[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Владимир Горбачёв, член Комитета по природным ресурсам и природопользованию
Вторая приватизация "по Чубайсу"?
Что получит промышленность от соглашений  о разделе продукции
  "Век",  26 февраля - 4 марта 1999 года, № 8, с.8
В сегодняшней России, где основным источником поступления валюты являются нефть и газ, соглашения о разделе продукции (СРП) имеют все шансы превратиться в «локомотив» зарубежных инвестиций. К сожалению, при этом возникает немало всяческих "но" для отечественной промышленности.

Основной принцип СРП — компенсация расходов инвесторов российским сырьем — стимулирует затратный подход. Иностранцы будут стараться приобрести максимально дорогое оборудование. Естественно, действуя в тесной связке со своими производителями оборудования.

Часто приходится слышать, что-де в законе по СРП заложен механизм, обеспечивающий получение не менее 70 процентов общей стоимости заказов на изготовление оборудования российскими производителями. Это далеко не так.

Во-первых, забывают о том, что иногда в иностранное оборудование, завезенное на российскую   территорию,   вворачивается болт, и оно уже считается «отечественным». Во-вторых, закон содержит требование, что российское оборудование должно быть конкурентоспособно по отношению к иностранному по качеству и срокам поставок. На практике это может свести к нулю требование о 70-процентной квоте для российских производителей. Закон предоставляет иностранному инвестору возможность формально придраться к качеству российской продукции и отклонить предложение. Сделать это можно под любым предлогом. Аналогичная ситуация со сроками поставок. В-третьих, закон не предусматривает никаких санкций в отношении инвестора, который не соблюдает квоту по размещению заказов на российских предприятиях. Приходится констатировать, что закон о СРП может подвергнуть отечественного производителя откровенной дискриминации.

Теперь рассмотрим, кто и как обеспечивает интересы отечественных производителей оборудования в ходе реализации СРП. В сентябре 1997 года правительственным постановлением «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» была создана Комиссия по реализации СРП. Известно, что большинство предприятий, занятых изготовлением и проектированием оборудования для нефтегазового комплекса, относятся к атомной .и аэрокосмической отраслям. Несмотря на это, прежний председатель правительства Виктор Черномырдин почему-то решил не вводить представителей Минатома и Российского космического агентства в состав комиссии.

Постановлением правительства в октябре прошлого года состав комиссии был расширен. В него ввели представителей Военно-Морского Флота, Федеральной пограничной службы, а также новых «полпредов» — Минтопэнерго, Минприроды и других ведомств. Невероятно, но для представителей Минатома, Российского космического агентства и Минторга, которые призваны продвигать отечественное оборудование на рынки, опять не нашлось места.

Существует   распространенное мнение, что реализация СРП приведет к притоку инвестиций в российскую промышленность. Реальная ситуация такова: отечественные предприятия, способные принимать участие в подрядных работах по СРП, не имеют никакой информации о ходе подготовки и реализации проектов. Все практические вопросы, связанные с реализацией СРП, решает небольшая группа руководителей Минтопэнерго и Минэкономики. Это видно хотя бы по такому примеру: документ, который определяет порядок отбора предприятий, участвующих в поставках оборудования в рамках СРП, кулуарно готовился в Минэкономики. Проект не был согласован с Мин-торгом, Минатомом, Госстандартом, РКА и другими ведомствами. Не поэтому ли Минэкономики, которое призвано защищать интересы российских предприятий, включило в документ вопиющее требование о том, что претенденты на участие в конкурсе на поставку оборудования в рамках СРП должны иметь опыт выполнения таких работ не менее пяти лет?

Ясно, что это требование могло лишить права участия в конкурсе все российские предприятия оборонного комплекса. А именно они сегодня изготавливают наиболее конкурентоспособное оборудование для нефтегазового комплекса. Благодаря принципиальной позиции Союза производителей нефтегазового оборудования Минэкономики поручено доработать документ. Однако есть ли уверенность, что подобные формулировки не появятся в дальнейшем? Сегодня Минэкономики упорно добивается статуса уполномоченного государственного органа по проведению конкурсов и тендеров в рамках СРП. Есть проект правительственного постановления, которое возлагает на Минэкономики «координацию работ и осуществление контроля за размещением заказов на изготовление российскими производителями оборудования, технических средств и материалов». Логика такова: ведомству, которое готово отстранить все предприятия оборонного комплекса от работ по СРП, поручается монопольно осуществлять контроль за размещением заказов.

Кулуарная и запутанная система координации работ по СРП лишает промышленников информации и создает благоприятную почву для злоупотреблений. Каких только названий нет: управляющие комитеты, наблюдательные советы, рабочие комитеты, комитеты по надзору и т. д. И всем присуще одно свойство: интересы российской промышленности они не защищают.

Отсутствие же поддержки российских производителей при проведении работ по проекту «Сахалин-2» привело к тому, что платформа «Моликпак» — гигантский искусственный остров — была закуплена в Канаде, а уникальные предприятия российского атомного комплекса остались без заказов. Амурскому судостроительному заводу кинули «кость» в виде заказа на изготовление металлического  основания для платформы. Но металл завод закупил... в Японии.

Странная ситуация складывается и вокруг Самотлорского проекта. Техническим и экономическим консультантом Тюменской нефтяной компании выбрана американская фирма «Халлибертон» — крупный поставщик нефтегазового оборудования и услуг в страны СНГ. Можно, видимо, не сомневаться, что эта фирма сделает все, чтобы лишить информации российских конкурентов и осуществлять монопольные поставки.

При подготовке и реализации СРП недостаточно учитывать мнение только администрации нефтегазодобывающего региона, как то нередко бывает. Например, в рамках проекта «Сахалин-3» предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода. Администрации Сахалина важно, чтобы завод способствовал созданию дополнительных рабочих мест в регионе. А то, что объект стоимостью около двух миллиардов долларов будет закуплен скорее всего в Японии, их особенно не волнует. Между тем именно эта проблема с точки зрения государственных интересов является первостепенной. Но волнует она администрации Челябинской, Свердловской, Тульской и многих других промышленных областей, Минатом, Российское космическое агентство, которые отстранены от вопросов подготовки и реализации СРП.

В вопросах реализации СРП принципиальную позицию занимают многие депутаты Государственной думы, которые последовательно отстаивают интересы российской промышленности. По их поручению заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Степан Сулакшин внес в правительство проект постановления «О мерах по развитию производства отечественного оборудования в условиях реализации инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе». Оно, несмотря на поддержку большинства ведомств, пока не подписано.

Я хорошо знаком с тяжелейшей ситуацией на российских заводах, в НИИ и КБ. Именно поэтому не могу быть безучастным к тому, что десятки миллиардов долларов инвестиционных ресурсов по СРП при нынешнем развитии ситуации останутся за рубежом. Если не принять экстренных и действенных мер в защиту интересов отечественных производителей, то реализация СРП превратится во вторую приватизацию «по Чубайсу» и войдет в историю России еще одним примером беспрецедентного обогащения западных фирм и их лоббистов в нашей стране.
 

Владимир Горбачёв, член Комитета по природным ресурсам и природопользованию 
 "Век",  26 февраля - 4 марта 1999 года, № 8, с.8

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]