Яблоко Молодежное ЯБЛОКО
На главную
Наши действия
Судебная тяжба

В Конституционный Суд РФ,
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 21
Заявитель: Яшин Илья Валерьевич, проживающий по адресу:
[______________________________________________________]
Орган, издавший закон: Федеральное Собрание РФ
(Государственная Дума ФС РФ, 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д.1;
Совет Федерации ФС РФ, 103265, Москва, ул. Большая Дмитровка, д.26)
Наименование закона: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ
"О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" - "Собрание законодательства РФ",
07.08.2000, № 32, ст. 3336

ЖАЛОБА

На нарушение федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в целях защиты конституционных прав и свобод граждан, опираясь на часть 4 статьи 125 Конституции РФ и статьи 96 и 97 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" к Вам обращается гражданин России для проверки соответствия Конституции РФ федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ, на основании которого было вынесено решение московской городской избирательной комиссии об отказе гражданину РФ И.В. Яшину в возможности выбирать своего представителя в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Статья 1 часть 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое государство. Конституция РФ предусматривает, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (статья 3 часть 1), и закрепляет две возможные формы реализации народом своей власти: непосредственно либо через органы государственной власти или местного самоуправления (статья 3 часть 2). Статья 32 Конституции РФ дает гражданам России право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 часть 1) и избирать органы государственной власти (ст. 32 часть 2). Следовательно, каждый гражданин России, будучи представителем ее многонационального народа и являясь источником власти в РФ, имеет право осуществлять свою власть, избирая своих представителей в органы государственной власти, и это конституционное право граждан РФ не может быть нарушено никакими законодательными или иными актами, что гарантируется статьей 15 часть 1 и статьей 16 часть 2 Конституции РФ. Кроме того, статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Статья 18 Конституции РФ говорит о том, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов".
Статья 11 часть 1 Конституции РФ среди прочих органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, называет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), а статья 94 Конституции РФ определяет Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган государства Российская Федерация, следовательно, Совет Федерации является органом государственной власти. Так как статья 32 часть 2 Конституции РФ дает гражданам РФ право избирать органы государственной власти, то граждане РФ имеют право выбирать своих представителей и в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Существующее положение Конституции РФ о представительстве в Совете Федерации (статья 95 часть 2) не запрещает избрание Совета Федерации. Статья 96 часть 2 Конституции РФ говорит о том, что депутаты Государственной Думы избираются, а Совет Федерации - формируется. Однако термин "формирование" является широким, может охватывать разные способы образования Совета Федерации, но не подразумевает запрет выборов Совета Федерации. Тот факт, что, в отличие от выборов в Государственную Думу ФС РФ, в статье 95 часть 2 сказано о формировании Совета Федерации, означает только то, что будущий способ определения состава Совета Федерации должен быть установлен, согласно статье 96 часть 2, федеральным законом, но в полном соответствии с основами конституционного строя и правами человека и гражданина.
Например, статья 95 часть 2 может согласовываться с выборами, если органы власти субъектов Российской Федерации будут выдвигать своих кандидатов на выборы в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, а граждане России путем тайного голосования поддержат, либо не поддержат предложенную кандидатуру. Демократическим мог бы быть и порядок подбора органами власти лиц из числа граждан России, которые могли бы быть предложены избирателям в качестве кандидатов на должность членов Совета Федерации ФС РФ. Это соответствовало бы статье 1 часть 1 и статье 32 часть 2 Конституции РФ, и никакие положения Конституции РФ этого не запрещают.
Исходя из изложенных соображений, 8 апреля 2002 года я обратился в московскую городскую избирательную комиссию с просьбой предоставить мне как гражданину России право избирать своего представителя в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Однако 18 апреля 2002 года московская городская избирательная комиссия ответила на мое заявление отказом, обосновав это решение тем фактом, что в соответствии с федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ порядок формирования Совета Федерации РФ происходит таким образом, что я не имею возможности выбирать в Совет Федерации своего представителя. Между тем, в соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное Собрание России является представительным органом власти.
Учитывая вышеизложенное, я как гражданин России, чьи конституционные права и интересы были нарушены применением федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ,
ПРОШУ Конституционный Суд РФ:
Рассмотреть вопрос о соответствии федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ статье 1 часть 1, статье 2, статье 3 часть 1, статье 3 часть 2, статье 15 часть 1, статье 18, статье 32 часть 1, статье 32 часть 2 и статье 94 Конституции РФ и признать данный федеральный закон неконституционным.

22 мая 2002 года
Илья В. ЯШИН

К жалобе прилагаются следующие документы:
1) текст федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. с копиями в количестве трех экземпляров;
2) список экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Конституционного Суда РФ;
3) обращение гражданина Яшина И.В. в Московскую городскую избирательную комиссию;
4) ответ московской городской избирательной комиссии гражданину Яшину;
5) документ об уплате государственной пошлины.

P.S. Ответ прошу выслать по адресу: [___________________________], Яшину И.В.

В начало раздела