[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Геннадий Шемраев
Слухи о кончине «Росшельфа» преувеличены
Уход австралийских партнеров ускорит решение накопившихся проблем
      Беседу вел Борис Линшиц
«Северный рабочий» (г.Северодвинск),  2 апреля 1999 года
В последнее время в ряде средств массовой информации появились сообщения, в которых выражено беспокойство за судьбу одного из крупнейших российских нефтяных проектов.

Поводом для появления материалов под броскими заголовка ми «Плакали нефтедоллары», «Росшельф» покинул стратегический партнер» и т. д. явилось сообщение ПРАЙМ-ТАСС из Мельбурна от 24 февраля нынешнего года о том, что австралийская компания ВНР Реtrоlium отказалась от участия в разработке нефти на Приразломном,  объясняя это высокой степенью риска, изменением стратегических планов корпорации.

Но это точка зрения австралийской стороны. Есть еще одна точка зрения на выход австралийцев из российского проекта. Ее высказывает первый заместитель председателя правления - генерального директора компании АО «Росшельф» Геннадий Шемраев.

- Геннадий Алексеевич, какие причины побудили ВНР Реtrоlium прийти на наш рынок?

- Богатства Арктического шельфа не могут не привлекать внимание иностранных компаний. В будущем веке именно Приразломное нефтяное и Штокмановское газо-конденсатное месторождения могут стать основными поставщиками этого вида сырья, прежде всего на европейский рынок. Поэтому приход ВНР не случаен, инициатива исходила от нее самой.

ВНР - компания многопрофильная. Это холдинг, в котором ВНР Реtrоlium является одним из отделений. В целом интересы холдинга распространяются очень широко: металлургия, горная промышленность, алмазы, химия. Такая компания выстраивает стратегию на много лет вперед, особенно в вопросах финансирования, и работает четко по направлениям, которые приносят большую прибыль. Естественно, в целом проекты «Петролиума», дочерней компании ВНР, могут быть и на пятом, и на двадцатом местах... Поэтому в ее стратегических планах действительно могли произойти изменения. Но не это главная причина ухода ВНР из «Росшельфа».

У компании возникли сложности чисто внутреннего порядка. Они связаны с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии. Австралийцы ушли из вьетнамского проекта, из проектов в Мексиканском заливе, в Северном море. Если говорить об их выходе из «Росшельфа», то надо еще внимательнее посмотреть на его причины.

Перед этим работала совместная комиссия, которая признала наши решения колоссальными. Мы уже без австралийцев делали технический проект платформы, без них его оптимизировали и снизили стоимость «Приразломной» на 400 млн. долларов. Партнером в проектных работах была компания «Браун энд Рут».

Австралийцы уже несколько лет тому назад повели себя странным образом, заняв пассивную, выжидательную позицию.

Наше соглашение с ними рассматривает только первую, так называемую рисковую фазу работ. Это разведка, технико-экономическое обоснование проекта и после этого принятие решений. Фактически после проведенной на первой стадии работы австралийцы ушли в сторону и сегодня ни на какие доли не могут претендовать. Обещанные же им пять процентов доходов - это добрая воля «Газпрома», компенсация за определенный вклад.

- Насколько уход ВНР Реtrоlium из проекта скажется на положении дел?

- Вся беда в том, что они слишком долго уходили от нас. И мы ждали, когда наконец они примут такое решение. Если б они сделали это раньше, мы бы уже давно продвинули вопросы финансирования проекта. Потеряно фактически три года. Мы ожидали, что вот-вот наши партнеры начнут выполнять свои обязательства, но этого не случилось. Когда они вступали в «Росшельф», то обещали, что помогут получить кредиты, а свою долю будут финансировать в полном объеме за счет средств компании. Но этого не произошло.

Проектное финансирование является труднейшим видом финансирования капитального строительства, которое требует времени, объема собственных средств. Своей пассивностью австралийские партнеры не только задержали нас на три года, но и поступили не совсем этично. Они обязали компании, связанные с ними деловыми отношениями, не участвовать в деловых отношениях с «Газпромом». Это им нужно было для того, чтобы сделать наш проект полностью зависимым от ВНР. В результате те потенциальные партнеры, которые хотели с нами сотрудничать, не могли попасть в «Росшельф», и только последнее решение об уходе ВНР развязало им руки.

Сегодня мы ведем переговоры с рядом компаний. Проявляют интерес к проекту «Росшельфа» финансисты Германии, США, Норвегии и другие. Я не называю конкретные компании до окончания переговоров. Но процесс их вхождения в проект - дело не быстрое, сложное. Сначала он изучается, затем принимается решение, при этом проходит не один и не два месяца. К тому же надо учесть, что финансирование на этот год у всех компаний распределено, поэтому решить эти вопросы они могут лишь в следующем финансовом году.

Наша же задача - развернуть сегодня работу за счет собственных российских средств и этим вопросом мы занимаемся.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в «Росшельфе»?

- Его нельзя назвать хорошим. На нем не могли не сказаться события 17 августа прошлого года и последовавший за ними финансовый кризис. Из-за отсутствия нормального финансирования у нас приостановлены проектные работы у западного проектировщика - компании «Браун энд Рут», которой мы задолжали. Мы предприняли все меры для того, чтобы в первом полугодии решить вопросы по погашению задолженности и продолжить проектные работы.

Но строительство платформы не приостановлено. Пока у Севмаша есть запас чертежей, металл. Мы были в Череповце и договорились о дальнейших его поставках.

- Как относится российское правительство к вашему проекту?

- Его отношение самое положительное. Оно сочувствует, обещает помочь. Но вы понимаете, что нынешнее положение в стране очень сложное, и сегодня надеяться на большую финансовую помощь трудно. Но то, что правительство оказывает нам помощь моральную - великой дело. И «Газпром» при всех его сегодняшних сложностях находит возможность выделить нам средства. Но их, к сожалению, недостаточно.

В заключение хочу сказать, что слухи о «кончине» росшельфовского проекта преждевременны. Проект будет осуществлен, о его прекращении речи быть не может. Единственно, что сроки окончания обустройства Приразломного месторождения будут сдвинуты.
 

Беседу вел Борис Линшиц
«Северный рабочий» (г.Северодвинск),  2 апреля 1999 года, № 52

 [Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]