[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Информация о поездке делегации депутатов Государственной Думы в Сахалинскую область и Хабаровский край 9-12 ноября 1998 г.
14.01.1999
С 9 по 12 ноября 1998 года делегация депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в составе председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, руководитель делегации В. К. Гусева, сопредседателей Комиссии по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции Н. И. Рыжкова и В. С. Медведева, заместителя  Председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Ю. М. Тена, председателя подкомитета по топливным ресурсам Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике В. А. Язева, члена Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Ждакаева И. А. совершила рабочую поездку в Сахалинскую область и Хабаровский край.

Основанием для поездки явилось решение Комиссии по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции и приглашение губернатора Сахалинской области И. П. Фархутдинова.

Целью поездки было изучить опыт реализации соглашений о разделе продукции в области добычи нефти и газа на месторождениях континентального шельфа северо-восточного Сахалина, оценить перспективы экономического и социального развития Дальнего Востока Российской Федерации с учетом перспектив осуществления проектов на условиях раздела продукции.

Делегация провела встречи и обсуждения в гг. Южно-Сахалинске и Хабаровске с руководителями законодательной и исполнительной власти Сахалинской области в лице заместителей Председателя Сахалинской областной Думы С. Ф. Шубиной, В. В. Рукавца, губернатора Сахалинской области И. П. Фархутдинова, вице-губернатора Сахалинской области А. А. Холодина, первого вице-губернатора Хабаровского края Ю. Ф. Матвеева, генерального директора ОАО "Роснефть - Сахалинморнефтегаз" С. В. Землюка, заместителя генерального директора ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" С. А. Оганесяна, управляющего директора компании "Сахалинская энергия" Д. Лорана. Состоялись встреча с хозяйственным активом области и совещание с депутатами Сахалинской областной Думы.

Программа поездки включала осмотр стационарной нефтяной платформы "Моликпак",  самоподъемной  буровой  установки  "Эхаби",  Ногликской газотурбинной электростанции, жилого комплекса для нефтяников "Зима" и ряда объектов инфраструктуры проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Полученная в ходе поездки информация является достаточно полной и кратко может быть сведена к следующему:

1. Промышленная добыча нефти на Сахалине ведется с 1928 года. Месторождения нефти на суше в значительной мере истощены, добыча нефти на большинстве из них нерентабельна. Интенсивные поиски нефти на шельфе о. Сахалин начались в конце 70-х годов. К 1994 году было открыто 8 месторождений, в том числе 7 на шельфе северо-восточного Сахалина. В их числе самые крупные по запасам газа и газового конденсата - Лунское (около 400 млрд. куб. м и 50 млн. т) и по запасам нефти - Аркутун-Дагинское (свыше 500 млн. т). Суммарные геологические ресурсы шельфовой зоны Сахалина оцениваются в 2,9 млрд. т нефти и 3 трлн. куб. м газа.

2. Первые шаги по привлечению иностранных инвестиций были сделаны в 1991 году, когда был объявлен конкурс на право разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений (проект "Сахалин-2"). В 1993 году было подписано соглашение о разработке ТЭО освоения месторождений Аркутун-Даги, Чайво и Одопту (проект "Сахалин-1").

В 1994 году было подписано Соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту "Сахалин-2" между Правительством  Российской Федерации и Администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и компанией "Сахалинская энергия", с другой стороны, акционерами которой являлись компании Марафон (США), МакДермотт (США), Мицуи (Япония), Шелл (Нидерланды) и Мицубиси (Япония). СРП по проекту "Сахалин-1" было заключено в июне 1995 года; инвестором по нему стал Консорциум в составе компаний Эксон Нефтегаз (США), СОДЕКО (Япония), ОАО "Сахалинмор-нефтегаз-шельф" (Россия) и ОАО "Роснефть-Сахалин" (Россия).

3. До конца 1998 г. объем инвестиций по обоим проектам составит свыше 1,5 млрд. долларов США. С российскими подрядчиками заключено договоров на выполнение работ, поставку товаров и услуг на сумму 248 млн. долларов США, что составляет 42,5 процента от общего объема заключенных контрактов. Из них с сахалинскими подрядчиками заключено договоров на сумму 169 млн. долларов США. Наиболее крупными из них являются:

- изготовление стального основания для первой платформы, выполненное Амурским судостроительным заводом - 35,5 миллиона долларов;

- трехмерная сейсморазведка, выполненная трестом "Дальморнефте-геофизика" - 43,2 миллиона долларов;

- разведочное и оценочное бурение, выполненное ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - 52,2 миллиона долларов;

- строительство первой очереди жилого комплекса по проекту "Сахалин-2" в г. Южно-Сахалинске - 26,6 миллиона долларов.

4. В 1997 г. на предприятиях Сахалина, занятых в подрядных работах по проектам освоения шельфа, было привлечено 1 157 человек, а с учетом дальневосточных подрядчиков число занятых составило 2 400 человек.

5. В виде прямых отчислений Российская Федерация получила бонусов на общую сумму 60 миллионов долларов.

- Создан Фонд развития Сахалина, в который инвесторами будет перечислено по 100 миллионов долларов по каждому проекту. Платежи производятся равными долями в течении пяти лет. Первый платеж по проекту "Сахалин-2" в 20 миллионов долларов переведен 31 декабря 1997 г.

Российская Федерация дополнительно получит бонусов на сумму 65 миллионов долларов, не входящих в возмещаемые затраты. Кроме того - возмещение затрат на геологоразведочные работы в сумме 231 миллион долларов США и платежи за акваторию и пользование недрами в сумме 12 миллионов долларов США.

6. В 1996 г. в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды Сахалинской области от сахалинских предприятий и организаций, занятых в работах по проектам, поступило 52 миллиарда рублей, а в 1997 г.-219 миллиардов рублей. В период 2000 - 2005 года эта сумма ожидается в объеме 1 миллиарда 926 миллионов долларов США.

Общий доход Российской стороны за период реализации проекта "Сахалин-2" составит 26 млрд. долларов США, по проекту "Сахалин-1" эта сумма равняется 53 млрд. долларов США. Таким образом, за 30 лет разработки месторождений нефти и газа Сахалинской области Россия только от реализации двух названных проектов получит в бюджет около 80 миллиардов долларов США. Из них 40 млрд. долларов США поступят в бюджет Сахалинской области.

7. После завершения доразведки и обустройства морских месторождений с выходом обоих проектов на полную мощность к 2010 году годовая добыча нефти составит 30 миллионов тонн, газа - 28 миллиардов кубических метров (для сравнения: сегодня на территории Сахалина ежегодно добывается только 1,5 миллиона тонн нефти и 1,9 миллиарда кубических метров газа)

8. В соответствии с распоряжением Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 357р был проведен международный тендер "Сахалин-3" на право производства геологоразведочных работ и разработки возможных месторождений нефти и газа на трех блоках Восточно-Одоптинского участка. Победителями но Киринскому блоку были признаны компании "Мобил" и "Тексако". К настоящему времени  подписан протокол об участии в проекте российских партнеров - компаний ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" и ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз".

Реализация проекта по Киринскому блоку позволит повысить экономическую эффективность проектов "Сахалин-1 и -2", создать единую производственную инфраструктуру, снизить удельные затраты на добычу нефти и газа по всем трем сахалинским проектам и, таким образом, увеличить долю прибыли Российской Федерации. С успешной реализацией проекта связывается перспектива газификации Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев.

Выводы

Депутаты считают, что реализация проектов освоения месторождений нефти и газа Сахалинской области является одним из важнейших факторов развития социально-экономической инфраструктуры региона, включая задачи газификации Сахалинской области и Дальнего Востока.

Исходя из этого, Государственной Думе следует рассматривать в качестве приоритетных проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении в законодательные акты Российской Федерации    изменений и дополнений, вытекающих их Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В свою очередь на Правительство Российской Федерации ложится задача оформления системы подзаконных актов, регулирующих отношения, связанные с соглашениями о разделе продукции.

Депутаты считают, что Государственной Думе необходимо определиться в вопросе о дальнейшей работе Комиссии по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции. Как показали итоги обсуждения проектов федеральных законов, связанных с СРП, некоторые фракции в Государственной Думе игнорируют выработанные Комиссией решения. Это заставило ряд депутатов - членов Комиссии поставить вопрос о прекращении ее деятельности. Фракции и депутатские группы Государственной Думы должны высказать свое отношение по дальнейшей работе этой Комиссии.

Принимая во внимание значение, которое имеет реализация проектов по освоению месторождений нефти и газа Сахалинской области для развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока, депутаты считают целесообразным предложить Правительству Российской Федерации разработать региональную программу надежного энергообеспечения Дальнего Востока.

Заслуживают   дополнительного   внимания   вопросы   организации экологического мониторинга проектов, информационного обеспечения хода реализации соглашений о разделе продукции, совершенствования взаимодействия с общественными организациями.

По итогам поездки депутаты считают необходимым предложить Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принять обращение к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Совету Федерации.

Председатель Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике В.К.Гусев

Сопредседатель Комиссии по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции Н.И.Рыжков

Сопредседатель Комиссии по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела  продукции В.С.Медведев

Заместитель Председателя Комитета по промышленности, строительству, 
транспорту и энергетике Ю.М.Тен

Председатель подкомитета по топливным ресурсам  Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике В.А.Язев

Член Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике И.А.Ждакаев
 

14.01.1999

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]