[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]
Социальная политика. Образование.
Ответы Г.А.Явлинского на вопросы журнала "Школьное обозрение"
 Ноябрь 1999 года
  1. Как лично Вы определяете понятие "образование"?

  2. Образование принадлежит к вечным категориям человечества. Образование как знание общекультурных и естественных основ жизнедеятельсти общества. То есть, с одной стороны, образование как багаж знаний и с другой стороны как процесс познания нового в стремлении к совершенству. Но просветительская суть образования не может судествовать отдельно от воспитания. Наверно просвещение и воспитание есть то, что я понимаю под словом образования в самом широком смысле этого слова.
     

  3. Какая связь между образованием и политикой?

  4. Сама по себе образовательная политика является составляющей частью социальной политики государства.

    Любая модель образования имеет свою философию, всякое простраивание перспективы школы связано с определенными общественно-политическими ценностями и прогнозами. То есть если исходить из того, что мы стремимся построить правовое государство, значит образовательная стратегия должнс стоиться на том, что гражданин должен знать свои права и уметь их отстаивать. Если мы хотим сделать Россию открытой страной интегрированной в мировое сообщество, то образование должно быть нацелено на подготовку специалистов, обладающих высокой конкурентоспособностью на отечественном и мировых рынках труда. В этом смысле политика не может существовать отстраненно от школы, вузов и т.д.

    Конечно концепцию образования должны определять во-первых, профессионалы, во-вторых, само общество. Но если не найдется политической силы, которая будет бороться за образование, то ничего не получиться. Ни учителя, ни родители, ни общественность сами по себе ничего сделать не смогут. Вопрос заботы государства об образовании -- это вопрос политический. Я уверен, что образование оказалось сегодня в такой беде, что некому было защищать его интересы во время происходившей у нас политической революции. Не было той политической силы, которая бы считала развитие обарвзщания, науки, культуры своей приоритетной задачей. "Яблоко" готово быть инструментом, с помощью которого общество могло бы реализовать свои представления об образвании. 
     

  5. Насколько и в каком виде политика, а также информация о ходе политическогопроцесса уместны в школах?

  6. Конечно школа должна быть вне политики. Но школа является одним из тех социальных институтов, который закладывает основы политической культуры непосредственно содержанием каких-то общественных дисциплин, преподавание которых невозможно без аналогий с реальной жизнью, а также собственным укладом, атмосферой жизни школы. Школа во многом формирует гражданскую позицию человека. А значит должна готовить ребенка принимать решения и делать обоснованный выбор.
     

  7. Чего не хватает российскому образованию?

  8. На мой взгляд сегодняшние программы не основаны на концепции нужд современного человека, на каком-либо видении будущего, понимании того, какие умения и навыки потребуются для достойной жизни. Содержание и организация образования остаются во многом архаичными. По большому счету, в массовом сознании тех, кто участвует в образовательном процесе отсутствует идеология просвещения, ориентированная на гармоничную включенность нашего общества в мировое общество 21 века, которая возможна только на основе равноправного диалога с представителями различных стран и культур. Видимо это нельзя привнести, это может состояться одновременно с осознанием самого общества такой необходимости.

[Начальная страница][Карта сервера/Поиск][Новости][Форумы][Книга гостей]
 [Актуальные темы][Социальная политика]

info@yabloko.ru