Замечания Ивана Большакова, Александра Гнездилова, Дмитрия Илюшина к предвыборной программе Партии

Проект предвыборной программы партии
(на базе решения Политкомитета №25 от 04.11.2010г.,
решения ФС № 2 от 05.11.2010г и варианта Б.Мисника).

Вариант Большакова И.В., Гнездилова А.В. (РО в г. Москве),
Илюшина Д.М. (Московского областного РО).

НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС

ПРОГРАММА

Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО»

Сегодня в жизни российского общества все сильнее проявляются тенденции торможения и разрушения. Они способствуют деградации и дальнейшему отставанию страны. Нарастает неуправляемость, страна пронизана коррупцией, власть не способна к решению ни одной серьезной проблемы, ни в политической, ни в экономической, ни в социальной сферах – любая деятельность на благо страны подменяется ее имитацией и популистскими заявлениями.

Поэтому страна не развивается, экономика стагнирует, ее зависимость от распродажи природных ресурсов России растет, доходы граждан распределяются крайне неравномерно и большая часть населения живет на грани или за гранью хронической бедности. Установившаяся экономическая система способна обеспечить современный уровень жизни примерно для четверти населения, а для нескольких процентов эта система позволяет иметь уровень жизни, который редко встретишь даже в развитых странах. Но 75 процентов граждан при этом практически не имеют никаких перспектив, и это делает всю систему жизни крайне неустойчивой.

Социальная политика государства унизительна: пожилые россияне вынуждены существовать на нищенские пенсии, а детские пособия не позволяют прокормить даже маленького ребенка, для получения пособия в 400 рублей нужно собрать до 30 справок. Идет откровенная коммерциализация социальной сферы, качество которой от этого нисколько не улучшается. В результате, пропасть между небольшим числом преуспевающих людей и теми, кто лишен перспективы, сегодня стала еще глубже, чем в 90-е годы.

Система здравоохранения – деградирует. Здравоохранение неспособно защитить жизнь и здоровье человека, обеспечить современный уровень медицинских нужд населения. Увеличивается неконтролируемый объем платных медицинских услуг и неформальных платежей. Многие виды медицинской помощи стали недоступны для широких слоев граждан страны.

Разрушаются культура, образование, наука – сферы, которые всегда являлись основами, связывающими наше общество и обеспечивающими развитие любой нации. Информационное пространство не дает необходимых знаний о мире, не содержит правдивых фактов и содержательных дискуссий, не раскрывает сложность жизни, а подменяет их развлечениями и примитивными пропагандистскими приемами. Нехватка объектов культуры, дороговизна билетов, сокращение тиражей интеллектуальной литературы, и фондов библиотек привели к тому, что жизнь значительной части граждан страны и культурные процессы в современной России почти не пересекаются между собой.

Последовательная деградация системы образования, снижение его качества и доступности ведет к падению интеллектуального и нравственного уровня молодежи, от активности и социально-политических качеств которой в прямом смысле зависит все, что будет происходить в нашей стране в ближайшие десятилетия. Сохранение призывной системы в армии унижает и подавляет личность, превращает призывников в полурабов, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности бессмысленно и кощунственно в абсолютно мирное время. Естественным следствием такого положения является продолжающийся исход из страны активной образованной молодежи.

Экологические проблемы не решаются и целенаправленно вымываются из государственной политики и общественного сознания. Высшее политическое и хозяйственное руководство страны грубо и преступно попирают право на здоровую окружающую среду и другие экологические права. Система отсталого сырьевого периферийного капитализма почти полностью основана на развитии экологически грязных производств, уничтожающих здоровье граждан и обеспечивающих мнимое экономическое развитие и доходы бизнеса.

Не снижается напряженность на Северном Кавказе, находящемся на грани гражданской войны. Терроризм регулярно добирается до столицы.

При этом Северный Кавказ – лишь крайнее выражение настроений, царящих в ряде субъектов федерации. Власть пытается решить проблему «расползания» страны единственным известным ей способом – административным давлением Москвы на регионы. Изначально ассиметричный характер федерализма в России породил фактическое несоблюдение Конституции. Недоверие к федеральной и региональной власти, всевластие центра, отмена выборов губернаторов (а во многих городах – и мэров), национализм – ведут к процессам суверенизации регионов и угрозе распада Российской Федерации. В стране вновь проводится политика сверхцентрализации: губернаторы назначаются Президентом, региональные и муниципальные выборы проводятся по партийным спискам, которые также согласовывают в центре, уничтожают выборность мэров городов. Бюджетная политика проводится так, что количество денег в региональном бюджете всегда зависит от воли федерального центра. Такая политика ведет к развалу России.

Олигархический режим постоянно увеличивает разрыв между властью и обществом, лишает граждан возможности не только каким-либо способом влиять на формирование и действия власти, но даже просто выражать своё мнение. Власть стремится сохранить свое положение и статус, так как только он обеспечивает их благополучие, поэтому она делает выборы закрытыми, неравными, манипулируемыми. Их результат заранее предсказуем и достигается путём фальсификаций и административного давления. Избирательное законодательство постоянно меняется лишь для того, чтобы «Единая Россия» сохраняла монополию в Государственной Думе, региональных и местных парламентах. Фактически такое положение с выборами приводит к окончательному уничтожению зачатков парламентаризма в России. Защита конституционных прав граждан жестоко подавляется и зачастую заканчивается для защитников тюрьмой. В обществе постепенно отмирает стремление к функционированию представительного парламента. В сознании большинства альтернативой современному режиму является приход нового диктатора.

Режим, сложившийся в современной России, в сочетании с ростом неудовлетворённости в самых разных социальных группах, может нанести непоправимый ущерб стране и даже уничтожить ее – причем как продолжением своего господства, так и неконтролируемым крахом.

Предпосылки такого положения дел хорошо известны.

Несмотря на то, что в современной России формально демократия является базовым конституционным принципом – в реальности демократия превращена в фикцию.

Антидемократические искажения в ходе реформ 90-х и дальнейшая деформация политической системы в первом десятилетии нынешнего века привели к глубокой демодернизации общества. Вместо современного социального рыночного хозяйства в России сформировался отсталый периферийный капитализм, обслуживающий олигархию.

В ходе реформ 90-х псевдолибералы отказались от формирования полноценного среднего класса, а необходимые для этого ресурсы были направлены на создание совсем другой социальной группы – олигархии, т.е. сверхкрупных собственников, органически связанных с властью. Обширный и динамичный средний класс: национальное малое и среднее предпринимательство в тесном союзе с интеллигенцией, – так и не был создан. Более того, значительная часть людей, которые должны были бы составлять средний класс, перестав надеяться на изменения к лучшему, покидают нашу страну. Слой интеллигенции размывается, становится все менее влиятельным и заметным. Не появился крупный общественный слой, исповедующий ценности свободы и равенства всех перед законом, для которого именно эти ценности, а не абстрактное «величие державы» являются фундаментов гражданственности. Важнейшие рычаги управления государством остаются в руках олигархических групп и сегодня.

Именно поэтому принимаются решения, не позволяющие реализовать задачу формирования в России современного среднего класса как главной социальной силы, заинтересованной в реальной демократии и настоящей модернизации.

Сохранение существующего режима – тупик, отказ от возможности для России занять достойное место в современном мире, а для подавляющего большинства россиян – перспектив повышения качества жизни. Если российская государственность будет продолжать функционировать в нынешнем виде, она вновь не выдержит вызовов времени.

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ КОРЕННОЙ СМЕНЫ КУРСА.

Ключевая политическая задача сегодня – качественные эволюционные изменения в стране.

Перемен требуют все сферы жизни общества и прежде всего политическая и экономическая системы России.

Популистские меры «Единой России» и создаваемых ею из карманных организаций разнообразных фронтов – не приведут к реальным изменениям. Они нацелены на дальнейшее попрание основ и духа Конституции и использование огосударствлённой сырьевой экономики в пользу бюрократически-олигархического меньшинства.

Националистическая альтернатива – прямая дорога к национальной катастрофе, гражданскому противостоянию, распаду страны.

То, что предлагают «коммунисты-сталинисты», – возврат к громоздкой неэффективной системе и преступному прошлому, которое не должно стать нашим будущим.

Мы уверены, что единственная альтернатива олигархическому режиму – демократическая организация власти.

Мы по-прежнему верны принципам и целям, заявленным в первой программе партии «ЯБЛОКО» – «Демократическом манифесте»: единственно возможное направление развития России – это строительство современного демократического социального государства европейского типа. Такое государство отражает интересы общества, контролируется им и обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Иной реальной стратегии для сохранения и развития страны нет. Нет никакого третьего, особого или «суверенного» пути – есть третий мир, куда мы движемся семимильными шагами.

Конечно, строить демократию просто копируя институты западных стран – невозможно, да и не нужно. Но у всех демократических обществ есть единые стандарты, которые не могут и не должны игнорироваться или нарушаться.

Главные направления реальной модернизации: равенство перед законом, разделение властей, участие граждан в формировании власти и контроле за ее действиями, неприкосновенность личности и уважение достоинства человека, неприкосновенность частной собственности!

Но необходимо проводить политику, при которой эти ценности будут востребованы, вывести именно их на первый план.

1. Главная проблема в политической системе России – отсутствие равенства граждан страны перед законом.

Для современного самостоятельного человека равенство перед законом – основополагающий элемент демократического правового государства – является жизненно важным.

Олигархия изначально построена на неравных возможностях абсолютного большинства граждан и небольшой группы людей распоряжающихся крупнейшей собственностью благодаря своим связям с властью.

В современном демократическом обществе право – универсальный регулятор, перед которым все равны от президента и крупнейшего бизнеса, до бездомного. Принцип «для «своих» – все, а для остальных – закон» – лишает Россию будущего. Торговать нефтью и газом по «понятиям» можно, а модернизировать экономику – нет. Демократия же не может существовать без правового государства. Все обязаны соблюдать Закон одинаково; не должно быть привилегированных групп, которые могут интерпретировать его в своих интересах.

Отсутствие правового государства в ХХI веке – системная причина отставания в развитии России.

2. В России произошел сознательный отказ от реального горизонтального и вертикального разделения властей – одного из главных принципов и механизмов современного государства.

В России высшие представители власти: президентская администрация, министры, депутаты, губернаторы и пр., практически каждый чиновник – отождествляют с государством самих себя. Но они представляют не общество, а замкнутую корпорацию и функционируют как монопольная и бесконтрольная бизнес-компания.

Исполнительная власть (правительство, министерства, губернаторы) в России не контролируется ни парламентом, ни судом, ни прокуратурой, ни общественностью.

Сформированный путем манипуляций парламент представляет не общество, а всё ту же правительственную корпорацию. Он штампует законы, создающие особо благоприятные условия для проправительственных групп.

В результате нормы права, защищающие интересы общества и граждан, перманентно вымываются из законов и заменяются нормами, охраняющими личные и групповые интересы членов властной корпорации.

3. Современное государство и разделение властей невозможны без честных, прозрачных и справедливых выборов. Выборы – универсальный элемент демократии при всем ее многообразии. Выборы с известными и общими для всех правилами и неизвестным заранее результатом, когда на них может проиграть и правящая партия. – минимальное условие для существования демократических политических систем.

Российское общество так и не сформировало отношения к выборам как единственному легитимному механизму формирования власти. В результате бюрократическо-чиновничий аппарат полностью завладел механизмом выборов и освоил эффективные способы манипулирования обществом.

Причина этого замкнутого круга в том, что само общество не стало субъектом формирования власти.

Но мы убеждены, что российское общество обладает модернизационным потенциалом и если граждане преодолеют апатию и неверие в свои силы, если они будут активно участвовать в жизни страны, отстаивая свои права и интересы – мы можем в исторически короткий срок создать современное государство.

Мы считаем, что реформы должны быть направлены не на разрушение, а на стимулирование и развитие того позитивного, что уже есть в обществе. Реформы должны содействовать гражданскому согласию, интеграции общества, а не его разделению.

Мы не хотим искать решения в прошлом или копировать чужие готовые рецепты. Мы предлагаем пути трансформации, применимые к данному состоянию российского общества в данный момент.

Мы осознаём, что общественный строй и политический режим нельзя поменять одномоментно. «Одним махом» всё может только рухнуть, как это было с Россией дважды в прошлом веке.

Важнейшая задача ответственных политических сил страны – подготовка эволюционных изменений в политической, экономической системе России и в обществе.

Партия «ЯБЛОКО» считает важными направлениями Нового курса:

1. Безусловное обеспечение безопасности и неприкосновенности личности: предотвращение террористических актов, в т.ч. путем введения персональной ответственности руководителей спецслужб за эффективность антитеррористической деятельности и безопасности граждан, создание гарантий недопущения заказного и нецелевого использования правоохранительной и судебной системы, похищения людей и пыток. Пересмотр неправосудных приговоров.

2. Обеспечение независимости судебной системы и равенства граждан перед законом. Отказ от всех привилегий и иммунитетов от наказания для чиновников, депутатов, судей и сотрудников правоохранительных органов.

3. Реальное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Осуществление на практике жесткой и бескомпромиссной политики отделения власти от бизнеса. Отстранение законодательными, политическими и административными методами олигархических кланов от управления государством и экономикой.

4. Децентрализация власти и развитие федерализма. Отказ от назначения губернаторов сверху и политики «бюджетного шантажа» регионов и муниципальных образований. Введение выборности членов Совета Федерации и сохранение выборности мэров городов. Постепенное перераспределение доходов в пользу субъектов федерации, обеспечение финансовых основ местного самоуправления, социализации региональной и муниципальной политики. Разработка и осуществление программ развития депрессивных регионов.

5. Освобождение избирательного законодательства от авторитарных реакционных поправок последних лет. Возвращение выборам их содержательного смысла: зависимости всех избираемых лиц от избирателей, а не от государственных структур, реальной альтернативности на выборах. Снижение проходного барьера для партий на выборах всех уровней, запрет практики «паровозов» во главе партийных списков, заведомо не собирающихся работать в представительных органах, существенное снижение доли чиновников и лиц, зависимых по службе от администрации, в составе избирательных комиссий. Создание избирательных трибуналов – специализированных органов, независимых от избирательных комиссий, для рассмотрения избирательных споров. Возвращение на выборы наблюдателей от общественных организаций, а также международных наблюдателей и стимулирование их присутствия; усиление контрольных полномочий ПАСЕ и ОБСЕ. Конкретизация и детализация уголовного наказания за фальсификации.

6. Системное противодействие коррупции, включая масштабную антикоррупционную корректировку законодательства. Осуществление антикоррупционной чистки госаппарата. Обеспечение прозрачности финансирования политических партий и лоббистской деятельности в парламенте, запрет представителям крупного бизнеса занимать государственные должности и запрет для работников законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней вхождения в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием. Ратификация статьи 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, обязывающей чиновников и депутатов раскрывать свои расходы и имущество и предусматривающей наказание за несопоставимые с доходами расходы и незаконное обогащение.

7. Законодательное закрепление реальных гарантий неприкосновенности частной собственности независимо от ее размеров и ужесточение наказания за нарушение прав собственности. Объективное расследование всех обращений о рейдерских захватах собственности и возвращение ее законным владельцам. Принятие правовых актов о признании сделок по приватизации середины 90-х годов легитимными и законными – с тем чтобы исключить возможность спекуляций на документах того «смутного времени», одновременно с этим введение единовременного компенсационного налога на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Постепенная, но неуклонная диверсификация экономики и структуры собственности, уменьшение ее концентрации правовыми методами. Цель – уход от сырьевой экономики, перераспределение контроля за национальными ресурсами от олигархии к массовым слоям средних и мелких собственников.

Вместо олигархического должно быть создано современное социальное рыночное хозяйство.

8. Разворот политики доходов от олигархов к гражданам, к среднему и малому бизнесу. Создание на ближайшие 15 лет исключительно благоприятного налогового режима для несырьевого предпринимательства и введение прогрессивного налога на весь сырьевой бизнес. Законодательное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), и тем самым вывод зарплат из тени. Поддержка массовой экономической активности – малого и среднего бизнеса, жесткая антимонопольная политика. Принятие мер, поощряющих освоение малым бизнесом таких отраслей, как строительство, транспорт, малая и альтернативная энергетика, ЖКХ и других, фактически захваченных сегодня монополиями.

9. Всемерная государственная поддержка формирования современного среднего класса. Активная системная политика, направленная на закрепление за средним классом важнейших экономических активов – земли и недвижимости. Ликвидация бесправия мелкого и среднего собственника. Необходимо осуществить массовую бесплатную передачу земли в частную собственность с целевым назначением – строительство собственного жилья. За счет средств государства и муниципалитетов подвести все необходимые коммуникации и простроить дороги. Это будет серьезным укреплением ресурсной базы реального самостоятельного среднего класса.

10. Формирование действенной системы социальной защиты и социального обеспечения населения, отмена законодательных актов последнего времени, приводящих к снижению социальных стандартов, в том числе федерального закона №83. Увеличение пенсий и зарплат низкооплачиваемых бюджетников (учителей, врачей, работников культуры). Приоритетное финансирование и развитие общедоступного образования и здравоохранения, науки и культуры. Создание для выплаты пенсионных надбавок Фонда старшего поколения, куда должны направляться дивиденды государства по принадлежащим ему пакетам акций крупнейших монополий, а также доходы, полученные от планируемой приватизации крупных государственных активов. Формирование реальной конкурентной среды для медицинского персонала, медицинских хозяйствующих субъектов и реальное обеспечение прав пациента на выбор лечащего врача, медицинской и страховой организации. Коммерческие и некоммерческие автономные медицинские организации должны работать в соответствии с договорами по выполнению государственного муниципального заказа. Сохранение бесплатного начального, среднего и высшего образования при постоянном росте его качества. Законодательное закрепление соотношения бесплатных и платных мест в государственных вузах и средних профессиональных учебных заведениях. Создание доступной системы бюджетного субсидирования образовательных кредитов. Повышение размера стипендий до уровня прожиточного минимума. Повышение материального и социального статуса учителей и преподавателей, недопущение в учебных заведениях любых проявлений коммерциализации и коррупции. Обеспечение и поддержка высокого уровня стандартов образования на всей территории России, а не только в крупных городах и наиболее развитых регионах. Создание доступной системы яслей, детских садов, обеспечивающих возможность получения места для каждого ребенка. Повышение детских пособий до размера прожиточного минимума и их выплата до достижения ребенком школьного возраста.

11. Отмена воинского призыва и переход к профессиональной армии, комплектуемой исключительно по контрактному принципу. Повышение довольствия контрактникам, последовательное решение жилищной проблемы военных, пресечением коррупции и преступности в армии, улучшение боевой подготовки и техническое переоснащение армии.

12. Экологизация государственной политики. Увеличение резко сокращенных за последние годы расходов на охрану природы. Восстановление самостоятельного полномочного федерального природоохранного органа, не связанного с функциями природопользования. Увеличение платы за загрязнение окружающей среды (по принципу «загрязнитель – платит»), восстановление государственных экологических фондов, экологического образования, развитие системы экологического страхования. Увеличение числа заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территорий. Поддержка усилий мирового сообщества по сокращению выбросов парниковых газов. Присоединение к Конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды.

13. Раскрепощение гражданского общества, устранение всех препятствий его развития, установленных в последнее время: снятие законодательных барьеров для развития гражданских некоммерческих организаций, свободных профсоюзов, создания политических партий и движений, реализация конституционного права граждан на свободу публичных акций, забастовок. Прекратить преследование правоохранительными органами гражданских и оппозиционных активистов, а также практику проведения акций в поддержку власти с использованием в качестве «массовки» людей из зависимых от чиновников групп населения (студенты, бюджетники и т.д.). Только добровольное, искреннее и активное участие граждан в общественной и политической жизни России может гарантировать развитие страны в правильном направлении.

14. Ротация элит. Постепенное, но настойчивое наращивание присутствия «элиты развития» – новых, ярких, неординарных, профессионально подготовленных, независимых людей, призванных вытеснять серую и на всё согласную «элиту стагнации». Формирование новой генерации государственных служащих. Основой оздоровления системы органов государственной власти должна стать многопартийная демократия со сменой правящих партий по итогам выборов

15. Гуманизация общества. Формирование гражданственности и исторической памяти, приобщение к культуре. Реализация просветительских программ, направленных на осмысление истории России в ХХ веке и извлечение уроков из неё, на преодоление последствий тоталитарного прошлого страны, десталинизация и десоветизация российского общества и государства. Одновременно с разоблачением преступлений тоталитарного прошлого необходимо вытеснять из общественного сознания порабощающие комплексы, привычки и стереотипы. Поддержка и стимулирование мультикультурализма, интернационализма, толерантности, межкультурного и межнационального сотрудничества. Развитие системы добровольного и независимого участия молодежи в общественной жизни: от школьного – до студенческого самоуправления. Повышение интеллектуального и нравственного уровня через стимулирование чтения. Увеличение финансирования существующих объектов культуры и создание новых, обеспечение их территориальной и ценовой доступности для населения. Создание общественного телевидения, открытого для всех точек зрения и свободного от политической цензуры и государственной пропаганды.

16. Изменение курса внешней политики. Эффективное развитие взаимовыгодных отношений как с США и Европейским Союзом, так и с КНР, Индией, другими странами. Создание совместной системы ПРО России, США/НАТО и Европейского Союза. Расширение участия России в международных организациях и конвенциях, чьи нормативы и стандарты необходимы и полезны для развития страны. Россия должна предельно конкретно сформулировать свои экономические, военные и другие интересы применительно к каждой стране СНГ, отбросив неоимперские подходы и вытекающие из этого опасные геополитические фантазии. Добровольному сближению стран СНГ с ЕС нельзя противодействовать в принципе, но оно не должно исключать Россию, а напротив – быть скоординировано с развитием отношений РФ с Европейским Союзом. Необходимо отказаться от внешней политики, построенной на эмоциях, обидах, «крепких выражениях», которые наносят серьезный ущерб долговременным интересам страны ради сиюминутного самоудовлетворения отдельных госчиновников. Отказаться от попыток воспользоваться политической нестабильностью в сопредельных государствах для провоцирования кризисов и «смены режимов», от использования энергопоставок в политических целях. Занять более твердую и принципиальную позицию к вопросу соблюдения режима нераспространения ядерного оружия, к иранской ядерной программе.

России пора в принципиальном плане определиться со своим положением в мире. Мы считаем, что место России – в числе демократических стран, реально разделяющих гуманистические ценности европейской цивилизации, к которой генетически принадлежит Россия, и отвергающих любого рода экстремизм, тоталитаризм, империализм, одиозные режимы, опасные для их граждан и всего мира.

Это первые шаги смены политического курса с целью сохранения России, осуществления реальной модернизации через создание прочного фундамента современной демократии,

Партия «ЯБЛОКО» – это старейшая демократическая партия России, самое устойчивое, самостоятельно созданное и независимое от властей и олигархов политическое объединение. Мы отстаивали наши политические взгляды в бурные 90-е гг., и защищали в авторитарные нулевые. Наши взгляды не меняются под давлением сиюминутной выгоды, наши сторонники видят в демократии европейского образца единственный путь успешного развития России.

Реализация нашей программы является единственной реальной возможностью для построения в России современного демократического государства с развитой экономикой и формирования политической системы, основанной на соблюдении принципов конституционализма, правового и социального государства, а также развитого гражданского общества.

Строительство такого государства партия «ЯБЛОКО» ставит своей главной задачей в парламенте страны!