ВРЕМЯ И ПАМЯТЬ: Андрей Тарковский
|
|
ВРЕМЯ И ПАМЯТЬ: Андрей Тарковский
к 70-летию режиссера
...Я вижу свой долг в том,
чтобы выявить то специфически
человеческое и вечное,
что живет в душе каждого ...
А. Тарковский
Первый Щипковский переулок, на фоне жилых домов и современных зданий выделяется один дом. Двухэтажное строение, крышей его стало небо, окнами - прозрачность воздуха, двери дома всегда открыты: их просто нет. Если заглянуть внутрь стен, оставшихся от дома, то увиденное там производит ужасающее впечатление: нет ничего, чтобы напоминало о жизни столь известного человека. Стены, пустые окна, сквозной ветер - вот, что оставило нам ВРЕМЯ в ПАМЯТЬ о великом философе российского кинематографического искусства ХХ века - Андрее Арсеньевиче Тарковском.
"Говорят, что Время необратимо... Наверное, это так, потому что мы не можем физически вернуться в прошлое, даже на несколько минут, на мгновение... Прошлое - в определенном смысле - даже реальнее и, уж во всяком случае, стабильнее, устойчивее настоящего... Настоящее скользит и уходит как песок сквозь пальцев и обретает свою материальную весомость лишь в воспоминании о нем," - сказал однажды в интервью режиссер.
Вторя этим словам, около 15 лет назад люди начали проявлять инициативу, пытаясь, здесь, в настоящем воспроизвести прошлое и сохранить его на будущее. Так на полуразрушенном доме появилась табличка с надписью: "Здесь должен быть дом - музей Тарковского". Хорошо звучит " должен быть", но пока, к большому сожалению , нет. И не потому, что пропала инициатива, а потому, что время настоящего стало преодолевать сложные метаморфозы преобразования: изменилась общественно - политическая система, изменились нравственные ценности, произошло качественное изменение в отношениях людей. За всем этим потерялась потребность восстановить и сохранить то, что практически уже потеряли. Но землю, как известно, вращают оптимисты, а поэтому желание создать дом - музей А. Тарковского в последнее время стало проявляться все больше и больше.
В честь 70- летнего юбилея режиссера в Москве прошла неделя А.Тарковского. Началась она ретроспективным показом его фильмов: "Иваново детство", "Андрей Рублей", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Показы состоялись в Центральном Доме кинематографистов. Надо отметить, что, наблюдая за присутствующими на этих показах, удивительнее всего было то, что возраст аудитории, собиравшейся пред экраном, в большинстве своем не превышал тридцати лет. Безусловно, были представители и более старших поколений, но проявление интереса со стороны молодежи к подобным мероприятиям, наверное, и есть добрый знак передачи величия искусства в последующие поколения.
Также в рамках недели А.Тарковского состоялся памятный сбор у его дома. 4 апреля к полудню первый Щипковский переулок был наполнен людьми, машинами, репортерами. В этот день полуразрушенный дом преобразился: на заколоченных окнах первого этажа появились плакаты фильмов А. Тарковского, любезно предоставленных сестрой режиссера Мариной Арсеньевной, у главного входа сцена, за которой был натянут голубой экран, с вывешенным на нем плакатом "Тарковский - Ностальгия" (действительно, для родственников, друзей и больших поклонников творчества режиссера это была ностальгия). Само мероприятия началось ровно в час дня. Вначале как и положено выступали приглашенные известные гости: Е.А.Бунимович,
О.Янковский, М.А.Тарковская, А.А.Тарковский (сын режиссера). Каждый из них выказал надежу на скорейшее восстановление дома в прежнем виде, на создании на его основе не только музея, но и культурного центра А. Тарковского и на всевозможное привлечение общественности к этому. После их выступлений протоиреем Александром Борисовым в сопровождении хора была отслужена панихида. В момент панихиды все как будто замерло, даже время, казалось, остановилось, чтобы присушится к человеческим голосам, воспевающие великое. После митинга расходились неохотно. Желая еще задержать, обменяться мнениями, переживаниями, много говорили о просмотренных фильмах. Важным для собравшихся оказалось не только выслушать все, что произносили со сцены, но также важно было получить от гостей ответ на интересующих лично каждого (отдельного взятого человека из толпы) вопрос, предложит свою помощь и инициативу организаторам.
Но не только усилия со стороны родственников и друзей А.Тарковского к восстановлению его дома и сохранению памяти о нем помогают надеяться на то, что это когда-нибудь произойдет, но и помощь со стороны общественности питает эти надежды. Так в подготовке и проведении недели А.Тарковского большую инициативу проявил один из членов РДП "Яблоко" - Михаил Викторович Итин. Он жил на одной улице и учился в одной школе с юным Тарковским, но они никогда не были знакомы друг с другом. Не общаясь лично, М.В.Итин, казалось, понимает Тарковского лучше любого, с кем бы ни работал режиссер. Вероятнее всего, это понимание дало возможность Михаилу Итину прочувствовать тонкую грань, пересекающихся плоскостей в фильмах А.Тарковского, и суметь донести ее до окружающих. Также в подтверждении слов о возрастающем интересе к судьбе и творчеству режиссер со стороны молодежи было оказание посильной помощи членов "Московского Молодежного Яблока" в организации и проведении сбора 4 апреля.
Можно долго негодовать по поводу отсутствия нравственности в отношении того, как поступают с памятью о великих людях, но "...с одной стороны, нравственность оказывается всякий раз исторически предопределена, а с другой стороны - ситуация человека оказывается драматичной снова и снова потому, что он вынужден сам, один на один соотнести свой собственный духовный потенциал с той нравственной максимой, что, как идеал, выработана обществом. И, в конечном счете, речь идет о той ответственности, которую вынужден принимать на себя человек в соответствие с историческими условиями, уготованными его существованию, " - утверждал режиссер.
Нам, видимо, тоже стоит взять на себя ответственность за существующую ныне нравственность, стараться не плыть по течению ее хаотичного формирования, а самостоятельно создавать ее такой, чтобы живущим после нас не было обидно за предыдущие поколения, оставивших после себя только воспоминания, не сумев сохранить их материальный образ. Другими словами, если сегодня у нас не хватит сил выполнить своего обязательства ("Здесь должен быть дом - музей А.Тарковского"), то завтра ВРЕМЯ вычеркнет нам из ПАМЯТИ будущих поколений.
Юлия ИВАНОВА
|
|
|
|
|