[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
О комбинированной ставке табачного акциза
По официальным материалам Государственной Думы, 22 мая - 4 июня 2003 года
Стенограмма заседания Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Здание Государственной Думы, 22 мая 2003 года, 14 часов 30 минут

Мельников А.Ю. Сергей Вадимович, позавчера Комитет по бюджету и налогам начал рассматривать налоговые предложения Правительства. У депутатов и экспертов, с одной стороны, возникла дискуссия с Правительством по вопросу табачных акцизов, с другой стороны.

Очень хорошо, что вы действительно не получаете отписок, а наше общение с Правительством по этой теме строится как в песне Высоцкого: "Сигнал посылаем на Тау Кита, а нас посылают обратно". Поэтому, вот я тут посмотрел в докладе, у вас есть среди направлений аналитической деятельности подготовка, например, аналитических записок по сбору акцизов на алкогольную продукцию. С другой стороны, есть такого рода вещи, например, по направлению работы одного из самых квалифицированных аудиторов Счётной Палаты, Панскова - несовершенство законодательства, позволяющее налогоплательщикам применять схемы минимизации налоговой базы.

Чтобы у нас не было разговоров, мы Правительству говорим, что давайте посмотрим цифры. Сбор табачного акциза за четыре месяца - 46% от того, что заложено в федеральный бюджет по плану. Нам говорят, что нет, ни в коем случае, добавляют туда цифры, которые зачисляют в региональные бюджеты и говорят, что на самом деле он реально больше. Там всё равно недобор, но, тем не менее, просьба такая: можно было бы за две недели где-то посмотреть всё-таки, запросив данные, дать заключение Счётной палаты по сборам акцизной продукции. Это первое.

Второе. Как бы посмотреть, реально ли является комбинированная ставка табачного акциза, который сейчас применяется, в частности, её адволорная часть, схемой, которая позволяет минимизировать налогооблагаемую базу? То есть здесь абсолютно такие же эффекты, которые мы наблюдаем в нефтяной промышленности с адвалорной ставкой на добычу полезных ископаемых. Просьба, если можно было бы это посмотреть за две недели ко второму чтению законопроекта, с тем, чтобы всё-таки представить экспертное заключение от Счётной палаты.

Степашин С.В. Я думаю, что можно. Хотя две недели - срок очень жёсткий. У меня просьба, Александр Дмитриевич, к Вам. Сформулируйте это поручением Комитета. Завтра у меня коллегия Счётной палаты. Вы знаете, у нас процедура достаточно сложная. Я не могу дать команду, я не министр. Вы знаете наши структуры, да? Поэтому запишите поручением Комитета. Мы завтра это озвучим на Коллегии и постараемся дать.

Жуков А.Д. Хорошо.


Федеральное Cобрание Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по бюджету и налогам
103265,Москва, Георгиевский пер., д.2 Тел. 2923618

"23" мая 2003 г. № 3.7 - 26/178

Председателю счетной палаты
Российской Федерации
С.В.Степашину

Уважаемый Сергей Вадимович!

По данным МНС России за четыре месяца текущего года в доходы консолидированного бюджета поступило 4 748,3 млн.руб. акцизов на табачные изделия, в том числе в федеральный бюджет - 2 505,6 млн.руб. (или 12.4 процента установленного законом годового плана). За аналогичный период прошлого года доходы составили 3 112,9 млн.руб. (или 26,7 процента фактических годовых поступлений). В апреле 2003 года, в условиях действия с 1 января 2003 года комбинированных ставок акцизов на табачные изделия, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста поступлений табачных акцизов составил 152 процента, тогда как ставки акцизов на табачные изделия были проиндексированы в среднем в 1,7 раза. В предыдущие годы индексация ставок табачных акцизов приводила к опережающему росту доходов бюджета.

В связи с предстоящим рассмотрением в Государственной Думе проекта федерального закона, предусматривающего индексацию специфической части ставок акциза на табачные изделия, прошу провести анализ исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2003 года по доходам, поступающим от уплаты акцизов на табачные изделия. В случае выявления отрицательных отклонений от установленных показателей федерального бюджета прошу представить предложения, направленные на их устранение (в том числе рекомендации, содержащие устранение несовершенств законодательства, позволяющего применять схемы минимизации налоговой базы).
В связи с тем, что упомянуты проект закона, планируется рассматривать в ускоренном режиме, с целью принятия до окончания весенней сессии Государственной Думы, просьба представить запрашиваемые документы в двухнедельный срок.

С уважением,

Председатель Комитета А.Д.Жуков


Счетная Палата Российской Федерации

121901, Москва, ГСП-2, ул.Зубовская, д.2

"4" июня 2003 г. № 01-796/03-2

Председателю Комитета по бюджету
и налогам Государственной Думы
Российской Федерации
А.Д.Жукову

Уважаемый Александр Дмитриевич!

В соответствии с Вашим письмом от 23 мая 2003 г. № 3.7-26/178 с просьбой о проведении анализа исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2003 года по доходам, поступающим от уплаты акцизов на табачные изделия, Счетная палата Российской Федерации сообщает следующее.

Отчетные данные свидетельствуют о снижении в текущем году налоговой базы для исчисления и уплаты акцизов на табачные изделия.

За 4 месяца 2003 года в России произведено 110,4 млрд.шт. табачных изделий - 97,5 % от уровня соответствующего периода рошлого года. За 4 месяца 2002 года было произведено 113,2 млрд.шт., темп роста производства - 105,7 процента.

При росте с 1 января т.г. ставки акцизов на табачные изделия в среднем на 70%поступления акцизов за 4 месяца увеличились против соответствующего периода прошлого года на 52%, составив 4748,3 млн.рублей.

По данным Минфина России, в случае соответствующего увеличения возможные поступления акцизов были бы выше на 531,6 млн.рублей или 10,1 процента.

Вместе с тем следует учитывать, что в январе и частично в феврале т.г. уплата акцизов, исходя из действующего порядка, производилась по ставкам, действовавшим в 1V квартале 2002 года.

При этом следует отметить, что за 4 месяца 2002 года поступления акцизов на табачные изделия увеличились почти в 1,4 раза при росте ставки акцизов на 12 процентов. Таким образом, темпы прироста поступлений налога более чем в три раза превышали темпы прироста ставок акцизов.

При этом в федеральный бюджет за 4 месяца 2003 года поступило 2505,6 млн.рублей, или 12,4% установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" задания на год.

В соответствии с приказом Минфина России от 31 декабря 2002 года №362 акцизы на табачные изделия в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2002 год, в сумме 2242,7 млн.рублей поступили в региональные бюджеты, что не учитывалось в расчетах доходов федерального бюджета на 2003 год. таким образом, на указанную сумму завышены предусмотренные в бюджете на 2003 год показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Приведенные данные, в частности, свидетельствуют о недостаточной эффективности введенной в 2003 году смешанной системы взимания акцизов, когда наряду со специфической ставкой утверждена адвалорная составляющая в размере 5% от отпускной цены табачных изделий.

В расчетах к бюджету на 2003 год специфические ставки на сигареты с фильтром увеличились на 27,6%, на сигареты без фильтра - на 69,6 процента.

При этом расчетная сумма поступления акцизов на сигареты с фильтром составила 18375 млн.рублей, в том числе адвалорная составляющая - 4375 млн.рублей или 34,4 процента.
Расчетная сумма поступления акцизов на сигареты без фильтра 2532,8 млн.рублей, в т.ч. адвалорная составляющая - 442 млн.рублей или 17,5 процента.

По мнению Счетной палаты Российской Федерации, введение адвалорной составляющей в систему взимаемых акцизов на табачную продукцию трудно объяснить целями пополнения федерального бюджета.

Заложенное в расчетах бюджета 2003 года увеличение поступлений акцизов можно было обеспечить увеличением специфической ставки на сигареты с фильтром на 68 процентов.

При этом следует отметить, что специфические ставки сбора акцизов показали свою эффективность. Собираемость составляла практически 100%, система расчетов и администрирования была предельно проста.

В расчетах к бюджету на 2003 год заложена собираемость акциза на табачные изделия в размере 97 процентов.

Если за первый квартал 2002 года налоговая задолжность выросла на 49,3 млн.рублей или 9,5%, то за первый квартал 2003 года она возрасла на 261,9 млн.рублей или на 68,5 процена.

С введением адвалорной составляющей появилась возможность минимизации налоговой нагрузки как за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска более дешевых и более вредных для здоровья табачных изделий, так и за счет снижения отпускных цен при реализации оптовыми организациями, зачастую являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями.

Это, в частности, подтверждается данными, полученными при анализе отдельных налоговых деклараций за первый квартал 2003 года. Так, средняя отпускная цена сигарет с фильтром, производимых ОАО "БАТ-ЯВА", в марте составила 60,5 рублей за 1000 шт. по сравлению с 264 рублей в 2002 году.

Аналогичное положение и на ЗАО "Лиггет-Дукат", где средняя отпускная цена снизилась на 41,2 процента.

С введением смешанной системы взимания акцизов значительно усложняются расчеты и администрирование.

Кроме того, адвалорная ставка по сути, является "оборотным" налогом и ее введение прямо противоречит заявленным целям проводимой налоговой реформы.

Сообщает также, что в плане работы счетной палаты Российской Федерации на 2003 год предусмотрено проведение в ноябре-декабре тематической проверки вопросов развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на табачные изделия в 2002 году и истекшем периоде 2003 года.

Председатель С.В.Степашин

 

Официальные материалы Государственной Думы, 22 мая - 4 июня 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Алексей Мельников

Раздел "Табачные налоги"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]