[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [История и современность]
М. О. Гершензон
Терновый венец
Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год

Человек - царь природы, и царствует он в силу своего разума. Но как дорого он платит за эту власть! как тягостно бремя разума! Какое счастье было бы скинуть тяжелую шапку Мономаха и стать хоть на одно летучее мгновение простым обывателем вселенной, наравне с ветром и облаком, растением и зверем! За властью не успеваешь жить, а так хочется пожить, побыть вольным и праздным. Бессонный разум нудит и гонит ставить цели, достижение одной цели рождает другую, и человек кругом опутан неисчислимыми целеположениями своего принудительного разума; безмерное напряжение сил, ни дня покоя и свободной радости! И к тому еще побочные тяготы власти - сознание прошлого и сознание будущего, т. е. тоска и раскаяние о прошлом, и страх, этот проклятый страх, неразлучный спутник всякого владычества, кара за его беззаконность,- потому что космически всякая власть беззаконна и всякая тайно знает это, что и есть страх царей пред крамолой и страх разума пред судьбою.

Вся русская поэзия есть мечта о самозабвении: сложить царский венец разума и зажить беззаботно, стихийно, а если вовсе нельзя, то хоть на миг. Не только Тютчев, чье творчество - поистине "Соломоновы притчи" и "Песнь песней" царствующего разума,- нет, таков даже Пушкин, гармонический Пушкин. Он часто говорит о "забвении", и называет его сладким: "В забвеньи сладком"; для него забвение - синоним восторга:

День восторгов, день забвенья
Нам наверное назначь;

он определяет Элизиум так:

Там бессмертье, там забвенье
Там утехам нет конца;

он говорит о любви:

Друзья! не все ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящая зале, в модной ложе.
Или в кибитке кочевой?

У него есть стихотворение, бросающее свет на эту складку его сознания,- пьеса "Не дай мне Бог сойти с ума". Он говорит: мне разум нужен, но не для меня: он нужен обществу во мне; поэтому, утратив разум, я становлюсь неудобен, даже опасен обществу, и оно запрет меня в клетку. Но если бы не эта внешняя угроза, как хорошо было бы избавиться от разума! Для меня лично он только помеха; как счастлив я был бы без него! И тут Пушкин рисует картину блаженного безумия.

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса.

И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса...

Этого полного и длительного счастья нам не дано вкушать, откуда же человек знает о нем? Как узнал Пушкин определенные признаки этого блаженного состояния: стремление бежать от людей, раскрытие в чувстве своего единства с природной стихией, освобожденный слух, ясно внемлющий внутренние голоса духа, экстаз радости, наконец, чувство своей абсолютной свободы и оттого чувство своей безграничной мощи? Откуда он узнал все это с такой достоверностью?

У него был соответственный опыт - частичный, но открывающий природу целого. Человеку даны отдельные минуты неполного безумия. Есть места и сроки, когда от избытка атмосферных осадков, просачивающихся внутрь, набухнут, переполнятся русла подземных вод, и вдруг эти воды вырываются на поверхность земли и заливают окрестность. Нечто подобное бывает с человеческой душою,- не со всякой, конечно, и только мгновениями. Пушкин был таков, и он знал эти экстазы. У него они вызывались преимущественно вдохновением.

Он изображал свое творческое вдохновение теми самыми чертами, которые мы только что различили в начертанной им идеальной картине полного безумия: прежде всего, бегство от людей к природе - и опять то же: в лес и к морю.

Бежит он, дикий и суровый,

(эти два признака, два чувства, обращены к людям, от
которых он бежит)

И звуков, и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.

Это - первый момент, бегство: "Как бы резво я пустился в темный лес!" А вот самое состояние экстаза, тот "пламенный бред", те "чудные грезы" - (слова одни и те же в обоих случаях), счастье, слияние с природой, свобода:

.... тяжким, пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грезы чудные рождались.
………………………………….
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной…

Эти-то черты, узнанные в опыте мгновенных и неполных безумий - вдохновения, Пушкин обобщил в картине совершенного блаженства. Для него самого минуты вдохновенья были, по-видимому, минутами высшего счастья, какое он знал в жизни. Слабее, но все еще очень сильны, были для него другие две категории самозабвения: упоение чужим творчеством и любовь. В этом самом порядке он располагает три очарования, которыми еще манит его жизнь:

Порой опять гармонией упьюсь (- собственное вдохновение),
Над вымыслом слезами обольюсь (- наслаждение искусством),
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной (- любовь).

Сальери в точности повторяет первые две категории:

Как жажда смерти мучила меня -
"Что умирать?" я мнил: "быть может, жизнь
Мне принесет внезапные дары:

1) Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь, и вдохновенье;
2) Быть может, новый Гайден сотворит Великое, и наслажуся им..."

Что из этих трех категорий сильнейшею было для Пушкина вдохновение, это видно хотя бы из его слов о Чарском, в "Египетских ночах": "Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда" - именно, когда находило на него вдохновение,- "и знал истинное счастье". Чарский более всех персонажей Пушкинского творчества - его автопортрет.

Как бы то ни было, во всех трех Пушкин ценил одно: временную атрофию разума, ибо только в этом одном блаженство любви ("Вся жизнь - одна ли, две ли ночи?") сходно с теми двумя.

Показание Пушкина, основанное на личном опыте, драгоценно для нас и в высшей степени поучительно. Оно имеет всю ценность научной гипотезы, выведенной из добросовестных наблюдений и экспериментов. Но как всякий итог одностороннего, т. е. единоличного опыта, оно может притязать только на принципиальное значение. Конкретное содержание такого свидетельства нельзя принимать на веру; это было бы тяжелой ошибкой. Нам важно запомнить общее утверждение Пушкина, что высшую свободу и высшее счастье, как он узнал в своем личном опыте, человек обретает только с утратою своего нынешнего разума. Но опыт его в этом деле был односторонний: он знал преимущественно то состояние безумия, которое дается вдохновением поэтическим, и в общий закон он возвел черты только этого знакомого ему состояния. Поэтому удивительная картина, которую он дал в пьесе "Не дай мне Бог сойти с ума", не может быть признана общеобязательной в своих деталях. Его путь - только один из путей; есть много других путей, есть другие категории безумия,- есть, может быть, даже иерархия этих категорий, и только на высшей ступени открывается человеку все царство блаженного безумия. Пушкин несомненно бывал в этом царстве, и не раз, но видел только малую часть его.

Я думаю, Платон был прав, когда в "Федре" отводил поэтическому вдохновению высокое, но не высшее место: Исступление, по Платону, есть то состояние человеческой души, когда в ней внезапно вспыхивает воспоминание о мире истинно сущего, который она некогда созерцала воочию: тогда, опьяненная этим божественным видением, она впадает в восторг, в экстаз. Но это воспоминание может быть, во-первых, более и менее отчетливым, членораздельным, во-вторых, более и менее устойчивым и длительным. По этим двум признакам Платон различает четыре вида священного безумия. 1) исступление пророческое (религиозное), 2) очистительное (нравственное), 3) поэтическое, и 4) эротическое или собственно философское. О вдохновении поэтов он говорит: "Третий вид одержимости и исступления бывает от муз: овладевая нежною и девственною душою, возбуждая и восторгая ее к одам и другим стихотворениям, и украшая в них бесчисленные события старины, это исступление дает уроки потомству". Это - безумие Пушкина.

М.О.Гершензон, Из книги “Мудрость Пушкина”, Москва, 1919 год
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [История и современность]