Яблоко Молодежное ЯБЛОКО
На главную
Публикации
Коммерсантъ 4 июля 2000 г.

“Яблоко” стучало на Лубянке

Вчера активисты молодежного “Яблока" провели на Лубянке акцию в защиту двух отчисленных из питерского БГТУ (“Военмех”) студентов — Константина Суздаля и Дмитрия Барковского. Пикет у мемориального Соловецкого камня прошел весело, под пивко.

Молодые “яблочники” — человек десять — пришли вчера на Лубянку с лозунгами:

“ФСБ, мы пришли постучать!”, “Патрушев, в отставку не хочешь?”, “Вы хочете стука— их есть у меня!”, “Других стукачей от нас не дождетесь!”. С собой пикетчики принесли пионерский барабан, пивные кружки, пиво “Очаковское”, а также пустые кастрюли. Председатель московского молодежного “Яблока” Андрей Шаромов разлил пиво по кружкам, надел барабан на грудь и заявил журналистам, что новое поколение будет стучать только с помощью музыкальных инструментов и пивных кружек. Тут девушки загремели посудой, а те, кому достались кружки, стали энергично чокаться.

Всеми этими действиями молодежь выражала протест против отчисления из вуза двух своих товарищей по партии. Вообще-то активистов “Яблока” Константина Суздаля и Дмитрия Барковского отчислили за

академическую неуспеваемость. Но они считают, что подверглись политической репрессии.

Дело было так. Оба были доверенными лицами Явлинского на президентских выборах. Поэтому написали в ректорат заявления, что уходят в академический отпуск на время предвыборной кампании. Действительно, согласно статье 42 закона о выборах президента, работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам кандидатов, участвующим в предвыборных кампаниях, неоплачиваемые отпуска. Но вуз— не работодатель, а студенты — не сотрудники. По закону об образовании академические отпуска предоставляются по медицинским показаниям, а также в исключительных случаях, как-то: массовые беспорядки, войны и стихийные бедствия. Поэтому ректорат Суздалю и Барковскому отпуска не дал (оба узнали об этом лишь по окончании предвыборной кампании), а их отсутствие на занятиях засчитали за прогул. Ну и отчислили.

Этот факт и сам по себе вызвал бы возмущение в “Яблоке”, но на кастрюльно-пивную акцию молодежь вышла из-за события куда более возмутительного. Отчисленный Барковский сообщил Явлинскому и СМИ, что сотрудники ФСБ под угрозой отчисле

ния из института и последующей отправки в Чечню попытались его завербовать. Успешно попытались. 24 мая Барковский согласился стать осведомителем и подписал соответствующий документ. А потом подумал и отказался. Тут его и выгнали из БГТУ.

Правда, из партийного пресс-релиза возникает несколько иная последовательность этих драматических событий: сначала Барковский подписал заявление (24 мая), потом ректорат отказал ему в допуске к сессии из-за прогулов (25 мая), потом он не явился якобы на назначенную встречу с чекистами (31 мая), а еще через несколько дней (5 июня) стал делать публичные заявления о мести ФСБ.

Пришедший на Лубянку вместе с молодежью сотрудник пресс-службы “Яблока” Сергей Локтионов в беседе с корреспондентом „Ъ" заявил, что “Яблоко” полностью доверяет Суздалю и Барковскому, а Григорий Явлинский лично отправил по их случаю депутатские запросы. Вместе с тем Локтионов признал, что никаких свидетельств вербовки Барковского, кроме его личных заявлений, нет. Как и нет доказательств связи между отчислением из вуза и отказом от сотрудничества с ФСБ.

БОРИС КЛИН

В начало раздела