[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Александр Дейкин
Раздел продукции между «ЯБЛОКОМ» и КПРФ
Борьба вокруг закона «О СРП» превратилась в спор об авторстве
     «Новое время», 1999 год, № 9
См. также: Ответ Алексея Мельникова "C кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?"

Эпопея с законом «О соглашениях о разделе продукции» близка к завершению. Многолетняя, многоходовая и недешево обошедшаяся участникам операция начнет наконец приносить плоды. 
История самого закона обросла скандальными событиями - от выхода из «Яблока» Юрия Болдырева до недавней отставки председателя думского комитета по природным ресурсам Алексея Михайлова, видного "яблочника" и одного из главных разработчиков закона «О СРП». Действие закона, принятого «в основном» года три назад, было отложено до утверждения массы сложных поправок к нему. Это утверждение превратилось в тяжелый, изнуряющий процесс. 

Вот они приняты и, хочется думать, окончательно. Влияют кризис и бесконечные разговоры об острой необходимости инвестиций и ухудшении климата для иностранных капиталовложений Но это не объяснение другому обстоятельству, обнаружившемуся вполне неожиданно - для тех в особенности, кто прежде проблему конфликтов и ругани вокруг закона «О СРП» сводил к мелкой политизации, раз это инициатива «Яблока», то уже поэтому фракция коммунистов будет против, хотя бы из патриотических побуждений - предотвратить «растаскивание российских недр». И вот КПРФ теперь настолько «за» закон, что даже оттирает фракцию Явлинского, мешает ей погордиться хотя бы авторским приоритетом. 

Политическая сторона «битвы за закон» никак не была главной, сколько бы она ни была интересной - иначе так быстро от своих позиций коммунисты все же не отказались бы. Где же главный побудительный мотив в этой борьбе, завершившейся тихим конкордатом? Почему до сих пор ни авторы закона, ни его новоявленные «кураторы» так и не ответили на те самые вопросы, которые им задавали в свое время многие, в том числе и «НВ»?

Почему в нефть, часть которой пойдет в уплату за иностранное участие, деньги вложить готовы - и не дешевые спекулянты-однодневки, а крупные солидные компании, а вот на тех же условиях в текстильную промышленность - не очень? Выпустили бы ивановские ткачи на американские инвестиции миллионы метров ситчика, отдали бы половину США за содействие - берите, реализуйте на здоровье. Или, к примеру, какой-нибудь «лежачий» машиностроительный завод оживить - и бери себе половину станков, а России - тысячи рабочих мест, сотни субподрядчиков.

Но нет, не хотят. Нефть, золото, газ - это привлекает. И, что смешно, никакой кризис, мораторий, дефолт ничуть не пугают тех самых инвесторов, которые (как пугало «Яблоко») готовы были уже три года назад бежать из России от недовольства здешними порядками. Не сбежали, конечно. И это естественно: есть все-таки разница между валютными спекулянтами и серьезными предпринимателями. Первые рвут минимум 80 процентов прибыли и сбегают. Вторые понимают, что такая прибыль - операция, ресурсы для которой быстро кончаются А вот энергоносители - это десятилетия с гарантией. И не помеха ни сложнейшие условия разведки и добычи, ни упавшие почти вдвое цены на нефть, ни даже введение Думой ограничения в выборе объектов "по СРП" для участия иностранных партнеров. 

Если не считать немного странной позицию отечественных защитников интересов зарубежных нефтяных гигантов, к самим этим фирмам претензий быть не может. Каждый предприниматель ищет где глубже. Но почему же не вложить их на общих основаниях - в виде обычных производственных инвестиций? Говорят нет стабильных законов, а которые есть - плохие и государством же не соблюдаются. Тогда что же дает уверенность, что закон «О СРП» соблюдаться будет? Риск в России по любому закону примерно одинаков. Зато, конечно, свобода от налогов, "скользящие" шкалы по выделению «продуктовой доли» иностранному партнеру - это чистая правда, и содержится она в сотнях страниц приложений к закону, которые мало кто сумел проанализировать. Задуманный сложнейший механизм соглашений будет работать с взаимной выгодой для обеих сторон только при условии кристальной бухгалтерии и безупречного контроля - и кто же способен их обеспечить? 

Возможно, зарубежные интересы закон «О СРП» обеспечивает несколько лучше, чем российские, и в этом, может быть, даже есть некоторая справедливость, потому что риски и впрямь велики. Но вот завтра, через год, через два все приходит в норму, прямое казнокрадство ужимается до цивилизованных масштабов, процентные ставки резко идут вниз, потекли инвестиции на «нормальных» условиях - и кто в выигрыше? Те фирмы, которые работают «по СРП», потому что заведомая льготность условий для них сохраняется, сделки многолетние, товар с гарантированным сбытом и на многие миллиарды. Дальновидность иностранной стороны понятна, по-своему честна. 

Вопрос все к тому же "Яблоку" и к поддержавшим их фракциям парламента, как получилось, что огромные деньги найдены и потрачены на разработку законодательного механизма изъятия "дорогих" инвестиций из других стран и на обеспечение практической его реализации с заранее известными двойными потерями для России? Почему не выяснить, как эти деньги оставить в России - было бы для страны дешевле, для наших инвесторов прибыльнее. Ведь есть отрасли, в которых нужда в инвестициях и побольше, чем в нефтегазовой или золотодобывающей. Задача много сложнее законодательства о разделе продукции - как раз по экономическим амбициям "Яблока", да и избиратели по всей стране оценили бы достойно.

См. также: Ответ Алексея Мельникова "C кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?"
 

Александр Дейкин 
«Новое время», 1999 год, № 9

[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]