[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Актуальные темы] [Законодательство по СРП]
Наталья Тимашова
Вокруг Сахалина сжимается нефтяное кольцо
Затонувший танкер и буровые установки могут нанести серьезный вред биоразнообразию Японского и Охотского морей
   «Новые Известия», 12 августа 1999 года, № 146, с.4
К западному берегу острова  приближается огромное масляное пятно от выброса нефтепродуктов из затонувшего возле острова еще 20 лет назад японского судна «Такэо-мару». Сегодня его длина уже достигла 3,5 километра, а ширина - 30 метров.

Японский теплоход ушел на дно в водах Татарского пролива недалеко от порта Шахтерск после шторма в октябре 1979 года, и до недавнего времени корабль, находящийся на глубине 15 метров, не беспокоил сахалинцев. Жители острова забили тревогу после того, как выяснилось, что в корпусе судна образовались две пробоины, через которые в Японское море постоянно вытекают солярка и мазут. Как сообщили водолазы российского спасательного судна «Атлас», обследовавшие японский теплоход, он лежит на дне вверх килем и имеет две пробоины, через которые и идет утечка топлива. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС, внутри судна находится 320 тонн нефтепродуктов. И, если пробоины не будут заделаны, все это топливо может со временем оказаться на западном сахалинском побережье.

Не лучшие времена ждут и жителей побережья, которое омывается водами Охотского моря. На северо-восточном шельфе Сахалина начато осуществление экологически опасного проекта освоения нефтяных месторождений «Сахалин-2». В недалекой перспективе здесь планируется получать более 14000 тонн нефти в сутки. Но, по мнению многих ученых и экологов, «нефтяные разработки в этом районе чрезвычайно опасны для морской среды и могут нанести огромный урон дикой природе и рыбному хозяйству региона».

- Охотское море пока остается одним из наиболее чистых и богатых морскими биоресурсами в мире, - рассказывает представитель «Гринпис России» Елена Суровикина. - Шельф Охотского моря - один из самых биопродуктивных районов Мирового океана. К несчастью, нефтегазовые месторождения на шельфе Сахалина как раз совпадают с районами активного рыболовства и нереста ценных пород рыб. В районе нефтедобычи обитает более ста видов рыб, в том числе особо ценные - горбуша, кижуч, кета, тихоокеанская сельдь, камбала. Именно Охотское море дает больше половины общего вылова рыбы в России. Кроме того, здесь обитает 25 видов дельфинов, редких и исчезающих видов китов. Заливы и лагуны северо-восточного побережья острова являются местами гнездовий и стоянок десятков видов птиц, занесенных в Красную книгу. Здесь же расположен уникальный природный объект - остров Тюлений, где находится одно из трех крупнейших в мире лежбищ морских котиков, большая колония сивучей и большие «птичьи базары».

Из заключений трех государственных экологических экспертиз по проекту нефтяных разработок северо-восточного шельфа Сахалина следует, что опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских промыслов в столь суровых природных условиях в мировой практике нет. Учитывая сложнейшие природно-климатические и навигационные условия Охотского моря, в случае серьезной аварии на буровой платформе, разрыва трубопровода или аварии танкера ликвидировать ее последствия в море, большую часть года покрытом сплошными тяжелыми льдами, будет практически невозможно. В свое время авария танкера «Эксон Валдез» на Аляске, в результате которой было выброшено около 50 тысяч тонн нефти, показала, насколько разрушительными могут быть последствия катастроф на морских нефтяных объектах. Даже сейчас, спустя 10 лет, большое количество нефти продолжает загрязнять берега пляжей и бухт. Из 26 наиболее сильно пострадавших видов животных восстановились лишь два. Сразу после аварии компания - владелец танкера была вынуждена выплатить в качестве компенсации ущерба около 7 миллиардов долларов. Если что-либо подобное случится у берегов Сахалина, возмещать в полном объеме ущерб государству и живущим там людям вряд ли кто-то будет. Дело в том, что разработчик месторождения - инвестиционная компания «Сахалинская энергия Лтд.» (консорциум, в который входят американская, японская и нидерландская компании) зарегистрирована на Бермудских островах и является обществом с ограниченной ответственностью. Это значит, что она несет материальную ответственность лишь в пределах своего уставного капитала, составляющего лишь 100 миллионов долларов. Уже сейчас консорциум всячески уклоняется от выплаты ущерба, нанесенного рыбным и другим биоресурсам суши и моря в ходе реализации проекта «Сахалин-2». В результате многочисленных расчетов и перерасчетов сумма ущерба вместо реальных нескольких миллионов долларов составила всего лишь 120 тысяч. Но даже выплату этой суммы «Сахалинская энергия Лтд.» попросила российскую сторону отложить до сентября. При этом на подготовку и проведение пышного «праздника первой нефти», устроенного 30 июля, компания с легкостью потратила сразу 100 тысяч долларов.

Как показывает практика, морские нефтяные платформы наносят серьезный урон окружающей среде и в безаварийном режиме.

- По имеющимся у нас данным, уже сейчас с буровой платформы «Моликпак» в Охотское море сбрасываются тысячи тонн отработанных буровых растворов и выбуренного шлама, которые содержат тяжелые металлы, нефтепродукты и другие токсичные вещества, - говорит председатель совета общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын. - В течение многих лет в море будут сбрасываться тысячи тонн пластовых вод, содержащих ядовитые, так называемые полиароматические углеводороды - бензол, этиловый бензол, толуол. По словам очевидцев, уже случались и аварийные разливы нефтепродуктов. Нефть рано или поздно закончится, а жители Сахалина останутся ни с чем - без нефти, без рыбы и морепродуктов. А ведь именно рыболовство и переработка морепродуктов традиционно являются основой жизнеобеспечения жителей Сахалина.
 

Наталья Тимашова 
«Новые Известия», 12 августа 1999 года, № 146, с.4
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
[Актуальные темы] [Законодательство по СРП]