| А. ПЛЮЩЕВ - Добрый день, Вы в прямом эфире «Эха Москвы». Я 
                хотел бы задать Вам несколько вопросов по поводу ситуации вокруг 
                холдинга «Медиа-Мост». Я сегодня видел, что фракции ОВР, «Яблоко», 
                СПС намерены выработать совместную позицию по этому вопросу? В. ЛУКИН - Да, такие разговоры велись. Результатом является то, 
                что сейчас идет к завершению процесс согласования совместного 
                заявления между 4 фракциями - к тем, что Вы назвали, еще фракция 
                «Регионы России» изъявила желание в этом участвовать. Скорее всего, 
                эти 4 фракции достигнут соглашения и выступят с совместным заявлением. А. ПЛЮЩЕВ - Будет ли этот вопрос кем-то инициироваться для 
                рассмотрения на пленарном заседании и, скажем, принятия соответствующих 
                постановлений, как это часто бывает в Госдуме? 
 В. ЛУКИН - Ну, надо посмотреть, как будут развиваться события 
                к началу работы Думы, потому что до начала еще не один день, и 
                я надеюсь, что ситуация изменится к лучшему. Если же нет, то, 
                конечно, такие инициативы будут. 
 А. ПЛЮЩЕВ - Будет ли кто-либо из депутатов вашей фракции или 
                фракции, с которыми вы готовите совместное заявление, направлять 
                депутатский запрос в Генпрокуратуру по этому поводу? 
 В. ЛУКИН - Я еще раз говорю, что вполне возможно, что наша претензия 
                к властям и требование, чтобы уголовное преследование, если оно 
                начнется, велось нормальными, цивилизованными методами, будет 
                удовлетворено, я был бы рад. В этом случае, такие демарши отпадут. 
                Если нет, то мы предпримем все возможные демарши. В какой форме 
                - мы это согласуем. Или в форме парламентского запроса, или в 
                форме проекта постановления Госдумы В общем, будем делать то, 
                что сочтем наиболее целесообразным. 
 А. ПЛЮЩЕВ - Вы неоднократно представляли Россию в составе 
                парламентских делегаций в Совете Европы. Как Вы думаете, то, что 
                происходит сейчас, учитывая широкий общественный резонанс, и международный, 
                т.к. эти новости идут не только у нас, но и широко освещаются 
                СМИ за рубежом, не повлияет ли это на положение России в Совете 
                Европы? 
 В. ЛУКИН - Насчет Совета Европы, позиции России уже так плохи, 
                как дальше некуда, потому что нас лишили права голоса в Парламентской 
                ассамблее Совета Европы. Но проблема не в Совете Европы, а вообще 
                в престиже России за границей. Когда наш президент едет по ведущим 
                странам Европы для того, что Россия - это европейская страна и 
                тут все дела, в том числе и вопросы, связанные с уголовной ответственностью, 
                решаются по-европейски, а как только он покидает территорию, здесь 
                происходит бог знает что, скорее напоминающее какое-то похищение 
                монгольскими ханами, запихивание кого-то в зиндан, так сказать, 
                на всякий случай, чтобы потом он во всем признался. Это, конечно, 
                резко влияет отрицательным образом на престиж России за границей 
                со всеми вытекающими последствиями, и моральными, и этическими, 
                и финансовыми и т.д. 
 А. ПЛЮЩЕВ - Только что от агентства «РИА-Новости» со ссылкой 
                на Генпрокуратуру поступило заявление, что Генпрокуратура заявила 
                о недопустимости решения возникающих правовых вопросов через СМИ. 
                Как по-Вашему, должны ли СМИ сейчас активно освещать то, что происходит 
                с Гусинским или это можно рассматривать как давление на Генпрокуратуру, 
                что и содержится собственно в этом заявлении? 
 В. ЛУКИН - Странное заявление. А как можно решать что-то с помощью 
                СМИ? СМИ информируют о том, что происходит. Если граждане протестуют 
                против неправильного, по их мнению решения, то СМИ об этом информируют, 
                кого-то арестовывают - СМИ тоже информируют. Это не давление на 
                правосудие, это нормальная информация граждан. А правосудие должно 
                решать вопросы согласно Конституции, российским законам и в том 
                числе и международными правилами, которым Россия привержена. Я 
                не вижу, как можно СМИ решать вопросы за Генпрокуратуру. Они и 
                не решают, просто в СМИ выступают люди, которые высказывают свое 
                мнение. Насколько я знаю, есть люди, которые выступают и высказывают 
                свое мнение, которое тождественно тому, что думает Генпрокуратура. 
                
 А. ПЛЮЩЕВ - Сегодня выступал у нас Олег Миронов, Уполномоченный 
                по правам человека в России и сказал, что нужно обратить внимание 
                на такой аспект: дело в том, что по условиям вступления в Совет 
                Европы решение об аресте должен принимать суд. У нас есть в Конституции 
                переходное положение, но поскольку депутаты Госдумы, он прямо 
                обвинил депутатов в этом, до сих пор не приняли уголовно-процессуальный 
                кодекс, решение об аресте принимает прокуратура. Не собираетесь 
                ли Вы и ваши коллеги после возобновления работы сессии в свете 
                последних событий ускорить принятие уголовно-процессуального кодекса? 
                
 В. ЛУКИН - Он абсолютно прав, к сожалению, в данном случае на 
                мой взгляд. У нас еще действуют советские принципы прокуратуры, 
                когда она и ведет следствие, и надзирает, и посылает в тюрьму 
                людей. Это все, конечно, неправильно. Кроме того, конечно, нынешний 
                состав Генпрокуратуры был избран при очень своеобразном состоянии 
                Совета Федерации - он проводил все, что ему только давалось, наверное, 
                мог и собаку в красивом ошейнике провести в Генпрокуратуру. Поэтому, 
                разумеется, это правда. И возникает очень серьезная проблема. 
                Как известно, в Госдуме находятся законы об изменениях Совета 
                Федерации. Два из них касаются процедур отстранения и даже судебного 
                преследования и наказания, скажем, деятелей исполнительной власти 
                на региональном уровне и на местном уровне. Вот возникает вопрос: 
                без реформы Генпрокуратуры, когда, как вы говорили, только суд 
                может арестовать человека, без реформы нашего уголовно-процессуального 
                кодекса, который оставляет большие лазейки для различного рода 
                манипулирования, принятие таких законов вызывает очень и очень 
                большие сомнения. Поэтому, я думаю, что наша фракция, которая 
                в принципе поддерживает усиление государства, центральной власти, 
                всей вертикали, и голосовала в первом чтении за эти законы, в 
                свете того, что происходит, должна очень серьезно рассмотреть 
                вопрос, в какой последовательности действовать. Не целесообразнее 
                ли с точки зрения законности и демократического порядка и процедур 
                в стране сначала принять новый уголовно-процессуальный кодекс, 
                где такие лазейки были бы закрыты, сначала принять судебную реформу, 
                где прокуратура бы заняла подобающее, свойственное для европейских 
                стран место, а уже потом принимать такого рода законы, где очень 
                сильно без этого можно напортачить и усилить правовой беспредел 
                в стране. 
 А. ПЛЮЩЕВ - Большое спасибо!  В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был вице-спикер Госдумы 
                РФ от фракции «Яблоко» Владимир Лукин (по телефону).
 оригинал интервью на сервере "Эхо Москвы"   |