[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Алексей Топырин
На Сахалине пьют шампанское по случаю события, которого ждали почти четверть века
Интервью председателя правления ОАО «Центральная топливная компания» Юрия Шафраника
 «Российская газета», 30 июля 1999 года, № 147, с.4
- 30 июля в Южно-Сахалинске состоятся торжественные мероприятия, посвященные добыче первой нефти на Сахалинском шельфе по проекту «Сахалин-2», -на основе Закона о разделе продукции. Юрий Константинович, каково значение этой нефти?

- Говоря о проекте «Сахалин-2», необходимо прежде всего говорить о шельфе Сахалина. Это богатейшая нефтегазовая провинция. Здесь часть месторождений разведана или обозначена, часть находится в стадии разведки или доразведки. Только в рамках первых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» предусматривается освоение пяти нефтегазовых месторождений. Суммарно извлекаемые запасы этих месторождений оцениваются: по нефти (включая газовый конденсат) - 512 млн. тонн, по газу - более 1,12 триллиона кубометров. Их освоение позволит получить за 25-летний период разработки 348 млн. тонн нефти, 772 млрд. куб. м газа и 61 млн. тонн газового конденсата, увеличить в регионе годовой уровень добычи нефти с 16 млн. тонн до 30 млн. тонн, а газа с 1,9 млрд. куб. м до 20 млрд. кубометров.

По планируемым уровням добычи нефти и газа данные проекты имеют стратегическое значение для решения проблемы снабжения углеводородным сырьем всего Дальневосточного региона, включая Сахалинскую область, Хабаровский и Приморский края.

Поэтому первая нефть Сахалинского шельфа - это событие значительное не только и не столько для Сахалинской области, сколько для России в целом. Начало промышленной эксплуатации месторождений Сахалинского шельфа по значимости можно сравнить лишь с началом новой эпохи разработки нефтегазовых месторождений в азербайджанском секторе на шельфе Каспийского моря или открытием норвежской нефти. Причем первая сахалинская нефть получена на основе реально заработавшего Закона о  разделе продукции, а это перелом в  подходах к мышлению.  

- Что дает реализация проекта «Сахалин-2» для области, Дальнего Востока, России в целом?

- Реализация проекта «Сахалин-2» осуществляется в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП), в соответствии с которым право собственности на запасы нефти и газа принадлежит Российской Федерации. Западный консорциум несет все расходы, связанные с освоением месторождений, и, кроме того, выплачивает российской стороне бонусы, приуроченные к основным этапам реализации проекта. После начала добычи доходы от реализации продукции в первую очередь пойдут на выплату «роялти» (плата за пользование недрами) российской стороне, а затем на компенсацию затрат инвестора. Кроме того, западная сторона будет выплачивать российской стороне налог на прибыль. Общая сумма инвестиций в проект составит около 10 млрд. долларов США.

Проект «Сахалин-2» уже приносит России прямые выгоды как на федеральном, так и на региональном уровнях. Уже выплачены бонусы в размере 30 млн. долларов, еще 20 млн. долларов будут выплачены в дальнейшем. Кроме того, в 1997-1998 годах инвестор перечислил в Фонд развития Сахалина 40 млн. долларов (по 20 млн. долларов в год), всего будет перечислено 100 млн. долларов. 160 млн. долларов (по 4 млн. долларов ежеквартально) будут выплачены российской стороне в качестве компенсации затрат на проведенные ранее геологические работы.

Осуществление проекта «Сахалин-2», как и других проектов по освоению Сахалинского шельфа, принесет несомненные выгоды экономике как региона, так и России в целом. В дополнение к перечисленному следует отметить, что соглашение обязывает инвестора делать все возможное для того, чтобы в течение срока реализации проекта доля участия в нем российских предприятий могла бы достичь 70-процентного уровня.  На сегодня российские предприятия получили подряды на сумму 250 млн. долларов.

- Каково значение сахалинской нефти в международном плане?

- Первая сахалинская нефть в условиях экономического кризиса может сыграть роль буфера в изменении подходов представителей западного бизнеса и международных финансовых институтов к сотрудничеству с нашей страной.

Для России это выдающееся событие. Придание широкой гласности внедрению принципов СРП может и должно стать одним из стратегических направлений улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.

- Известно, что переговоры о привлечении иностранных инвесторов для разработки сахалинских проектов начались более 25 лет назад. Как это все начиналось? Каким образом удалось все же подписать контракты?

- Как все начиналось? Вначале были долгие и безрезультатные переговоры. Например, со стороны Японии предпринимались попытки увязать участие в проектах на Сахалинском шельфе с проблемой   Курильских островов. Мне приходилось встречаться с министром иностранных дел, с ответственными работниками МИДа Японии и убеждать их: нельзя увязывать экономические проблемы с политическими, в противном случае можно и не попасть японским компаниям в число участников консорциумов по разработке нефти на шельфе Сахалина. Трудности запуска проектов состояли и в том, что отсутствовало в России законодательство, которое бы защищало инвесторов, а общественное сознание не было готово к восприятию подходов, связанных с действием механизмов СРП.

Проекты Сахалина нами рассматривались на комиссии «Гор-Черномырдин», докладывались в Государственной Думе РФ, в конгрессе США. Очень много работали с депутатами Государственной Думы России по подготовке Закона о разделе продукции. Работа шла интенсивно. Раз в квартал проблемы рассматривались в Минтопэнерго. И вот большая продуктивная работа на государственном и межгосударственном уровнях завершилась тем, что в мае-июне 1996 года были запущены первые проекты на шельфе «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Пусковой проект «Сахалин-2» дал первую нефть. Не за горами и нефть «Сахалина-1».

Почему нам удалось за достаточно короткий срок - два с половиной года интенсивной работы, включая подготовку и принятие ряда законов, - запустить проекты? Потому что мы понимали: такие проекты - это жизнь не только Сахалина, но и всего Дальнего Востока. Более социально значимых проектов там нет.

- Есть ли перспектива широкого использования Закона о разделе продукции в России? Есть ли в мировой практике проекты, аналогичные сахалинским?

- Разработка нефтегазовых месторождений требует вложения больших финансовых ресурсов, составляющих миллионы, а иногда и миллиарды долларов. Понятно, что не всегда у государства имеются такие средства. В мировой практике при разработке нефтегазовых месторождений пусковыми механизмами выступают законы или соглашения о разделе продукции. Это отработанные схемы.

Если говорить об аналогиях, то их в мире много. Но, наверное, из аналогов самыми эффективными и наиболее «похожими» являются норвежские проекты по освоению нефтегазовых месторождений в Северном море. 30 лет назад была добыта первая нефть на шельфе Норвегии с использованием механизма раздела продукции. Сегодня Норвегия - крупнейшая нефтяная держава мира. Я уверен, что такое же будущее у Сахалина и всего Дальнего Востока.
 

Беседу вел Алексей Топырин
«Российская газета», 30 июля 1999 года, № 147, с.4
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]