[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]
 
Министры договорились
Судьба раздела продукции опять зависит от законодателей
 
Правительство, наконец, вмешалось в процесс подготовки законодательных актов, регулирующих соглашения о разделе продукции (СРП) и выработало согласованную позицию по спорным законодательным моментам. Вчера Евгений Примаков утвердил новые редакции законопроектов, отвечающих этой согласованной позиции — поправки в базовый закон о СРП и поправки в 12 федеральных законов, вытекающие из закона о СРП. На днях письма, излагающие эту позицию, будут направлены законодателям.

Это отнюдь не рядовое событие, поскольку законотворческий процесс по проблемам раздела продукции зашел в тупик. И вся надежда была на то, что Евгений Примаков встанет над схваткой и своей волей положит конец застарелым спорам. Что и произошло. Или. точнее, произойдет, если правительственная точка зрения будет адекватно воспринята в Госдуме и в Совете Федерации.

Пока Примакову даже не пришлось использовать свой авторитет для примирения позиций Минтопэнерго и Министерства природных ресурсов. Все противоречия они разрешили сами, представив в правительство уже согласованный вариант законопроектов. Между тем, за этим внешне вполне мирным исходом крылись нешуточные страсти, окончательно запутавшие думских депутатов.

Откуда противоречия относительно закона о СРП, почему отношение к этому закону стало для депутатов способом определения политической ориентации, вроде пароля «свой-чужой», — тема отдельная. Скажем лишь, что объективных идеологических противоречий в вопросе о СРП может быть не больше, чем по любому другому техническому вопросу. Не может быть «правого» или «левого» подхода к технологии добычи нефти, не должно быть и какого-то специально коммунистического или капиталистического способа контроля государства за нефтяниками. Это тоже вопрос технологии осуществления функций государства. Но вопрос о разделе продукции был тем не менее всесторонне обвешан идеологическими ярлыками, и появление непротиворечивого работоспособного законодательства, приемлемого как для государства, так и для инвесторов, стало из-за этого практически невозможным.

Поправки в базовый, действующий (а точнее, бездействующий) еще с 1996 года закон о СРП были в конце концов приняты Думой в виде, не устраивающем ни правительство, ни регионы. И оказались заблокированными Советом Федерации. Поправки в российское законодательство, вытекающие из закона о СРП, оказались в конце октября представленными на второе думское чтение в пугающем инвесторов виде, и были сняты с рассмотрения по просьбе правительства. Правительство получило весьма резкую реакцию на этот документ со стороны Нефтяного совещательного форума (РАF), организации, объединяющей западные нефтяные компании, и негативную, но более «сглаженную» по форме — от Московского международного нефтяного клуба (ММНК), объединяющего как западные, так и российские компании. И Евгений Примаков поручил Владимиру Булгаку разобраться в возникших противоречиях.

В минувшую пятницу министр природных ресурсов Виктор Орлов посетил заседание ММНК и сообщил инвесторам, что его министерство и Минтопэнерго завершили работу по согласованию текстов законопроектов. А после этого согласованный вариант был утвержден Булгаком. Премьеру осталось только поставить последнюю правительственную точку.

Оказалось, что при профессиональном подходе к делу принципиальных противоречий позиции министерств не содержат, а тем более, не могут давать почву для политических разногласии. Да и всем уже ясно: раздел продукции остался последним и единственным способом привлекать в экономику страны прямые иностранные инвестиции, что становится особенно важным при крахе государственной политики привлечения финансовых спекулянтов. 

Что получилось в итоге? Утвержденные Примаковым тексты дают действительно взвешенные формулировки, в которых удалось уйти от однозначно заявленного приоритета одного закона (и одного ведомства) над другим. Инвесторам придется действовать в соответствии с российским законодательством. Которое, в свою очередь, не должно содержать внутренних противоречий.

Конкретные же нормы, отличающие согласованный вариант от предыдущих, сводятся к тому, что лицензия на право недропользования выдается инвестору в течение месяца не после подписания соглашения о разделе продукции, а после вступления соглашения в силу. Чтобы приходили работать, а не «столбить участки». Думцы настаивали на ограничении — чтобы в форме СРП разрабатывалось не более 10% разведанных запасов стратегически важных запасов полезных ископаемых. В правительственном варианте теперь стоит другая цифра 15 %. И касается не вообще СРП, а соглашений с иностранными инвесторами. Если изначально депутаты настаивали на законодательном утверждении всех заключенных соглашений, то правительство предлагает утверждать отдельными законами только соглашения по разработке месторождений шельфа.

Пока тексты законопроектов не поступили в Думу, рано выносить окончательное суждение об их качестве и о возможной реакции на них как со стороны различных думских фракций, так и со стороны потенциальных инвесторов. Но в очередной раз появилась надежда, что теперь и на Охотном ряду возобладает трезвый прагматичный подход к проблеме, имеющей жизненно важное значение для экономики России.
 

Николай Иванов,
"Сегодня", 24 ноября 1998 года, стр.4
 
 
 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы]