[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Раздел " Закон о партиях"]
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О политических партиях в Российской Федерации" (разработанному А.В.Шишловым)

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для деятельности в Российской Федерации политических партий - добровольных объединений граждан Российской Федерации, желающих путем объединения в политическую партию влиять на решение вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления.

Политические партии являются неотъемлемой составной частью свободного демократического общества и ключевым элементом политической системы. Будучи важнейшими посредниками между гражданами и властью, они способствуют выработке и выражению политической воли граждан, отображению интересов людей в принимаемые для их блага соответствующие решения органов власти. Деятельность федеральных политических партий способствует укреплению единства политической системы федеративного государства. Партии необходимы для создания и поддержания конкурентной политической среды, для развития политической ответственности граждан, для подготовки квалифицированных кадров в сфере политики.

В Российской Федерации законодательной основой для деятельности политических партий является Закон СССР "Об общественных объединениях" (1990г.) и Федеральный закон "Об общественных объединениях", фактически отождествляющий политические общественные организации и политические партии.

Принятие закона Российской Федерации о партиях, по мнению авторов данного законопроекта, должно содействовать созданию правовых и организационных механизмов реализации конституционных принципов идеологического и политического многообразия, многопартийности. Законопроект направлен на создание правовых гарантий невмешательства государства в деятельность политических партий, на обеспечение равенства прав партий. Принятие закона о партиях и последующая деятельность партий на основе данного закона будут способствовать политической структуризации общества, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в интересах граждан.

Авторы исходят из того, что при принятии закона о партиях следует не допустить использование закона в целях обеспечения централизованного государственного контроля над участием граждан в политической жизни, следует исключить возможность передачи государству функций организации политической жизни. Напротив, закон о партиях должен содействовать политической самоорганизации граждан, развитию гражданского общества.

Законопроект состоит из преамбулы и 7 глав, содержит 41 статью.

В преамбуле описываются цели закона, выражается отношение законодателя к месту и роли политических партий в обществе.

В главе 1 содержатся общие положения. Дается определение понятия политической партии, при этом основным признаком партии является длительное и систематическое участие в политической жизни общества, прежде всего, посредством участия в выборах. Указывается, что закон "Об общественных объединениях" применяется к политическим партиям в части, не противоречащей закону о партиях, а органы исполнительной власти не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности партий. Вводятся понятия общероссийской партии, имеющей отделения более чем в половине субъектов федерации, и региональной партии, действующей на территории одного субъекта федерации. Устанавливается, что региональные партии не участвуют в выборах федеральных органов власти. Необходимым условием сохранения статуса партии, помимо систематического участия в выборах, является либо получение на выборах поддержки более 5 процентов избирателей, либо выполнение определенных требований к количеству членов партии в субъектах федерации.

Во второй главе регулируются вопросы создания и деятельности партий. Партии создаются свободно на учредительных съездах (конференциях, собраниях) с предварительным информированием общественности через средства массовой информации, но без какого-либо предварительного уведомления государственных органов. Вводятся ограничения на создание и деятельность партийных организаций в рамках юридических лиц, устанавливается территориальный принцип формирования партийных организаций. Устанавливаются ограничения на членство в партии для сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Декларируется принцип внутренней свободы членов партии, выдвинутых и избранных на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления - при принятии конкретных решений, в том числе при голосовании, члены партии учитывают решения партии, но руководствуются своими внутренними убеждениями в момент принятия решения. Для обеспечения внутрипартийной демократии подробно описываются обязательные требования к уставу партии. Для обеспечения гласности в деятельности партии определяется минимальный перечень сведений о партии, которые должны быть общедоступны, в частности, размещены на сайте партии в сети Интернет. Устанавливается процедура государственной регистрации партий, исключающая возможность произвольного отказа в регистрации.

В третьей главе определяются права партий и порядок контроля за деятельностью партий. Устанавливается, что партии являются единственным видом общественных объединений, имеющих право выдвигать кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Устанавливается исчерпывающий перечень сведений, которые партии должны ежегодно передавать в государственные органы.

Глава четвертая посвящена вопросам государственного финансирования партий. Устанавливается, что государственное финансирование деятельности партий осуществляется в трех формах - на участие партий и выдвинутых ими кандидатов на выборах, на обеспечение деятельности партийных фракций в представительных органах, на поддержку деятельности партий. Право на государственную поддержку деятельности партий получают партии, получившие на выборах поддержку более одного процента избирателей. Объем средств, выделяемых на поддержку деятельности партий, определяется ежегодно при принятии бюджета.

В пятой главе определяются формы участия партий в выборах и в представительных органах государственной власти и местного самоуправления.

В шестой главе регулируются вопросы приостановления деятельности и ликвидации партии. Устанавливается, что деятельность партии может быть приостановлена или прекращена только по решению суда. Для обеспечения эффективного контроля за законностью деятельности партий правом обращения в суд, наряду с государственными органами, наделяются другие партии. Обязательным условием сохранения статуса политической партии, согласно предлагаемому законопроекту, является, в частности, регулярное участие в выборах. При нарушении этого условия партия подлежит ликвидации в судебном порядке.

В седьмой главе содержатся заключительные и переходные положения. Определяются сроки и порядок государственной регистрации в качестве политических партий для политических общественных объединений, действовавших до вступления в силу настоящего закона. Устанавливается упрощенный порядок государственной регистрации для партий, образованных в результате реорганизации избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе.

В работе над настоящим законопроектом участвовали А.В.Шишлов - депутат Государственной Думы, В.А.Калинин - председатель Комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Б.Л.Вишневский - эксперт Комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

См. также:

Проект федерального закона "О политических партиях", разработанный А.В.Шишловым

Раздел "Закон о партиях" на сайте "Яблока"

Обсуждение темы "Закон о партиях" на Тематическом Форуме сайта "Яблока"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Раздел " Закон о партиях"]

info@yabloko.ru