[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
 
Выступление председателя Объединения "ЯБЛОКО" Г.А.Явлинского на заседании Центрального Совета
 17 февраля 2001 г.

Уважаемые коллеги!

Далеко не простым вопросом является оценка политической ситуации в России. В России всегда было очень сложно с достаточной точностью и однозначностью оценить политическую ситуацию. Но сейчас новая власть уже работает больше года, и пришло время выставлять оценки. Пришло время давать главные характеристики новой власти.

Обстоятельства таковы, что однозначную оценку власти давать крайне сложно. В ее действиях сочетаются в очень причудливой форме ее сильные и слабые стороны.

У новой власти в России, у нового президента есть безусловно сильные стороны. Это и ощущение у наших граждан нацеленности новой власти на результат. Это и совершенно беспрецедентный для России диалог со всеми политическими силами. Президент ведет диалог буквально со всеми политическими силами, которые есть в стране. Такого в России не было. Но, может быть, это является предпосылкой к тем слабостям, которые мы видим.

Одной из главных слабостей является смесь самых разных подходов, самых разных взглядов и зачастую, движение одновременно в самые разные стороны. Эклектика и дефицит решений, выражающиеся в том, что, зачастую, почти по всем направлениям громко провозглашенные цели оказываются виртуальными. Они заявляются, по ним якобы начинается работа, однако в последствии ничего не происходит.

И, тем не менее, за всей этой сумятицей, суетой, хождением в разные стороны все же просматривается определенная тенденция. Я назвал бы эту тенденцию, которая вызывает особую, курсом на развернутое создание в России бюрократического полицейского государства.

В чем это проявляется? Первая характерная черта - это абсолютная нетерпимость к критике, сопряженная с откровенным, серьезным давлением на средства массой информации, грубым и неприкрытым шантажом в отношении журналистов на всех уровнях. Начиная с политического погрома, учиненного в отношении ведущего политического канала НТВ и заканчивая всеми нашими регионами, малыми и большими городами, поселками. Давление на прессу, насколько нам это известно, (а наша партия представлена более чем в 65 регионах) стало абсолютной нормой для всех регионов и уровней власти.

К этому необходимо добавить еще одну важную характеристику - практически полный контроль за парламентом. Парламент сегодня легко принимает любые, вносимые властью решения. Достигнут этот контроль не за счет того, что партия власти "Единство" имеет абсолютное большинство в парламенте. Нет. Этот контроль достигнут за счет заключения стратегического союза между властью и одной из крупнейших фракций парламента - КПРФ.

Этот стратегический союз был заключен год назад. Этот стратегический союз выразился в том, что ключевые позиции в парламенте, не в соответствии с победой на парламентских выборах, а в соответствии с целями такого стратегического союза, были переданы одной из партий, а именно - КПРФ.

Совсем недавно, мы получили еще один пример попытки установления серьезного контроля, в продолжение той линии, о которой я говорю, установление контроля за политическими партиями. Закон, который внесен в Государственную Думу, содержит в себе целый ряд норм и положений, позволяющей вмешательство напрямую со стороны прокуратуры, других элементов правоохранительной системы, напрямую во внутреннюю деятельность партий. Партии поставлены этим законом под серьезную возможность контроля их работы.

Нельзя не сказать и о таких современных методах работы, как, например, имитация различных гражданских институтов. Мы видим с вами, например, как наряду с жестко критикующим действия властей Союзом журналистов, создается специальный Медиа-союз, который должен имитировать действия Союза журналистов. Думаю, что примерно в таком же направлении политтехнологи будут действовать и при развитии профсоюзов, при развитии политических партий, при создании других гражданских институтов.

Вывод: власть сознательно проводит по отношению к гражданским и демократическим институтам политику корпоративизации. Таким образом создается корпоративное государство.

Здесь я должен сделать отступление для того, чтобы пояснить, что мы понимаем под корпоративным государством.

Корпоративное государство - это такое государство, когда власть не уничтожает демократические и гражданские институты, а стремится к превращению их в подразделения некоей единой закрытой государственной корпорации. Корпоративная система - это система, при которой минимизирована возможность какой бы то ни было критики, и все ограничено жесткими рамками корпоративной дисциплины. Понятно, и это история показывала множество раз, что снижение уровня критики по мере становления корпоративного государства означает автоматически резкое повышение чиновничьего и полицейского произвола. Таким образом, складывается полицейская система. Суть полицейской системы в том, что государство в этом случае означает бесконтрольную власть чиновника над гражданином, полное господство чиновника в обществе. И тогда диктатура закона, о которой мы слышали год назад, превращается в то, что мы наблюдаем сейчас очень часто - эта диктатура закона превращается в террор закона. Избирательное действие законодательства - как способ достижения частных и корпоративных целей. В этих условиях произвол нарастает буквально на всех уровнях.

Мы можем легко увидеть с вами, что в течение последнего года в огромном масштабе расширились все регистрирующие, контролирующие, проверяющие, разрешающие и, в конечном счете, вымогающие организации на всех уровнях.

Уже есть и первое экономическое следствие. Сегодня можно констатировать, что среднее и малое предпринимательство пострадало за последний год в очень значительной степени. И раньше мы не могли похвастаться достижениями в этой сфере. Но сегодня мы можем говорить о том, что, в последние особенно полгода, давление и вымогательство со стороны властей по отношению к малому и среднему предпринимательству стало совершенно безграничным.

Каковы же следствия? Почему особенно нас волнует эта тенденция? Можно утверждать с уверенностью: создание в России бюрократического корпоративного полицейского государства приведет к резкому нарастанию монополизма, как в политической, так и в экономической сфере, к резкому снижению деловой активности и, в конечном счете, к тому, что просто по-человечески можно назвать страхом. Страхом людей за свое дело, за будущее, за жизнь своих близких.

Полицейское государство - фактор экономической стагнации. Выйти из него будет чрезвычайно затруднительно. Потому что, как вы понимаете, в этом государстве единственное направление улучшение его работы - это назначение контроля одних чиновников за другими.

Мы настаивали и настаиваем на том, что только самостоятельный гражданин, гражданин, в стране которого есть самостоятельный, независимый, принимающий законы в интересах всей страны Парламент, существуют независимые источники средств массовой информации, существует работоспособная, имеющая гарантии своего существования оппозиция, только такие механизмы могут противостоять гниению и распаду в государственном аппарате.

Создание же в России корпоративного государства - это путь к необратимому отставанию. Это путь к ситуации, когда Россия не сможет на равных участвовать в мировой конкуренции в XXI веке. Это путь к тому, что государство становится не сильным, а наглым.

У нас совсем другое представление о государстве. Мы считаем, что сильное государство - это государство, которое не борется со своими гражданами, а служит им. Мы считаем, что сильное государство - это открытое государство. Мы считаем, что сильное государство - это то государство, которое с помощью граждан отстаивает их интересы.

* * *

Пришло время сказать и о наших отношениях с властью. Сегодня "ЯБЛОКО" находится в состоянии открытого диалога с властью. Мы находим возможным и необходимым вести открытый и полный диалог с властью по всем ключевым вопросам. Это предполагает в частности, и это второе, открытую системную демократическую оппозицию курсу власти на создание в стране корпоративного полицейского государства. Так непросто на сегодняшний день мы можем определить наши отношения с властью.

У нас есть возможность сегодня вести открытый и принципиальный диалог. И именно это дает нам право, возможность говорить открыто, что мы находимся в системной демократической оппозиции курсу власти на создание корпоративного полицейского государства. Наши отношения с властью будет во многом зависеть от того, насколько эта тенденция, это направление будет всеобъемлющим. По мере расширения этого направления, по мере того, как оно будет уменьшаться, чего бы нам очень хотелось, или становиться всеобъемлющим и охватывать все стороны нашей жизни, будет меняться и наше отношение.

Если это направление будет расширяться, то "ЯБЛОКО" последовательно и открыто будет все больше и больше переходить к действиям в режиме системной демократической оппозиции.

Если же нам удастся преодолеть эти тенденции, или, хотя бы увидеть, что они развиваются не столь активно и что есть усилие власти на преодоление этих очень опасных тенденций, в этом случае поле для нашего сотрудничества будет расширяться.

* * *

Что же мы предлагаем? Мы можем с уверенностью говорить о том, что тот опыт, который у нас накоплен в политической сфере, сегодня позволяет нам сформулировать основные направления действий. И мы намерены воспользоваться любой возможностью, хотя бы и относительно дающей нам возможность реализовать важные для нас направления политики. Мы не строим иллюзий о формах и темпах того, как власть будет реализовывать наши предложения. Но мы считаем, что всякое продвижение вперед в нужном направлении все таки важно.

В экономике мы считаем, что нельзя опираться лишь на сложившуюся конъюнктуру. Нельзя всю экономическую политику продолжать строить лишь на том, что в 1998 году, вопреки желаниям нашего собственного правительства, произошли процессы, такие как девальвация российской валюты, и которые обеспечивают нам на какое-то время определенное замещение импорта, и это обеспечивает активизацию основных экономических процессов в стране.

Мы считаем, что правительство слишком полагается на эту конъюнктуру. Оно слишком полагается на цены на нефть, но мало того, еще и ищет самые простые безболезненные, не утруждающие его решения. Такие как, например, захоронение ядерных отходов, которые быстро дадут дополнительные деньги, не требуя практически от правительства дополнительных усилий.

Мы считаем, что основными направлениями должны быть: первое - это создание в стране устойчивого инвестиционного климата. Прежде всего - это дальнейший курс на снижение налогов. Мы, конечно, удовлетворены, что наконец-то наши предложения использованы. И пускай не 10%, на чем мы долгое время настаивали, а 13%, при плоской шкале. Пускай не такие низкие ставки социального налога, но все же с регрессивной шкалой, наконец-то установлены. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что плоская шкала, т.е. плоское налогообложение неизменное и 13%, мы поддерживаем. И политически, и экономически считаем его верным. Но этого недостаточно.

Если просто снизить налоги, то это вовсе не означает, что те, кто их не платил вчера, начнет их платить сегодня или завтра. Нужен специальный механизм, который нами уже давно разработан и предложен для того, чтобы постепенно выводить всю теневую экономику в легальную сферу. Мы настаиваем на том, что в ближайшее время парламент для удержания уровня налогообложения, который сейчас установлен, должен предпринять все усилия для принятия закона о моратории на повышение налоговых ставок. Мы считаем необходимым зафиксировать определенный уровень налогообложения на длительное время. Тогда это создаст определенную уверенность.

Мы продолжаем активно работать и вносить новые предложения по разработке унифицированного налогового законодательства в области Соглашения о разделе продукции и Закона о концессиях. Важнейшим направлением деятельности, в котором мы серьезно рассчитываем на поддержку, является направление по дерегулированию экономической деятельности, особенно по дерегулированию деятельности предпринимателей. Эти процессы направлены на снижение влияния, а следовательно, вымогательства и поборов со стороны бюрократии и чиновников.

Мы не раз на протяжении последних уже скоро 10 лет, настаивали и будем настаивать на введении заявительного принципа регистрации вместо разрешительного. И более того установление порядка с единым пунктом решения всех вопросов для тех, кто хочет заниматься экономической деятельностью. Мы считаем и мы не раз уже обсуждали это и с Президентом, в том числе, что необходимо создания при высших органах исполнительной власти таких комиссий, которые помогут в кратчайший срок предпринимателям (комиссии эти должны быть вневедомственными) устранить основные препоны.

Второе. Мы настаиваем, что в рамках текущего бюджета есть возможность выделить необходимые средства для серьезного продвижения вперед в области военной реформы. Мы настаиваем, что уже в рамках нынешнего бюджета, даже после его пересмотра, который намечается в ближайшее время, может быть доведена цифра расходов на военную реформу и на оборону в целом до 3% ВВП. 20 млрд. рублей позволят, и это тоже наша принципиальная позиция, в короткий срок сократить до 850 тыс. военнослужащих. Но сделать это так, чтобы высвободить их вместе с предоставлением жилья и денежных пособий.

Мы продолжаем настаивать и призываем все гражданские организации поддержать нас в отношении скорейшего перевода армии на контрактную основу уже в нынешнем году. Мы утверждаем это, и пока еще не встретили ни одного серьезного возражения ни со стороны правительства, ни со стороны каких-либо других структур. Мы утверждаем, что в бюджете есть средства для решения этой задачи, для решения задачи существенного сокращения принудительного призыва в армию уже в этом году и перехода на контрактную, в основном, форму службы при двукратном увеличении денежного содержания офицеров и военнослужащих. Все это можно провести в пределах тех средств, которыми сегодня располагает Россия.

Мы считаем, что есть средства, и мы не раз называли эти суммы. Мы можем повторить это - не менее 8,5 млрд. рублей могут быть немедленно направлены на повышение боеготовности российских Вооруженных сил. И мы также считаем необходимым решительное увеличение (и такая возможность тоже есть в нашем бюджете сегодня) затрат на военный НИОКР. Страна имеет уникальный шанс для проведения серьезной политики в области создания современной армии.

Третий пункт, который мы считаем чрезвычайно важным, - тот, который вызывал очень большие споры. Это федеративная реформа. Ситуация в Приморье и ее разрешение показала неспособность так называемой вертикали решать практические вопросы. Увольнение губернатора, конечно, существенно. Но это было бы более существенным, если бы эта вертикаль смогла бы что-нибудь изменить. Создается впечатление, что полпреды в регионах работают просто вхолостую.

А поэтому, мы вновь настаиваем, на том, что основная линия развития федеративной реформы - это усиление местного самоуправления. Особенно укрепление его финансовой составляющей, укрепление его финансовой самостоятельности. Мы предлагали и будем еще раз вносить в парламент решение в форме закона, в форме поправок к закону о создании системы неотчуждаемой налоговой возможности у местного самоуправления. Иначе говоря, введение неотчуждаемого налогового минимума, работающего в пользу местного самоуправления.

Я не могу пройти мимо, чтобы не сказать еще раз и не подтвердить нашу принципиальную позицию в отношении Совета Федерации. "ЯБЛОКО" считает, что только прямые выборы в Совет Федерации позволят создать в России парламент, который сможет работать по-настоящему. "ЯБЛОКО" полагает, что для того, чтобы создать работоспособную верхнюю палату, можно надеяться на это лишь при прямых выборах. То, что сделано сегодня, не вызывает ни малейшего доверия и даже интереса, потому что работать эта система всерьез не сможет.

Четвертое направление. Любое, кстати, из этих направлений можно поставить в любом порядке. Четвертое, едва ли не важнейшее. Это судебно-правовая реформа. Слова "реформа" к судебно-правовым вопросам применять уже даже как-то и надоело. Разговоры об этом идут уже 10 лет. Хотя, задачи, которые стоят в этой области, совершенно очевидны, просты и понятны.

Первое из них - это необходимость приведения УПК и Закона о прокуратуре в соответствие с Конституцией РФ. Это означает, что наконец, должны быть приняты решения, что арест производится только через суд, что стороны на процессе должны быть поставлены в реально состязательное положение. Положение их в этом отношении должно быть равным. И что защита и обвинение на процессе должны иметь абсолютно равные возможности. Это также означает, что услугами адвокатов и защитой адвокатов могут пользоваться и свидетели, и потерпевшие. Мы внесли все эти поправки и будем их добиваться.

Предметом особой нашей заботы является социальная политика. Здесь "ЯБЛОКО" многое упустило за последнее время. И мы намерены решительно возвращаться к этой работе. Ключевым направлением в этой работе является защита материального положения российских граждан. Если говорить в политэкономических терминах, с точки зрения экономической политики, то речь идет о создании системы, которая позволит на основе рыночных принципов оценить труд как экономический фактор. Сюда входит и достойный прожиточный минимум, и достойная пенсия, и достойная заработная плата. Мы не уйдем от этих позиций.

И здесь, на Центральном Совете, я должен сказать вам, что конечным направлением всей нашей экономической политики и ее результирующим фактором является современный уровень образования в России, современная наука в России, современный уровень жизни в России, достойный. В этих целях, мы намерены в самое ближайшее время внести пакет предложений. "ЯБЛОКО" создает с этой целью Институт по социальному развитию. Я думаю, что уже на следующем Центральном Совете я смогу доложить о подготовке предложений. Мы намерены сделать это важнейшей частью всей нашей политики.

Я не могу не сказать и еще об одном чрезвычайно важном вопросе. Речь идет о войне, продолжающейся на Северном Кавказе. Все заявления о том, что она закончена, и оттуда выводятся наши войска, оказываются несостоятельными. Жестокая партизанская террористическая война продолжается. За полтора года Россия понесла огромные потери. Самое серьезное заключается в том, что мы узнаем об этих потерях теперь каждую неделю, а страна, наше общество перестало считать мертвецов. Это то, что можно отнести к самым тяжелым морально-нравственным поражениям нашего общества за последние 10 лет.

Как и полтора года назад мы заявляем: политическое урегулирование в Чечне - единственный способ уменьшения количества жертв. Мы видим имитацию этого политического урегулирования. Мы видим, что каждый шаг, похожий на политическое урегулирование, на самом деле скрывает в себе полное пренебрежение и презрение к этому процессу. Дело заключается в том, что наши граждане, наши военнослужащие платят жизнью за этот цинизм каждый день.

* * *

Мы, конечно, понимаем, что принятые, в том числе и наши предложения в части экономической политики, в части военной политики не смогут изменить ситуацию, если не изменится политическая обстановка в стране в целом. Для того чтобы страна начала созидательную работу, нужна предсказуемая политическая ситуация. Нужно прекратить преследования, которые сегодня в основном происходят избирательно, касаются отдельных экономических предпринимательских групп. А завтра могут распространиться и на политическую сферу.

Для стабильности в обществе, для понимания того, что происходит, необходимо установление прозрачности, гражданского контроля, открытости в части силовых структур. Мы ведем и будем обязательно вести работу по гражданскому контролю за всей правоохранительной системой.

Реальные шаги, направленные на существенные изменения, на прояснение экономической, социальной политики, развитие гражданского общества, демократических институтов является гарантией будущего. Учитывая складывающуюся сложную ситуацию и, учитывая наши возможности, которые в последний год увеличились, мы обязаны оказать все, имеющееся у нас влияние, для реализации этих задач.

Конечно, прежде всего - это наши возможности в области законодательства, работа нашей фракции. Конечно, важнейшим элементом является наш прямой диалог с исполнительной властью и, прежде всего с Президентом, где мы можем обсуждать эти вопросы. Но мы сегодня заявляем - важнейшим направлением нашей работы является консолидация демократически настроенной части общества. Это означает нашу с вами работу со всем спектром организаций и сил гражданского общества. Со всеми теми, кто готов противостоять появлению и развитию в России корпоративной системы. Кто готов противостоять действиям системы по корпоративным принципам.

Мы уже начали эту работу. Эта работа по созыву Демократического совещания. Демократическое совещание, которое представит все основные политические, гражданские, правозащитные организации, для которых демократические принципы являются базовыми ценностями. И наша партия просто обязана - это наш долг провести эту работу и добиться в ней результата. Мы полагаем, что практическая работа, которую мы уже ведем по созыву Демократического совещания, позволит нам в мае провести и создать постоянно действующее Демократическое совещание, которое будет вырабатывать позицию демократических сил.

Вторая задача нашей партии - это защита экономической свободы. Без свободного развития предпринимательства в России, вообще нельзя говорить о рыночной экономике. Нельзя даже мыслить о появлении среднего класса. Мы заявляем, что защита мелкого и среднего предпринимательства является нашим приоритетом. Это не только вопросы законодательства, это и вопросы практических действий и создания структур, защищающих жизненно важные интересы и страны, и предпринимателей.

Сегодня мы хотели бы выступить с инициативой. Мы хотели бы заявить о том, что следующий год в России должен быть объявлен годом малого и среднего российского предпринимательства. Для того чтобы это произошло, в этом году нужно подготовить все необходимое. Для того чтобы это были не пустые слова, для того, чтобы это реально действовало, в этом году необходимо подготовить всю законодательную базу для решения этого вопроса. Ситуация в этой сфере такова, что если в течение двух лет, мы не сможем переломить сегодняшней тенденции, то не имеет перспективы российское предпринимательство.

Третья наша задача, как я уже говорил - это задача в области социальной политики. Самым первым вопросом здесь является отстаивание прав беднейших и слабейших слоев населения. Масштабы нищеты в России сегодня столь велики, что борьба с бедностью относится к числу важных задач и либеральной партии, которой является "ЯБЛОКО".

Уважаемые друзья!

Наш главный ресурс для решения всех этих задач, которые мы с вами ставим - это наша партия. Только с помощью нашей партии мы сможем подойти к практическим решениям этих вопросов. Вообще говоря, наступлению корпоративной системы, введению полицейского государства противостоять могут только хорошо организованные гражданские структуры.

И это означает, что первым приоритетом в работе нашей партии должно стать укрепление наших региональных организаций. Это укрепление в нынешних условиях, в значительной степени означает, во-первых, существенное увеличение численности наших сторонников и членов партии, и, во-вторых, правильное построение отношений с властями.

Сверхзадача нашего партийного строительства - это создание в России структур гражданского общества, ориентированных на противостояние развитию бюрократического произвола.

Мы должны реализовать эту сверхзадачу путем взаимодействия со всеми структурами гражданского общества для того, чтобы создать сильное движение демократической ориентации. Мы должны создать в России возможность существования действенного демократического движения, в том числе и действенной демократической оппозиции, как важнейшего элемента демократической политической системы.

На сегодняшнем Центральном Совете нам предстоит обсудить с вами целый ряд практических задач по развитию нашей партии, по подготовке наших региональных структур к практической работе в ближайшие полгода, по выработке тактики и стратегии действия на ближайший период.

Спасибо за внимание.

17 февраля 2001 г.


См. также:

Заседание Центрального Совета Объединения "ЯБЛОКО" 17-18 февраля 2001 г. Документы, выступления, пресс-релизы, фотографии, публикации

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

info@yabloko.ru