[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]
Александр Милкус
Образовательная программа “ЯБЛОКА”
 1999 год
Учителю можно вдвое повысить зарплату, и при этом сделать так, чтобы ее выплачивали вовремя!

Школьники могут избежать перегрузки ненужной зубрежки!

Школа сегодня может обойтись без двенадцатилетки!

Выпускники школы смогут поступать в вуз без репетиторов и поборов.

Все это вполне реально, если будет осуществлена образовательная программа “ЯБЛОКА”

Не нефть и газ, лес и уголь, а образованные люди - главный капитал любой страны. У Японии и Южной Кореи, Германии и Нидерландов нет таких природных богатств, какими обладает Россия, а живут в десятки раз лучше нас. Почему? Да потому, что они сумели дать своим гражданам современное качественное образование и на этой основе обеспечить экономический рост. Экономика богатых стран не зависит от продажи сырьевых ресурсов. Новые технологии, развитое производство – вот основа благосостояния народа..

Выйдет ли, наконец, Россия из глубокого экономического штопора? Ответ на этот вопрос может быть получен не при дележке скудного бюджета, а при кардинальном изменении нынешней системы образования. Образованные люди – подлинный источник роста национального достояния и высокого уровня жизни.

В последние годы в нашей системе образования. Сложилась катастрофическая ситуация. Ее финансирование сократилось почти вдвое, учителям не платят зарплату, в школах протекают крыши и трескаются стены, перегрузка детей стала беспредельной, резко ухудшается их здоровье. При этом многие дети, проучившиеся одиннадцать лет, не могут грамотно писать. И даже те, кто были в школе “хорошистами” или “отличникам”, должны выкладывать для поступления в вуз немалые деньги.

Почему так произошло? “Яблоко” знает ответ на этот вопрос. Но знать ответ – это еще не значит понимать, как выйти из сложившейся, казалось бы безвыходной, ситуации. Педагоги, экономисты, политики из комиссии по “Яблока” по образованию вместе с образовательным сообществом, Форумом "Российская школа", профессиональными предметными ассоциациями разработали специальную программу ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.
 
Мы считаем, что если не удастся поставить на ноги школу, то никакого смысла во всех наших реформах нет. Образование - это государственный приоритет номер один, даже в сравнении с другими приоритетами: реформой армии, экономики, государственного устройства.
Григорий Явлинский.

Почему у учителей нищенская зарплата? Да и ее не платят?

Нынешние власти отвечают просто: нет денег. Это миф. Почему-то чиновникам, которых, кстати, в стране больше, чем учителей, денег (и немалых!) хватает и зарплата их постоянно растет. Истинная причина в том, что государство потеряло интерес к образованию, отстранилось от него. Нынешняя власть находит огромные деньги на подкорм олигархов, нужных ее банков и монополий, на расточительное "самообеспечение", строительство роскошных особняков и представительств, на бесконечные празднества и фестивали… На школу денег нет.
 
Цифры и факты

За шесть лет доля расходов на образование в федеральном бюджете снизилась с 5,9% до 3,4%. А ведь через федеральный бюджет финансируют лишь вуз, техникумы и часть ПТУ. В школьной же экономике дела еще хуже. Уровень заработной платы в образовании по сравнению с промышленностью упал с 64,4% до 52,7%. Средняя зарплата учителя в полтора раза ниже прожиточного минимума.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ "ЯБЛОКО"
  • В ближайшее время вдвое увеличить зарплату учителей.
  • Кардинально пересмотреть систему оплаты учительского труда, с тем чтобы достойно оплачивать все виды работы учителя, все формы его учебной и воспитательной нагрузки.
  • Привести минимальные размеры оплаты труда учителей в соответствие с реальным прожиточным минимумом.
Как сделать чтобы учитель получал зарплату вовремя?
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”
Уже сейчас "ЯБЛОКО" готово внести в Думу Закон “Об обеспечении конституционных прав граждан на образование”. Он направлен на радикальное изменение нынешнейкатастрофической ситуации. 

Законом предполагается:

  1. Установить нормативы финансирования, необходимые для обеспечения нормального уровня существования российской школы.
  2. Ввести прямое финансирование школы через целевые бюджетные счета на федеральном, региональном и местном уровнях. Четко определить строго фиксированную долю федеральных, региональных и муниципальных налогов, которая отчисляется непосредственно на нужды образования. 
  3. Жестко закрепить деньги, выделяемые из центра на финансирование образования. Причем, доходить до получателя они будут исключительно через систему государственного казначейства. Тем самым местные руководители лишатся свободы тратить их по своему усмотрению, либо “прокручивать” через коммерческие структуры и банки.
  4. Ввести жесткую административную и уголовную ответственность для глав регионов, городов, поселков, не по назначению расходующих средства, предназначенные на финансирование образования и культуры.
Цифры и факты

За 1998 год в среднем по России соотношение расходов на образование ко всем расходам бюджета составляло 20,7%. А вот, по данным Минэкономики, в экономически благополучных регионах эта цифра была существенно ниже:жем, в Москве она составила 13,9% (87-е место в РФ по этому показателю), в газоносном Ямало-Ненецком АО – 9,6% (88-е место). Сравните с Агинским Бурятским АО, где эта цифра составила 44%. Скромная республика Тува занимает по этому показателю 2-место по России (39,6%), Коми-Пермяцкий АО – 5-место (32,3%), а богатый Петербург – 70-е (20,1%). Нефтеносная Тюмень – 72-е (19,6%). Та же Москва, уже после кризиса 17-го августа, потратила в сумме за 1998 год на образование на 5,1% меньше, в абсолютных цифрах, чем в предшествующем 1997 году. 

При этом на середину 1999 года зарплата учителя, с 10-летнем стажем и работающим на полторы ставки, в богатой Москве составляет около 1200-1300 рублей в месяц, в то время как прожиточный минимум в столице -- 2500 рублей! 

Как привлечь в школу внебюджетные средства?

Школа может иметь два вида денежных поступлений: бюджетные и внебюджетные. Однако на деле получать деньги из внебюджетных источников школе очень трудно. У системы образования нет налоговых льгот, хотя они предусмотрены Законом "Об образовании". Мало того - отсутствуют механизмы стимулирования экономической самостоятельности образовательных учреждений.
 
Цифры и факты

Задолженность федеральному бюджету только одного АвтоВАЗА в 1997-м году в шесть раз превышала сумму, которую правительство рассчитывало получить за счет отмены льгот образовательным учреждениям вместе с льготами учреждениям науки и малым предприятиям, использующим труд инвалидов.

Известно, что родители тратят огромную часть семейного бюджета на репетиторов по иностранным языкам, по обычным учебным предметам, на подготовительные курсы в вуз. Подсчитано: в течение года перед поступлением в высшее учебное заведение родители одиннадцатиклассника в среднем тратят больше 500 долларов США. Если учесть, что в 1999-ом в вузы страны поступило 900 тысяч студентов, выходит, что только на подготовку к поступлению родителями было потрачено почти полмиллиарда долларов (больше, чем сумма, запланированная в федеральном бюджете страны на нужды образования). 

Между тем, многие образовательные услуги могли бы оказывать и учителя школы в факультативное время, вполне законно получая за это деньги. В российских школах уже существует такая практика по привлечению внебюджетных средств. Из них выплачивается надбавка к зарплате педагогов, стипендии талантливым детям из малоимущих семей, поддерживается и обновляется необходимая материальная база, наконец, детей кормят сытными горячими обедами. Но очень часто даже эти деньги, заработанные дополнительным трудом учителей, у школ пытаются отобрать.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”
  1. Ввести систему федеральных и региональных налоговых льгот, стимулирующих благотворительность и инвестирование в систему школьного образования, предусмотрев возможность передачи благотворителем своих средств напрямую в школу
  2. Предоставить гражданам право вычитать из налогооблагаемой базы по подоходному налогу расходы, связанные с оплатой образовательных услуг. 
  3. Создать простые механизмы, обеспечивающие прозрачность всех бюджетов (в том числе региональных и муниципальных) в части расходов на образование. Родители и вся местная общественность будут знать, сколько денег есть в местном бюджете на образование и на что они конкретно тратятся..
  4. Зарегистрировать школы в качестве юридических лиц и открыть для них банковские счета - бюджетные и внебюджетные. При этом школа либо заводит собственную бухгалтерию, либо несколько школ вместе основывают объединенную бухгалтерию.
  5. Заключить договора между школами и их учредителями с указанием конкретных взаимных обязанностей сторон, в том числе в части бесперебойного финансирования школы.
Можно ли обойтись без перегрузки зубрежки?

Несмотря на все попытки “реформирования” образования, реальных изменений по сравнению с советской школой пока не так много. Школа все также далека от потребностей реальной жизни, от того, чтобы построить обучение исходя из способностей и интересов учеников. Система образования по-прежнему стремится “напичкать” ученика громоздким складом разобщенных и несистематизованных знаний, большая часть которых остается невостребованной. 
 
Цифры и факты 

Группа научных работников Московского государственного университета и Современного гуманитарного университета провела исследование, призванное выяснить: чем же мы все-таки загружаем мозги нынешних школяров? Результаты потрясли. К примеру, объем школьной программы по физике совершенно не соответствует возможностям даже самого талантливого ученика. Школьник 5-го и 6-го классов за два года должен усвоить 100 физических понятий, 7-го класса - 140, 8-го - 199, 9-го - 195, 10-го - 163 и 11-го – 212. Всего же учебники по физике для 5-11 классов содержат больше 1300 только основных понятий! Для сравнения: по тому же самому предмету в Англии – 600 основных понятий, в США – 350.

Даже явно прогрессивные ростки нового – появление школ различных типов, разных методик преподавания, новых учебных курсов (информатика, правовое и экономическое обучение, экология) не отразились на принципиальном устройстве системы среднего образования. 

Мало того, в последнее время идет накат на новые методики, готовится почва для жесткого возврата к былым временам. Так, предложенные недавно Российской академией образования и Комитетом по образованию Госдумы новые образовательные стандарты полностью копируют советскую школу в ее худшем варианте. Они снова перенасыщены устаревшим, ненужным материалом и предусматривают такое распределение учебного времени, при котором не остается никакой свободы выбора ни региону, ни школе, ни учащемуся.

И это в то время, когда катастрофически ухудшается здоровье детей, снижаются экономические, материально технические и кадровые возможности школы. 
 
Цифры и факты 

По данным Госкомсанэпиднадзора России, лишь 10% выпускников школы абсолютно здоровы, почти половина школьников - страдают хроническими заболеваниями. 

В США и Голландии, в Скандинавии и Австралии давно поняли: образование - это не сумма прочитанных книг, а умение в нужный момент найти нужную книгу и правильно ею воспользоваться. Пока этого не поймут составители наших учебных программ, российские школьники так и будут забывать большую часть изученного, лишь выйдя за порог школы, а мы при этом будем гордиться тем, что нашей школой детям дается самый большой объем знаний в мире. Дается, да, – но вот берется ли?
 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”
Единственный способ, при котором каждый школьник может получать полезные, нужные ему в жизни знания - это многообразие форм образования, или вариативность, при значительной разгрузке школьного материала, устранении из него всего отжившего.

В вузы, готовящие современных инженеров, программистов, ученых в области техники и точных наук, должны поступать абитуриенты с соответствующей подготовкой. Однако России нужны не только инженеры и компьютерщики, но и специалисты по гуманитарным дисциплинам, художники, писатели, биологи. Значит, должны быть школы, гимназии или классы, имеющие собственные учебные программы и для физиков, и для лириков.

Кроме того, у регионов, у самих школ могут и должны быть свои образовательные цели и приоритеты. Уже сейчас предметы, введенные местными органами образования, многими школами интересно используются в учебном процессе. 

Но это не значит, что полностью должен быть зачеркнуть опыт советской школы. Сохраняя достижения прежней системы образования, нужно добиваться двух вещей: чтобы каждый школьник мог познакомиться с разными сферами человеческих знаний и почувствовать к ним интерес; чтобы каждый школьник мог выбрать ту сферу знаний, которая его увлекает и получить соответствующее углубленное образование в специальных школах. Это поможет избежать попыток навязать всем детям знание “реакций амфотеризации гидроксидов” или “деградации многолетней мерзлоты” -- то есть бессмысленной перегрузки.

Таким образом, на смену чрезмерно унифицированной советской школе, подстригавшей всех под одну гребенку и вбивавшей тонны ненужных знаний в голову ребенка, должна придти новая школа, соответствующая реальным возможностям и интересам детей, многообразию образовательных потребностей общества, страны.

Цифры и факты 

По данным ЮНЕСКО, проводившем исследование в 45 странах, российские школьники оказались в последней, третьей группе, да и то на 13-м месте, рядом с африканскими и латиноамериканскими странами. Причем провал как в нестандартных творческих, так и в прикладных, почти бытовых задачах.

Спасают престиж Родины “элитные” дети из гимназий и лицеев, входящие в тройку мировых лидеров по соответствующей категории учеников. А результат “всеобщего образовательного пространства” - дети, не обладающие даже уровнем элементарной грамотности. 


 

Школа должна строить работу так, чтобы каждый школьник:

  • мог уверенно изъясняться на русском и родном языках в разных жизненных ситуациях;
  • умел грамотно писать; 
  • знал фундаментальные законы природы, принципы общественного устройства, основы мировой истории, культуры, мог оценить отечественное культурно-историческое и духовное наследие;
  • мог входить в жизнь, выбрав сферу приложения своих сил и получив необходимую для нее подготовку;
  • уверенно знал минимум один иностранный язык; 
  • владел компьютером в объеме пользователя;
  • приобретал и развивал в школе навыки общения, умения понимать собеседника, в том числе выражающего спорную позицию;
  • был воспитан в духе терпимости и уважения к убеждениям и ценностям других людей, порой не совпадающими с его собственными; 
  • знал свои гражданские права и умел их отстаивать;
  • понимал свои обязанности, как гражданина.
В школе необходимо закладывать основы понимания национальной и общероссийской культуры, поскольку Россия - страна многонациональная. Школьные программы должны представлять целостные курсы -- Окружающего мира, Общества, Искусства, Технологии. Кроме того, необходимо давать знания в области права и экономики, экологии и здорового образа жизни (профилактика наркомании, СПИДа).

Больше учебников, хороших и разных

Содержание и структура школьного образования во многом определяются школьными учебниками. Сегодня существует множество самых разнообразных учебников по одному предмету. Увы, альтернативные учебники зачастую оставляют желать лучшего и с точки зрения методики изложения материала, и с точки зрения их содержания.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”
  1. В первую очередь необходимо пересмотреть нынешние школьные программы, с учетом их существенного обновления и разгрузки. Провести их серьезную профессионально-общественную экспертизу, а уж потом на основе этих переработанных программ готовить новое поколение учебников. Безусловно, учебники должны обеспечивать качество и эффективность образования, соблюдать преемственность преподавания различных дисциплин в разных классах, на различных ступенях обучения .
  2. Необходим Федеральный экспертный совет, обязательно независимый, а не ПРИ Министерстве образования. Его цель - компетентная экспертная оценка программ, учебников. Именно этот совет должен определять, можно ли рекомендовать учебник для школ.
  3. Важно, чтобы базовые комплекты учебников были бесплатными, а учителя могли выбирать из всего многообразия школьной печатной продукции, чтобы школы могли докупать необходимую учебную литературу.
Резко изменить систему аттестации!

“Яблоко” категорически против нынешней порочной системы аттестации учителей и школ. Сложившиеся в школьном образовании формы и методы государственного контроля сегодня не пригодны. Учащиеся и педагоги беззащитны перед чиновничьим произволом. Растет коммерциализация государственного контроля, коррупция при проведении аттестаций. Директора называют аттестационные проверки “наездами”, точно характеризуя систему отношений в образовании, которую создает эта деятельность органов управления.

Школам прежде всего нужно обеспечить все условия для эффективной деятельности, а уж потом “экзаменовать” их аттестациями. Сегодня же школы полностью зависят от местных начальников от образования.
 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”


 Мы за принципиально иную, упрощенную систему аттестации: 

1. Ввести в действие понятные федеральные положения об аттестации учителей и образовательных учреждений, которые должны обеспечить защиту учителя и школы от произвола чиновников. 

2. Разработать реалистичный перечень государственных требований. В первую очередь -- строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм охраны здоровья учащихся, требований к оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов.

3. Установить, что лицензирование и государственная аккредитация проводятся только для негосударственных и вновь создаваемых государственных образовательных учреждений. Аттестация для всех государственных школ проводить один раз в пять лет, с выделением на нее необходимых средств, а не за счет самих школ, как это делается сегодня. Досрочная аттестация школ может проводиться при изменении их статуса (например, при присвоении статуса гимназии или лицея), а также по требованию общественного совета школы.

4. Исключить вмешательство органов, осуществляющих аттестацию, в компетенцию образовательных учреждений - текущий контроль учебной работы и промежуточную аттестацию учащихся.

5. Установить только два параметра, определяющих размер заработной платы педагога, - стаж и профессиональную категорию. Присваивать педагогам профессиональные квалификационные категории без ограничения срока их действий.

Мы против такой двенадцатилетки

В последнее время Министерство образования и Российская академия образования все настойчивее проводят идею о переходе российской школы на двенадцатилетнее обучение. В ситуации, когда школы систематически недофинансируются, нереально проводить вообще какие бы то ни было радикальные реформы, а тем более такие неоднозначные и глобальные, как двенадцатилетка. 

Объявляются причины, из-за которых, якобы, просто необходимо вводить двенадцатилетку. Ухудшается здоровье детей, потому что они перезагружены занятиями и домашними работами. В шестнадцать лет (возраст, когда ученик при двенадцатилетке окончит основную школу) легче, чем в пятнадцать определиться с профессией, найти себя. А в восемнадцать (окончание общего среднего образование) - поступить в вуз. Кроме того, нынешнюю ситуацию, мол, усугубляет еще и демографический фактор. Сегодня в России 21,7 миллиона школьников. Но через десять лет в наших школах будет на 30 процентов меньше детей, чем сейчас. Следовательно, вузы будут перестраиваться, и придется сокращать педагогов. 

Причины, казалось бы, весьма убедительны, и в их свете 12-летнее образование некоторым представляется панацеей от нынешних и грядущих бед. Однако, если взглянуть на приведенные аргументы с другой, более реальной стороны, мы увидим следующее.

Здоровье школьников. Причиной ухудшения здоровья детей является не только непосильная учебная нагрузка. Многим ребятам родители просто не в состоянии купить необходимые продукты, а большая часть спортивных секций либо закрыты, либо недоступны из-за высокой платы. Если уж в Российской академии образования действительно беспокоятся о том, что школьная программа слишком перегружена, то логичнее изменить систему преподавания, перелопатить учебный план, сделав упор на те знания, которые действительно нужны выпускнику. Но этого как раз и не делается. 

Ясно, что если существующий здесь подход не изменится, то дополнительный учебный год заполнится теми же самыми перегрузками. От механического добавления тысячи учебных часов никто здоровее не станет. 

Аргумент с "демографической ямой" и возможным сокращением учителей так же не очень убедителен. Во-первых, значительная часть нашего учительства -- люди предпенсионного возраста) увы, молодежи в школе работает все меньше…), и через 5-7 лет проблема будет не в том, ккк их занять в школе, а как раз наоборот -- как заполнить вакансии. Во-вторых, если где-то в классах окажется не по 30-40 детей, а меньше -- то при чем здесь проблема трудоустройства учителей? Пусть учителя работают, а наши дети учатся в классах, где будет 25 учащихся.

Еще одна не решенная проблема - призыв в армию. При одиннадцатилетке у мальчиков был еще год для поступления в вузы. А у учеников двенадцатилетки, заканчивающих школу в восемнадцать, такой возможности уже не будет. Получил аттестат - и в казармы. 

Может быть, если армия не пугала бы так родителей, то проблемы бы не было. Но в нашей ситуации при введении двенадцатилетки Госдума должна изменить закон о “Воинской обязанности” так, чтобы призыв был с 19-ти лет. Потому что, если сравнивать нас все с теми же зарубежными странами, то - да, там дети учатся 12 лет, но и в армию они идут в 21 год.
 
Цифры и факты

До сих пор из Министерства образования никто официально не обратился в Министерство обороны или в Госдуму для обсуждения и решения проблемы с изменением призывного возраста.

Поэтому “Яблоко”, полагая в перспективе возможным переход на двенадцатилетку , не поддерживает нынешнюю скороспелую реформу, так как считает ее не обеспеченной ни в правовом, ни в педагогическом, ни в материальном отношениях.

В вуз без поборов!

В существующей (и существовавшей ранее, советской) системе образования аттестат об успешном окончании школы никак не гарантировал продолжения образования в вузе. Перешедшая к нам в наследство система двойных экзаменов (выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вуз) - система дискриминационная и дорогостоящая - становится ныне все более острой проблемой для миллионов семей. Вступительные экзамены, платные подготовительные отделения, массовое репетиторство стали почвой для коррупции, взяточничества, разнообразных поборов.

Естественный в нынешних условиях для многих выпускников школы страх перед призывом в армию, побуждает молодых людей поступать “в любой вуз”, с целью не попасть в армию. В конечном итоге это приводит к бессмысленным тратам из бюджета на обучение студента и приобретение юношами специальностей, далеких от их реальных интересов.

Выпускники школ, проживающие в малых городах и селах, ущемлены в своих правах на продолжение образования: зачастую у них просто нет средств, чтобы поехать в город для сдачи вступительных экзаменов.
 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ “ЯБЛОКО”
Необходимо обеспечить единую систему контроля знаний и оценки способностей учащихся на их пути из общеобразовательной в высшую школу. Сегодня вузы не доверяют, и во многом справедливо не доверяют, оценкам, выставленным абитуриентам на выпускных школьных экзаменах и потому устраивают собственные испытания. В результате одиннадцатиклассники, едва сдав выпускные экзамены, начинают готовиться к еще более трудным приемным экзаменам.  “Яблоко” считает целесообразным отмену вступительных экзаменов в вузы, при одновременном изменении системы организации выпускных школьных экзаменов.Должна быть создана общероссийская система тестирования, дающая всем выпускникам школ равные шансы на поступление в вуз, независимо от места жительства и материального достатка семьи. Может быть реализована и другая схема поступления в государственный вуз. В каждую школьную библиотеку к 15 апреля поступает книга “Вузы России. Прием на предстоящий учебный год”. В книге - названия и адреса вузов, их факультеты и специальности, адреса и телефоны. Выпускник школы до 1 июля посылает по почте в централизованную службу Минобразования уведомление о своих намерениях поступать в бюджетный вуз на ту или иную специальность, плюс результаты своих выпускных экзаменов (или заменяющих их единых тестов). Через три недели он получит официальный ответ: “Пожалуйста, вы можете зачисляться с этими баллами на соответствующий факультет в такие-то вузы таких-то городов. Уведомите до 10 августа о своем решении и прибудьте для зачисления не позднее 25 августа. А в другие вузы вот этих и этих городов – через год. Общежитие: есть/нет/стоит столько-то”. Да и сама система высшего образования может стать доступнее, если активно использовать современные компьютерные технологии и частности, ИНТЕРНЕТ, которые позволяют проводить дистанционное тестирование и последующее образование. Это особенно важно для учащихся сельской местности и отдаленных районов, для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями развития. “Яблоко” считает эту область образования чрезвычайно перспективной и необходимой для такой огромной страны, как Россия. Как и создание специальных медико-психолого-образовательных центров, где детей могли бы одновременно и лечить, и обучать.

Детям нужен адвокат

Сегодня детская беспризорность приобрела беспрецедентные масштабы и стала одним из наиболее угрожающих социальных бедствий.

Не выплачиваются “детские” пособия, детей не кормят (или очень плохо кормят) в школе, здоровье их ухудшается. Повсеместно закрываются или становятся финансово недоступными спортивные секции, кружки по месту жительства. Отсутствие детских адвокатов и общественных инспекций, беспрепятственно посещающих школы, по существу, создают совершенно закрытую модель учреждений образования и воспитания. 

Отсутствует государственная политика информирования и профилактики детской наркомании, беспризорности, преступности, заболеваний СПИДом. Все это говорит о необходимости безотлагательной системы мер, направленных на действенную защиту прав ребенка.
 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ "ЯБЛОКО"
  1. Введение поста Федерального Комиссара (Уполномоченного) РФ по защите детства и учреждение региональных Уполномоченных по правам детей, наделенных реальными правами.. Учреждение Федерального, региональных и местных общественных Советов по проблемам детства. Создание института общественного и государственного контроля за детскими домами и интернатами, системы подготовки и отбора людей, способных работать с детьми, оставшимися без родителей, сбежавшими из дома, с беспризорниками и безнадзорными.
  2. Принятие закона “О ювенальной юстиции” - создание системы специализированной ювенальной юстиции (детских адвокатов, детских судей и т.п.).
  3. Развертывание во всех регионах России специализированных Центров Усыновления и центров социально-психологической помощи ребенку и семье. Их задача - реализовать приоритетный принцип проживания ребенка в семье (развитие системы "приемных семей"), осуществлять профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу, создавать на местах эффективную систему всесторонней поддержки детей куда в любой момент может обратиться ребенок, нуждающийся в помощи.
Если наша образовательная политика будет реализована, то:
  • В вашем городе, районе появится много бесплатных школ разных видов и направлений, и вы сможете выбирать, куда отдать своего ребенка.
  • Учителя, которые обучают вашего ребенка, будут вовремя получать приличную зарплату (для начала, раза в два больше, чем сегодня).
  • Учителя-мужчины будут получать на время работы в школе отсрочку от призыва в армию.
  • Школа будет регулярно получать средства на покупку необходимого количества глобусов, компьютеров, парт, занавесок в классы, реактивов для химкабинета, на текущий ремонт.
  • Накануне каждого учебного года школа будет бесплатно получать учебники.
  • Программы школы будут построены таким образом, что по ее окончании выпускник - будет хорошо знать русский, родной и один иностранный язык, свои гражданские права и обязанности, уметь работать на компьютере. У ребенка, особенно в средних и старших классах, появится намного больше возможностей для занятий по выбору, с учетом своих способностей, интересов, жизненных планов. 
  • В каждой школе будет создан Школьный совет (попечительский совет) с реальными правами в принятии управленческих и экономических решений. В этот Совет сможете войти Вы или Ваши представители от родителей учеников. Вы сможете влиять также на определение школой спектра дополнительных образовательных услуг, участвовать в установлении цены на них.
  • Ваш ребенок не должен будет испытывать жуткий двойной стресс после окончания школы, сдавая и выпускные экзамены, и вступительные в вуз. Вам не нужно платить – по-белому, по-черному, по-серому – за поступление ребенка в вуз, а затем 5 лет еще платить за его обучение. 
  • Система управления и бюджетного финансирования школы станет для вас понятной и прозрачной. Вы будете знать, сколько денег на образование выделил и Ваш горсовет и мэр, сколько установленных дотаций пришло из федерального и регионального центра. Никто уже не сможет держать школы и детсады “в черном теле”.
[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]

info@yabloko.ru