[Начальная страница] [Публикации] [Законодательство по СРП]
info@yabloko.ru
 

Светлана Лолаева, Михаил Классон

Дай же ты всем понемногу …

Раздел продукции как источник инвестиций в Государственную Думу

 
Депутатами Государственной Думы, по-видимому, решили проявить инициативу в поисках денег для отечественной экономики. С этой целью фракции КПРФ и ЛДПР выдвинули предложение - передать разработку законодательной базы соглашений о разделе продукции из "медленно работающего" комитета по природным ресурсам (председатель - Алексей Михайлов, фракция "Яблоко") в комитет по промышленности (председатель - Владимир Гусев, фракция ЛДПР). Представители коммунистов и либерал-демократов, хорошо представляющие себе, что речь может идти об очень значительных суммах (до ста миллиардов долларов в год), стремятся оговорить такие законодательные условия, при которых инвесторам надо договариваться именно с ними - по каждому отдельному проекту. Можно добавить - и за отдельные деньги.

На июльском заседании российско-американской комиссии Гор-Кириенко стороны будут говорить о разработке - на условиях раздела продукции - проектов "Сахалин-3", "Северные территории", Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Приобского месторождения. Впрочем, последние пять лет об этом толкуют практически на каждом заседании комиссии. Заинтересованность американской стороны понятна: в осуществлении четырёх проектов, стоящих десятки миллиардов долларов, участвуют крупнейшие американские нефтяные компании - "Эксон", "Мобил", "Амоко", "Тексако" и "Коноко". Желание правительства США обеспечить нормальные инвестиционные условия для работы своих компаний вполне естественно.

Российскому правительству порадовать своих партнёров по-прежнему нечем. Принятый почти три года назад закон о соглашениях о разделе продукции (СРП) не работает: до сих пор не внесены поправки в таможенное и налоговое законодательство, из-за чего компании, ведущие разработку проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на условиях раздела продукции, сталкиваются с постоянными трудностями. Кроме того, заключение соглашений ни по одному из четырёх проектов, которые будут обсуждать гг. Гор и Кириенко, пока не дозволено Думой (по закону, СРП могут заключаться только по месторождениям, включённым в одобренный законодателями перечень).

Американскую сторону ждёт ещё одна неприятная новость. В конце июня депутаты приняли во втором чтении поправки к закону об СРП. В них, в частности, предусматривается, что соглашение вступает в силу только после утверждения его законом. Это, естественно, ещё более усложнит и затянет процедуру заключения СРП.

Полагая, очевидно, что и такие меры недостаточно защищают природные богатства отечества от распродажи иностранцам думские левые выстроили ещё одно кольцо обороны. Отныне "в интересах национальной безопасности, в том числе, для сохранения независимости в обеспечении государственных и иных отечественных потребителей минеральным сырьём, разрешается предоставление на условиях СРП не более 20%, а для стратегических видов полезных ископаемых не более 10% разведанных запасов страны". Что подразумевают под "разведанными запасами", сказать трудно. Сегодня невозможно определить точный размер нефтяных запасов месторождений того же "Сахалина-3". Можно говорить только о предполагаемых запасах, и для их уточнения нужны весьма дорогостоящие геологоразведочные работы, которые, кстати, инвесторы должны проводить на свой страх и риск - и на свои деньги. Если же толковать положение закона буквально, то вести переговоры о разработке на условиях раздела продукции, "Сахалина-3" или Приобского месторождения вообще бессымсленно. Как уверяет глава думского комитета по природным ресурсам Алексей Михайлов, два реализующихся сахалинских проекта и пять нефтегазовых месторождений, по которым уже дозволено заключать соглашения, "тянут" на 13% ненфтяных запасов страны.

Правда, в случае вступления сочинённых депутатами поправок в силу инвесторы могут потерять всякий интерес к разработке российских месторождений на условиях раздела продукции. Вряд ли их вдохновит требование использовать как минимум 70% отечественного оборудования. В отношении оборудования предусмотрительные думцы всё же сделали оговорку: по качеству и срокам поставки оно должно быть сопоставимым с импортными аналогами. О цене рачительные депутаты отчего-то позабыли. И законодательно установили необходимость использовать российские гвозди и трубы, даже если они и вдвое дороже исностранных. То, что это приведёт к увеличению затратной части проекта и снижению доли прибыльной продукции, отчего в итоге потеряет государство, депутатов не интересует.

Интересует же их совсем другое. Депутаты, похоже, решили активизировать своё участие в разделе продукции. Если законодательное утверждение перечней создало прекрасную почву для лоббирования интересов территорий, на которых находятся месторождения (самый яркий пример - включение в первый перечень, утверждённый Думой год назад, Белгородского железорудного месторождения, находящегося в избирательном округе Николая Рыжкова, главы межфракционной комиссии по СРП),  то необходимость одобрения каждого соглашения законом создаёт практически безграничные возможности для коррупции. Компаниям, потратившим миллионы долларов на подготовку документов для заключения соглашений, волей-неволей придётся "обрабатывать" депутатов, от голосования которых будет зависеть дальнейшая судьба проектов. Для того, чтобы получить возможность беспрепятственно "договариваться", разработку законодательства по СРП, по предложению ЛДПР и КПРФ, предлагается передать из "яблочного" комитета по природным ресурсам в комитет по промышленности. Очевидно, после передачи его под присмотр комитета, руководимого выходцем из известной своей исключительной "договороспособностью" фракции г-на Жириновского, работа пойдёт споро.

Кабинет, который должен быть заинтересован в скорейшем принятии блока законов по СРП, способного привлечь в странумногомиллиардные инвестиции, совершенно бесстрастно наблюдает за внутридумскими играми. В то же время, как стало известно газете "Время" из источников в аппарате правительства, Всемирный Банк в качестве одного из условий предоставления очередной порции кредита на реорганизацию российской экономики попросил "очистить" законодательство по СРП от всяческих нелепых ограничений-в том числе, от утверждения соглашений и перечней участков недр законами. Возможно, крайняя нужда в деньгах заставит, наконец, правительство остановить думскую вакханалию вокруг раздела продукции.

 
"ВремяМН", 14 июля 1998 года, №27, с.2
 
 [Начальная страница] [Публикации] [Законодательство по СРП]
info@yabloko.ru