[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]

“Охотоморский треугольник”

Разработчикам нефтяных месторождений сахалинского шельфа позволено нарушать российские законы об охране природы.
 
Проект “Сахалин-2” сулит нам решение энергетических проблем Дальнего Востока и приток валюты в государственную казну. Но означает ли это, что Россия должна соглашаться платить за освоение шельфа любую цену? На Сахалине создан “Общественный совет по шельфу”, в который входят Сахалинское отделение РАЕН, Сахалинское энергетическое общество, “Наш Дом Россия”, ЛДПР, КПРФ, “Гражданская ответственность”, “Экологическая вахта Сахалина”, “Женщины России” и ряд других не похожих друг на друга организаций. Он не возражает против нефтедобычи как таковой, но высказывает сомнения по поводу предполагаемых условий разработки. Эти сомнения заслуживают внимания. 

Бермудские острова - Каймановы острова - остров Сахалин 

Район месторождения на шельфе острова Сахалин отличается от вышеперечисленных райских уголков частыми туманами и плохой видимостью, землетрясениями и цунами, а главное - тенденцией собирать возле себя льды по полгода. 

В популярных триллерах об авариях на нефтеплатформах фигурируют обычно экзотические страсти, от инопланетян до российских субмарин и ближневосточных террористов, но никак не банальное нефтяное пятно. Сахалинский совет обращает внимание на некоторые технические последствия разливов нефти. В районе разработки Пильтун-Астохинского месторождения “Сахалин-2” Охотское море более 6 месяцев в году покрыто льдом, а методик сбора разлитой нефти в сплошных льдах в мировой практике не существует. Кроме того, эта часть Охотского моря характеризуется низкими температурами, при которых распад нефтепродуктов практически не происходит. Нахождение в этих условиях плавучего нефтехранилища ёмкостью 140 тыс.т. и танкеров ёмкостью 90 тыс.т. грозит катастрофическими разливами нефти и большими трудностями в ликвидации их последствий. 

По мировой статистике, более половины аварийных разливов нефти приходится на танкерную перевозку. При аварии танкера “Экссон Валдиз” на Аляске в 1989 году было разлито 40 тысяч тонн нефти, загрязнившей 1200 километров побережья. Общие затраты на ликвидацию и компенсацию ущерба составили около 5 миллиардов долларов (а по некоторым оценкам - 9). Вероятность аварии этого танкера была рассчитана как одна за 241 год эксплуатации. Потребовалось лишь 12 лет его работы... Вероятность аварии для танкерной транспортировки нефти Пильтун-Астохинского месторождения рассчитана по той же методике. 

Впрочем, не все у нас, как у них. В водах США отныне ни один танкер не может перевозить нефть без сертификата финансовой ответственности на 750 млн. долларов. А верхний предел финансовой ответственности владельцев танкеров по проекту “Сахалин-2” определён в 81 млн. долларов. И каждые шесть дней от плавучего нефтехранилища будут отходить челночные танкеры ёмкостью 80-90 тысяч тонн... 

Может быть, нефтяная компания подставит в случае аварии своё могучее плечо? Средства гиганта “Экссон” позволили штату Аляска отсудить у него достаточные деньги для ликвидации последствий... Но компания “Сахалинская энергия”, зарегистрированная в государстве Бермудские острова, имеет статус “общества с ограниченной ответственностью” и поэтому имеет финансовую ответственность по любым обязательствам только в размере своего уставного капитала, который официально равен лишь 100 млн. долларов. Юристы совета по шельфу утверждают, что это не оставляет надежд на адекватные меры и соответствующую компенсацию в случае аварии. Учредители компании - сплошь дочерние структуры фирм “Маратон”, “Шелл”, “Мицуи”, “Мицубиси”, что также позволяет им нести “ограниченную ответственность” на своих далёких Бермудских и Каймановых островах... (Каймановы - пристанище “Маратон Сахалин ЛТД”). Вот такой получается глобальный “сахалинский треугольник”! 

Причём “первой ласточкой” глобализации стало исчезновение из соглашения о разделе продукции в качестве первоочередной задачи добычи газа и поставки его на внутренний рынок российского Дальнего Востока для обеспечения родных отечественных потребностей в энергоресурсах. Потому как-то “забылось”, что участники конкурса боролись за право создания СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ с российской стороной. Словом, бурение - дело тёмное... 

Кстати, о буровых: в техническом задании заложена 8-балльная сейсмостойкость буровых платформ и промышленных сооружений, но нефтегорское землятресение заставляет орииентироваться на 10-балльную отметку! 

Но и без землятресений работы на нефтяных платформах честно обещают сразу же, с первой минуты, начать нарушать целый ряд российских законов, поскольку способ утилизации буровых растворов, шлама, пластовых вод выбран по принципу “концы в воду”, то есть “трубу в море”. Благо есть прецедент - проект “Сахалин-1”, который работает в режиме так называемого “острого эксперимента” - официально разрешено “немножко убивать” морскую экосистему, чтобы посмотреть, что из этого будет. Компания “Экссон” оплачивает музыку, то есть экологический мониторинг, а исполняют её трубы скважины Даги в российских территориальных водах вопреки российскому Водному кодексу. По этому поводу природоохранная прокуратура Сахалинской области даже возбуждала дело против компании “Экссон”. О последствиях ничего не известно. 

Не смогла российская сторона добиться также результатов, которые были получены на двух оценочных скважинах проекта “Сахалин-2”. 

Неожиданную информацию сообщил депутат сахалинской областной Думы, президент ассоциации рыбопромышленников Сахалина Владимир Горшечников. Вопреки категорическому возражению властей Сахалинской области компания “Экссон” рассматривает экологически опасный проект прокладки нефтепровода по дну Татарского пролива, как раз в районе скопления краба, креветки, камбалы, сельди, минтая! Гости, не спросив хозяев, решили перестраивать хозяйство... Депутат заявил, что он услышал об этом проекте от экспертов московской фирмы “Агра”, выполняющей заказ компании “Экссон”. Неудивительно, что в технико-экономическом обосновании проекта “Сахалин-2” вообще отсутствует статья, принятая в мировой практике, где разработчики должны рассматривать альтернативные возможности для местной экономики. В качестве контрмеры депутат Горшечников предложил ужесточить сахалинское законодательство в части ответственности за разработку за аварии на нефтяных разработках. 

Но для того чтобы подсчитать возможный ущерб, нужно для начала сойтись в методиках подсчёта ущерба. Из этого пункта вытекают суммы штрафов и тонны загубленной морской живности, но согласованных с российской стороной методик пока нет. Как нет и удовлетворительных данных о фоновом состоянии среды в районе будущих разработок, что, естественно, крайне необходимо во избежание аргумента “так оно и было”. Декларации о том, что воздействие будет кратковременным и незначительным, способно не успокоить, а, скорее, вызвать тревогу. 

Рыбы немы... 

Сахалин создаёт прецедент, за которым на очереди обширные районы дальневосточного шельфа. В региональном информационном рыбацком дайджесте “Северная Пацифика” начальник Камчатрыбвода Владимир Бурканов и директор КамчатНИРО Михаил Селифонов высказывают своё мнение о концепции освоения углеводородных ресурсов шельфа морей Дальнего Востока. “Совершенно удивительным образом в зону возможного проведения работ попадают районы основного промысла камчатского и синего крабов и минтая на западнокамчатском шельфе, а также основной путь миграции лососевых рыб и нагула молоди лосося, процесс которых не ограничивается двумя месяцами, как указывают авторы “Концепции...”, а протекает круглогодично. Если только при буровых работах суточный сброс с одной платформы составляет (материалы “Концепции...”) 60 тыс.куб.м шлама и 640 куб.м/сутки пластовой воды, распространяющихся до 12 километров от места бурения, с высоким содержанием нефтепродуктов, смазочных масел, тяжёлых металлов, радионуклидов, эмульгаторов и других веществ с токсическими и канцерогенными свойствами, то каковы же будут последствия эксплуатации скважин?” - спрашивает начальник камчатской рыбоохраны. 

Как доказывают совместные работы российских и американских учёных, акватория шельфа в районе северо-восточного Сахалина является единственным местом летнего нагула серых китов азиатской популяции, занесённых в Красную книгу. Район промысла вторгается также в пути миграции серых китов, которых осталось-то на свете всего 150-200 особей. 

Район восточного сахалинского шельфа и Охотское море в целом в рыбопромысловом отношении уникальны на планете. Пока ещё уникальны... Освоение первого месторождения на Сахалине с такими снисходительными к разработчикам нормами, позволяющими нарушать российские природоохранные законы, даст опасный прецедент. И, возможно, станет ещё одним шагом на пути потери национального самоуважения в угоду благополучию весьма ограниченного круга... И если это только начало, то каким же будет продолжение этой дальневосточной истории? 

Петропавловск-Камчатский 
 

Елена Попова 
“Новые Известия”, 24 февраля 1998 года, №34 
 [Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]