[Законодательство по СРП]

Дискуссия вокруг одного из положений экономической программы объединения "Яблоко" 

 
Газета "Новые Известия" в номере от 7 апреля 1998 года опубликовала статью экономического обозревателя газеты А.Макушкина "Что обсуждать за "круглым столом"?", в котором автор высказывает следующее мнение об экономической программе объединения "Яблоко":  

"Есть ли у оппозиции более надежные идеи, чем у правительства? "Яблоко" идет на "круглый стол" как партия иностранных концессий. Единственный сильный пункт ее экономической программы - закон о соглашениях о разделе продукции. Механизм, который предлагается при этом, тоже типичен: ставка на иностранный капитал, помещенный в обособленную правовую среду, с максимально ограниченными возможностями вмешательства со стороны государства. Прагматизм этой аргументации, исходящей из поиска живых денег и конкретных механизмов, делает не столь заметным то, что экономическая стратегия массовых банкротств остается прежней."  

Депутат фракции "Яблоко" Алексей Мельников направил в редакцию газеты "Новые известия" следующий текст. 

 
Алексей Мельников 
Депутат Государственной Думы РФ Фракция "Яблоко" 

"Яблоко" за рынок сбыта для российской промышленности 

 
Можно согласиться с мнением А.Макушкина ("Новые Известия", 7.04.98) о том, что у власти отсутствует "внятная политика расширения спроса на продукцию российских предприятий". С точки зрения "Яблока" совершенно справедлива мысль о том, что "разговоры на тему "сокращать или не сокращать" давно заменили обсуждение вопросов о том, как больше зарабатывать, как завоевывать новые рынки, как поощрять рост богатства". 

Если же говорить об альтернативе, которую предлагает существующей экономической политике "Яблоко" , то одной из ее важнейших составляющих как раз и является "расширение и стабилизация рынков сбыта для действующих производств", которое отстаивает эакономический обозреватель "Новых Известий". С этой точки зрения нельзя согласиться с оценкой А.Макушкиным одного из пунктов экономической программы "Яблока" - законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП). 

Прежде всего следует отметить, что законодательство о СРП вовсе не предполагает, что благоприятным инвестиционным климатом смогут воспользоваться лишь иностранные инвесторы. Оно в равной степени распространяется и на отечественных инвесторов. Помимо общих положений, заявленных на эту тему в законе "О СРП", закон "Об участках, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции", вступивший в силу 25.07.97 содержит 7 объектов, из которых участие иностранных инвесторов предполагается только по двум. Остальные 5, среди которых есть такие крупные нефтяные месторождения как Самотлорское ("Тюменская нефтяная компания"), Красноленинское ("Сиданко"), Ромашкинское ("Татнефть") будут разрабатываться российскими компаниями. Среди перечней месторождений, находящихся сегодня на обсуждении в Госдуме, львиную долю составляют объекты, лицензии на которые выданы российским предприятиям. 

Получив возможность заключать СРП (а значит возможность привлекать частные кредиты на условиях проектного финансирования) российские компании получают в собственные руки мощный ресурс борьбы с "массовыми банкротствами", о которых пишет А.Макушкин. Привлекательность СРП для частных банков понятна - ясная экономика проекта, просчитываемая на годы вперед, лишенная к тому же правовой неопределенности. 

Что же касается рынков сбыта, то точка зрения "Яблока", отраженная в экономической программе "Реформы для большинства" (1995) заключается в следующем - СРП, создав благоприятный инвестиционный режим в добывающих отраслях тем самым предъявит спрос на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности, сектору услуг. При этом не имеет значения, идет ли речь об иностранных или российских инвесторах. Проведенное в 1997 году совместное исследование Нефтяного Совещательного Форума и Комиссии по изучению производительных сил и природных ресурсов РАН "Оценка воздействия на социально-экономическое развитие России крупномасштабных инвестиций в рамках 6-ти СРП" показало, что косвенный экономический эффект от реализации СРП превосходит прямой. 

Сегодня уже есть первые результаты "создания рынков сбыта" при реализации СРП в рамках двух проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". К примеру, Амурский судостроительный завод в течение года выполнял заказ на строительство основания для ледостойкой платформы в рамках проекта "Сахалин-2". 

Чем не "расширение и стабилизация существующих рынков сбыта"? 

Если говорить о точке зрения "Яблока" на инвестиционную политику, то в настоящее время для "Яблока", как парламентской фракции, актуальным является комплексная работа по реформе федерального законодательства в области инвестиций и создание стабильного, гибкого и благоприятствующего инвестициям режима. С нашей точки зрения до тех пор, пока не будут приняты (разумеется в нормальном виде) законы "О концессионных договорах", поправки к закона "Об иностранных инвестициях" и "Об инвестиционной деятельности", увязанные с изменениями в налоговое законодательство, исполнительная власть не будет иметь в руках надежных инструментов для стимулирования инвестиционной активности. 

7 апреля 1998 года 

  [Законодательство по СРП]