в отставку Правительство Примакова считало одним из главных своих достижений тот факт, что была достигнута экономическая стабилизация, страну удалось удержать от гиперинфляции. Что вы думаете об этом?

Алексей Михайлов: Стабилизация в экономике достигнута за счет того, что перестали удерживать рубль и пустили его в «свободное плавание» для выхода на новый равновесный уровень. При этом не индексировалась зарплата, обесценились долги бюджета по зарплате и оказалось возможным их сократить. Ну, а то, что реальная зарплата упала на 42%, (март 1999 к марту 1998) - в этом виновато, конечно, предыдущее Правительство. «Заслуга» Правительства Примакова только в том, что оно не вмешивалось в экономические процессы, не делало почти ничего для того, чтобы смягчить удар кризиса по населению России. В общем, плыло по течению …

- Но Правительство заявляло, что экономический рост наблюдается на протяжении последних 6 месяцев...

Сергей Дон: Это - не экономический рост, а структурные изменения в экономике. Весь «рост» происходит за счет импортозамещения в результате падения рубля в 4 раза и удешевления российских товаров. Но этот «рост» - чисто временное явление, так как он происходит на фоне сокращения конечного спроса в экономике. Все его элементы резко упали. 

Судите сами. Реальная зарплата сократилась на 42% (март 1999 к марту 1998), розничный товарооборот - на 15% к докризисному уровню, инвестиции упали на 10% (1 квартал 1999 к 1 кварталу 1998),
экспорт уменьшился  на 2 млрд.долл. в месяц (20%, начало 1999 к
началу 1998).

Этот «экономический рост» неминуемо натолкнётся на резко снизившиеся спросовые ограничения не позже осени 1999 года и прекратится. 

- Да, Но Правительство говорило о том, что ему удалось добиться 
сокращения задолженности по зарплате…

Алексей Михайлов: Задолженность стала сокращаться только после того как долги обесценились в 2-3 раза (по внутренним ценам, в долларах - вчетверо). Конечно, за счет полученных инфляционных доходов несколько сократились обесценившиеся долги по зарплате –«большая»  заслуга...

- А как Вы прокомментируете заявления о том, что произошло
оздоровление финансового состояния предприятий – сократилась
доля бартера, вдвое выросли оборотные денежные активы
предприятий? 

Сергей Дон: Инфляция составила за 1998 год 84% (реально - больше). Долги обесценились, реальный рост оборотных активов предприятий незначителен (а с учетом курса рубля - произошло их резкое сокращение). Это все инфляция ... 

Алексей Михайлов: Если подвести итоги деятельности предыдущего Правительства, то следует сказать, что после 17 августа Правительство не решило ни одной из актуальных экономических проблем. Не сформулировало способов их решения. И даже не поставило необходимых задач.

Правительство Примакова-Маслюкова-Кулика «сняло пенки» с девальвации рубля. К осени 1999 года этот период закончится. Всё возвращается «на круги своя». Только в гораздо худшей ситуации, чем до 17 августа 1998.

- Но какие ключевые задачи стоят перед новым Правительством России?

Алексей Михайлов: Первая задача - восстановление доверия. У населения 40-60 млрд.долл. на руках. Если вовлечь в экономический оборот только небольшую их часть - это может существенно изменить ситуацию в экономике.

Есть деньги у банков - только на корсчетах свыше 40 млрд. рублей. Но они лежат «мертвым грузом» - ликвидных спекулятивных активов больше нет, а в реальный сектор кредитов банки не дают. Необходимо восстанавливать связь между банками и реальным сектором.

Правительство приступило к продаже загрансобственности - без аукционов, негласно. Это вызывает большое недоверие.

Правительство все время говорит неправду - какой средний курс доллара заложен в бюджет (21.5) и какой сейчас (25.5)? А инфляция (бюджет - 30% в год, будет - при сохранении тенденций - не менее 60-80%)? Правительство обещало снизить налоги - а теперь делает все, чтобы этого не произошло (весьма показательно сопротивление Г.Бооса по НДС).

С западными инвесторами мы все время ведем себя как откровенные грабители, а «жадный не получит ничего». И при этом рассчитываем на их кредиты? На их инвестиции? Пустые надежды.

Никто не верит Правительству, а Правительство все время из этого исходит и говорит неправду. Это - замкнутый круг. Мы предупреждали Е.Примакова, что надо искать из него выход. Он оставил все как есть.
А ведь без решения этой проблемы нет пути вперед.

Сергей Дон: Необходимо использовать временную ситуацию экономического оживления (за счет импортозамещения) для того, чтобы на его инерции «въехать» в реальный рост, который возможен только на основе растущего конечного спроса в экономике (розничный товарооборот, инвестиции, экспорт). Если не начнется рост элементов конечного спроса - экономика «выдохнется».

Позитивный фактор - рост цен на нефть (почти в 1.5 раза по сравнению с началом года) и некоторые виды цветных металлов. Это стимулирует экспорт сырья. Но этого недостаточно. Необходима политическая поддержка российских экспортеров на внешних рынках. Необходима система кредитования экспорта высокотехнологичной продукции. Необходима определенная либерализация валютного регулирования, а  все последние шаги - в прямо обратном направлении. Нельзя зажимать новыми налогами экспортеров. Мы и так с них должны получить больше при существующих налогов, ведь экспорт увеличится.

Алексей Михайлов: Хватит практики обслуживания внешнего долга страны за счет валютных резервов ЦБР и компенсации выпадения резервов ужесточением административных ограничений на валютном рынке. Уже 5 млрд.долл. выплачено не из бюджета, а из резервов ЦБР. Такая политика привела к дефолту СССР в 1991 году. Кроме того, она тормозит экспорт.

- А как можно стимулировать спрос населения?

Алексей Михайлов: Есть долгосрочные меры – рост инвестиций в экономику приведёт к росту заработной платы и, соответственно, увеличит спрос на потребительские товары. И эту политику надо обязательно проводить. 

Но есть и краткосрочные меры, применять которые следует, однако, с большой осторожностью. Это выплата долгов по зарплате, повышение минимальной зарплаты, повышение тарифных ставок в бюджетной сфере - это меры, которые стимулируют потребительский спрос населения.

Конечно, эти меры чреваты инфляционной опасностью. Но эта опасность намного меньше, чем раздавать деньги банкам (сейчас эмиссия идет в основном в пользу банков). Такое стимулирование, которое кто-то может назвать и «инфляционным подогревом экономики» необходимо именно сегодня, чтобы подхватить тенденцию роста за счет импортозамещения. Если момент будет упущен - второго в ближайшем будущем не представится. Важно только четко контролировать степень «подогрева», что бы избежать некотролируемых всплесков инфляции.

- Вы упомянули инвестици. А что бы вы предложили в области инвестиционной политики?

Алексей Михайлов: Прежде всего - принятие стимулирующего инвестиционного законодательства - СРП, концессии, иностранные инвестиции, налоговые льготы и гарантии стабильности («дедушкина оговорка») при крупных инвестициях и т.п. Резкое расширение льгот по жилищному строительству. Формирование, законодательная поддержка и реализация 10-15 крупнейших, не менее 3-5 млрд.долл. каждый, инвестиционных проектов с государственной поддержкой и поддержкой международных банков: 5-7 проектов СРП, 2-3 в автомобилестроении, в космической промышленности, авиации, связи, транспорте и др. Изменение целей приватизации - не доходы бюджета, а эффективное управление и привлечение инвестиций.

- А что делать с налогами?

Сергей Дон: Нужна реальная налоговая реформа. Совокупное налоговое бремя на экономику сегодня составляет около 40% к ВВП, однако при этом порядка трети ВВП создается «в тени», т.е., с этой части валового продукта налоги практически не уплачиваются. В результате легальный сектор экономики работает в условиях 60%-ной номинальной налоговой нагрузки! Отсюда - неплатежи, низкая собираемость налогов, высокий уровень теневой экономики и т.д. Поэтому изменить ситуацию здесь «косметическими» мерами не удастся - необходимо радикальное снижение налоговой нагрузки (стимулирующее экономический рост) и система мер по выводу экономики из «тени» (иначе выпадающие доходы приведут к катастрофическим последствиям для бюджета). В условиях слабого налогового администрирования (прежде всего, в силу отсутствия средств и соответствующей технической базы) снижение налогового бремени должно также сопровождаться упрощением налоговой системы - это, при прочих равных условиях, повышает возможности контроля. Наконец, следует изменить и структуру налогов. Упор должен быть сделан на косвенные налоги; прямые и оборотные налоги должны быть сокращены.
 

23 мая 1999 года 
Обсуждение интервью

С.Дон, А.Михайлов
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Правительственные кризисы 1998-1999]