СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Опыт российских реформ убедил нас в том, что экономические реформы не могут быть успешными, если они изначально не базируются на определенной системе ценностей и не преследуют ясные социальные цели. Это значит, что дальнейший процесс трансформации требует серьезного переосмысления не только тактики экономической реформы, но и характера политического режима. И то и другое невозможно без изменения отношения к социальной политике, поиска форм взаимодействия власти и граждан России.

Сегодняшняя власть во-многом лишь воспользовалась демократическими лозунгами. Она стала опасна, поскольку ее политика, в том числе экономическая, ведет не к консолидации общества, а к его расколу. Следование по этому пути - движение не вперед к демократии, а через хаос назад к тоталитаризму.

Мы не можем допустить этого, мы - демократическая оппозиция. Демократическая - потому что мы исходим из идеалов гражданского общества. Сильной законодательной, исполнительной и судебной власти.

Мы - за законы, которые обеспечивают свободу и защищенность каждому гражданину не за счет другого, а на основе эффективной конкурентной экономики и социального согласия.

Мы - за цивилизованные, основанные на переговорном процессе формы разрешения конфликтов, где бы они ни возникали.

Мы - за демократию для всех, а не только для политической элиты.

Мы хотим действительно демократической прессы, демократического характера трудовых отношений, конституционных демократических отношений между субъектами федерации.

Мы признаем только одну власть без изъятий и ограничений - власть закона.

Мы считаем ошибочной проводимую Правительством экономическую политику. Для нас неприемлемо проведение реформ за счет обнищания широких масс населения. Мы - за реформы для россиян.

Мы хотим строить нашу Россию вместе со всеми, кто ценит здравый смысл, честность, профессионализм, российскую культуру и историю.

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Главными социальными целями экономической программы мы считаем:

1. Обеспечение ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ гражданам России на основе соблюдения всеми институтами власти прав и свобод человека и гражданина. Социальную безопасность мы рассматриваем как сочетание гарантий неприкосновенности для сильного и социальной защищенности для слабого. Мы против идеологии иждивенчества и равенства в нищете. Сильному должен быть предоставлен выбор возможностей и гарантированные законом права. Россия богата сильными людьми. Они могут и должны создать государство, способное обеспечивать социальные гарантии и пенсионерам, и инвалидам, и детям, всем, кто нуждается в социальной защите. Степень защищенности нетрудоспособных групп населения - показатель прежде всего нравственной зрелости общества.

2. Формирование НОВЫХ СУБЪЕКТОВ (участников) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника, земледельца. Это не просто слепые исполнители чужой воли, это те, кто может возродить экономику России. Задача - обеспечить им максимальную поддержку.

3. Становление широкого и действенного ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ И ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ на основе права на объединение. Мы заинтересованы в различных формах объединения граждан, осознании и цивилизованных способах защиты их интересов. Для того, чтобы добиться согласования интересов различных групп, выявления общенациональных интересов необходим широкий социальный диалог между различными партиями, движениями, союзами и т.п. Через различные формы представительства и взаимодействия лежит путь к консолидации общества.

4. Создание экономических, социальных, политических предпосылок для достижения СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В ОБЩЕСТВЕ. В его основе должны лежать принципы взаимопомощи: сильный помогает слабому, здоровый больному, богатый бедному.

Мы считаем лицемерием популистские обещания роста уровня жизни без объяснения, за счет чего это может произойти. Мы видим свою задачу в том, чтобы предложить механизмы, позволяющие достичь благосостояния каждого и способствовать росту благосостояния общества.

Главным условием достижения наших социальных целей является ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА РАБОТНИКА. Добиться этого можно путем скоординированной реформы в двух важнейших сферах: на рынке труда и в сфере денежных доходов населения.

Формирование эффективного рынка труда

Рыночные реформы, проводимые до сих пор в России, практически принимали во внимание только один вид рынка - финансовый. Однако, и это доказано практикой, финансовый рынок не может автоматически решить вопрос трансформации плановой экономики в рыночную и самое главное превратить старую систему распределения и перераспределения рабочей силы в полноценный рынок труда. Только такой рынок может обеспечить цивилизованный перелив рабочей силы с неэффективных на более эффективные предприятия, стимулируя тем самым новый характер разделения труда. Именно конкуренция на этом рынке создает предпосылки для формирования более квалифицированной рабочей силы, что повысит не только ее конкурентоспособность, но и стоимость. На основе формирования новых региональных рынков труда появляется возможность выравнивания экономических условий и становления новых отношений между регионами.

Однако реформа рынка труда не может проходить стихийно или складываться из автономных действий местных властей. Необходима долгосрочная федеральная программа. Она должна базироваться на программе структурной перестройки экономики и дальнейших этапах программы приватизации.

Ключевыми моментами программы становления российского рынка труда должны стать:

• увеличение емкости рынка за счет новых сфер приложения труда;

• развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с программами структурной перестройки экономики и инвестиционными программами;

• преодоление скрытой безработицы;

• формирование рынка жилья, устранение зависимости между жильем и рабочим местом;

• создание условий для уменьшения масштабов неформальных отношений на рынке труда (ориентация налогового законодательства на стимулирование создания рабочих мест, совершенствование системы сбора налогов, повышение ответственности за экономические правонарушения, создание благоприятных условий для легализации полезных для населения видов деятельности);

• переориентация политики занятости на активные формы.

Подготовка подобной программы должна базироваться, с одной стороны на общегосударственных интересах, с другой, - на потребностях регионов. Федеральный и местные бюджеты (в соответствующих статьях), Федеральный фонд занятости должны быть полностью подчинены решению поставленных задач. Каждое предприятие и каждый регион должны знать, на какие конкретно меры отчисляются средства в Фонд занятости и какая часть федеральных налогов будет израсходована на инвестиционную политику и создание рабочих мест.

Реформа доходов

Вторым условием повышения статуса работника является реформа доходов, прежде всего, оплаты труда. Ее цели: повышение стимулов к труду, росту квалификации и профессиональных навыков и, как следствие, повышение эффективности и отдачи трудовых ресурсов; привлечение рабочей силы в наиболее перспективные с точки зрения развития экономики сферы приложения труда. Достичь этих целей можно лишь путем перехода от административных форм регулирования заработной платы и других выплат работникам к системе их определения на основе трудового законодательства и коллективных договоров и соглашений между представителями работника и работодателя.

При таком подходе федеральные законы, в том числе Трудовой кодекс, должны содержать государственные гарантии в области заработной платы. Они распространяются на все формы собственности и обеспечиваются государством. Нарушение этих гарантий карается привлечением к судебной ответственности.

Государственные гарантии в сфере оплаты труда должны основываться на следующих принципах:

• обеспечение права каждого работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации по полу, возрасту, национальности, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям;

• дифференциация размера оплаты труда в зависимости от его сложности и социальной значимости, квалификации работников и качества труда;

• установление размера оплаты труда, обеспечивающего работнику достаточный жизненный уровень для него и его семьи и не ниже прожиточного минимума.

• оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада, качества труда и максимальным размером не ограничивается.

Разумеется реализовать эти принципы одномоментно невозможно. Должна быть разработана поэтапная программа реформы оплаты труда. Начать необходимо со следующих шагов: • поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, рассчитанному с учетом новой структуры расходов населения, т.е. включая расходы на жилищно-коммунальные услуги, повышение доли расходов на платные услуги и т.д.;

• обеспечение мер по поддержанию реального содержания заработной платы путем выравнивания темпов роста оплаты труда и цен на потребительские товары, а в случаях опережающих темпов роста инфляции - путем индексации заработной платы;

• упорядочение тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки. При этом, 1-й разряд ЕТС должен соответствовать 1,5 кратной величине минимальной заработной платы. Эта норма должна стать общефедеральной и обязательной (а не рекомендательной) для всех субъектов федерации;

• поэтапное приближение среднего уровня заработной платы работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в народном хозяйстве;

• оплата труда работников должна производиться в первоочередном порядке по отношению к другим платежам после уплаты налогов и перечисления взносов в государственные внебюджетные фонды;

• защита работников от неплатежеспособности работодателя. В зависимости от сроков задержки выплаты заработной платы может быть установлен процент возмещения нанесенного работнику ущерба, наложена санкция на работодателя, либо предприятие объявлено банкротом;

• упорядочение системы налогообложения как фонда оплаты труда, так и подоходного налога;

• освобождение минимальной заработной платы от роли регулятора минимальных уровней выплат не связанных с трудовой функцией, например, пособия на детей, стипендии и т.п.

При последовательной политике реализация предложенной программы потребует серьезных изменений во взаимоотношениях исполнительной, законодательной власти в центре и на местах, а также представителей работников и работодателей. Значительная часть предложенных мер должна уточняться на уровне генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных и иных соглашений, которые заключаются при непосредственном участии представителей работников и работодателей. Это означает, что работник, через свои представительные органы включается непосредственно в процесс обсуждения условий труда, включая заработную плату. Этим реализуется его право на труд и возможность влиять на условия труда. Права работников, включая право на оплату труда, регулируются трудовым законодательством.

Необходимым условием контроля за исполнением трудового законодательства и коллективными договорами и соглашениями является введение системы трудовых судов. В случае возникновения трудового спора каждый гражданин вправе обратиться в суд. В связи с особенностями трудового права суды по трудовым вопросам должны стать самостоятельной ветвью осуществления правосудия. В компетенцию трудовых судов входят спорные вопросы связанные с тарифными соглашениями, трудовые правоотношения между работниками и работодателями и другие вопросы трудового права.

Наряду со становлением трудового законодательства, институтов его реализации и форм контроля необходимо решение вопроса финансового обеспечения реформы оплаты труда. Это означает такую организацию процесса бюджетного финансирования, чтобы указанные мероприятия не просто декларировались, а реально обеспечивались. На все время проведения реформы оплаты труда необходимо наличие в федеральном бюджете защищенной строки на эти цели. Соответствующих уточнений требуют и региональные трансферты. Они должны носить целевой характер и обеспечивать реализацию общегосударственных программ.

Повышение статуса работника, расширение сфер приложения труда, увеличение фонда оплаты труда позволят не только оживить экономику, но и расширить финансовые возможности для социальной защиты нетрудоспособных.

Социальные гарантии нетрудоспособным

Наиболее серьезные задачи стоят в области ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. и здесь решение многих вопросов потребует времени. Однако основные направления реформы пенсионного обеспечения должны быть следующими: • Установление единых прав на пенсионное обеспечение всем гражданам России на основе единого пенсионного законодательства.

• Возрождение трудовой пенсии учитывающей непосредственный трудовой вклад. Прекращение практики выплаты равных доплат пенсионерам, что неизбежно ведет к уравниловке.

• Установление социальных пенсий, соответствующих прожиточному минимуму пенсионера. Началом может быть установление социальной пенсии на уровне 60% величины прожиточного минимума, далее доведение этого соотношения до 100%.

• Введение динамичной пенсии, что предполагает механизм адаптации пенсий старого назначения, учет динамики заработной платы.

• Регулярная индексация пенсий в связи с ростом потребительских цен.

• Для более справедливого назначения пенсий и контроля за соответствующими финансовыми институтами введение персонификации счетов.

Наряду с развитой системой государственного пенсионного обеспечения населению России должно быть предоставлено право пользоваться негосударственными пенсионными фондами. Задача государства гарантировать устойчивость этих фондов, обеспечить правовые и прочие гарантии вкладчикам.

Кардинальное изменение должно претерпеть ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ. В настоящее время они превращены в изгоев. Социальная защита инвалидов предполагает прежде всего обеспечение для них через соответствующее законодательство и конкретные программы возможность чувствовать себя полноценными членами общества. Это достижимо путем обеспечения доступности постоянной медицинской реабилитации и создания полноценной системы профессиональной реабилитации.

Многие инвалиды могут вносить посильный вклад, не только обеспечивая себя, но и принося пользу обществу. Для этого наряду с квотами на рабочие места необходимо создание специальных условий труда, возможность организовывать специальные предприятия для инвалидов, прямое бюджетное финансирование части программ, в которых участвуют эти предприятия, сохранение налоговых льгот для общероссийских объединений инвалидов.

В особой социальной защите нуждаются ДЕТИ. Сложности реформирования экономики и общества, изменение материального положения семей не должны препятствовать нормальному развитию подрастающих поколений. Обязанностью государства является создание механизмов, позволяющих выравнивать условия жизни детей, независимо от уровня обеспеченности их семей. К таким механизмам относятся, прежде всего, пособия на детей, которые нуждаются в совершенствовании как с точки зрения их размеров, так и с точки зрения порядка и условий их назначения. Право получения таких пособий должно быть поставлено в зависимость от уровня дохода в семье.

Особую роль с точки зрения социальной защищенности детей играют здравоохранение и образование. Через системы обязательного медицинского страхования и гарантированного государством уровня образования детям должны быть обеспечены равные возможности лечиться и учиться. Однако, учитывая сегодняшние реалии, возникает необходимость в специальных федеральных программах, например для детей сирот и инвалидов и т.д.

Сегодня главной проблемой социальной политики в целом является ее взаимосвязь с экономической реформой, выбор приоритетов и последовательность шагов. Проведение такого рода преобразований требует полной открытости и честности. Поэтому необходимо, чтобы подготовка важнейших законодательных актов, особенно в сфере трудового права и социальной политики шла открыто с привлечением представителей объединений различных слоев и групп населения. Это относится и к федеральным программам в социальной сфере. Гарантией их реализации должно быть четкое разграничение функций и финансового участия между федеральным и местными уровнями, существующими финансовыми институтами, соответствующими структурами исполнительной власти. Огромный потенциал заложен в благотворительности, которая всегда была традиционна для России.

Препятствием на пути реализации всех социальных программ традиционно считается недостаток финансовых средств. Это еще один миф монетаристской реформы. Да, у нас нет сегодня средств для того, чтобы все граждане страны стали миллионерами. Но в России есть все необходимые условия для того, чтобы ее народ жил достойно. Проблема финансирования социальных программ - это прежде всего проблема выбора приоритетов. Можно платить работникам заработную плату и получать произведенную продукцию, а можно не платить и иметь разрушенную экономику. Можно тратить деньги на военные действия на территории собственной страны и уничтожение целых городов и поселков, а можно на строительство жилья; можно выплачивать пособия на погребение и пенсии семьям погибших, а можно пособия по рождаемости; можно тратить деньги на содержание на уровне мировых стандартов армии высших чиновников, а можно на школьные учебники. Наш выбор - благосостояние и достойная жизнь россиян. Это потребует не только политической воли, но и новой экономической программы.