Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 45 (79) 30 октября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

БЫТИЕ (7 страница)

  • Т.Щеглова. Губит людей не пиво... Теперь я знаю точно, точно, точно
  • Н.Городецкая. Мэры определили любимчиков. "Города России" поддержат на выборах Явлинского и Примакова
  • М.Джексенбаева. Стоит ли бояться "чрезвычайки"?
  • Губит людей не пиво...

    Теперь я знаю точно, точно, точно

    Бывая в Германии, всегда узнаешь о ней что-то новое и интересное. Так случилось и на сей раз. В числе тринадцати российских журналистов я принимала участие в семинаре "Германская модель? Немецкое социальное государство - его становление, нынешнее состояние и необходимость реформ". Организовали его для работников прессы из стран Центральной и Восточной Европы Центр политического образования земли Баден-Вюртемберг, Католическая академия епископата Роттенбург-Штутгарта, Европейская академия "Гражданское общество" г. Москвы

    Семинар проходил в прекрасном городе Штутгарте. Деловая часть - лекции, встречи, дискуссии - была дополнена культурными мероприятиями. Хозяева постарались сделать все для того, чтобы каждый из нас - бывал ли он в этой этой стране или нет - открыл для себя Германию, ранее не известную. О десяти днях, проведенных на земле швабов, еще будет написано немало. Но сейчас хочется рассказать лишь об одном вечере. Вечере необычном. Особенно для меня, для человека, который не любит... пива. Что, однако, не стало помехой для участия в огромном "пивном" шоу, проводившемся уже в 154 раз!

    Многие россияне, безусловно, слышали об этом грандиозном увеселительном мероприятии, когда под одним шатром одновременно собираются более четырех тысяч человек (а всего на небольшой площади умещается три таких шатра) и пьют пиво. Какую только речь не услышишь под сводами шатров! Но все же, прежде всего, - это праздник немцев.

    Длится он с 25 сентября по 10 октября. И проходит одновременно в двух городах - Мюнхене и Штутгарте. По традиции оба эти города соперничают друг с другом - где большее количество людей выпьют большее количество пива. Последние "социологические" данные показали, что Штутгарт чуть-чуть проигрывает Мюнхену - всего на какой-то миллион человек. А вот по числу выпитых (только литровых - и никаких больше) кружек - точных данных нет...

    Курт - официант, обслуживавший наш столик (а если говорить более точно, огромный деревянный стол, за которым на деревянных лавках одновременно умещается 18 человек). Он рассказал, что был свидетелем исторического момента. Один из его клиентов без передышки выпил шесть кружек пива. Не знаю, является ли это рекордом для мюнхенских любителей, но наш соотечественник - переводчик Юра - в течение нескольких часов, пока мы наслаждались атмосферой праздника, выпил пять кружек. Причем одну - за рекордно короткое время: пятнадцать секунд. Позже он заявил, что потенциал его до конца еще не исчерпан. Восхищению сидевших рядом с нами соседей (один из них, как оказалось, прибыл в Германию еще в шестилетнем возрасте из Барнаула почти 20 лет назад) - не было предела. Побросав окурки на пол, в едином порыве под звуки местного музыкального шлягера "Еще можно выпить кружечку пива..." они вскочили вместе с нами на скамейки (это также предусмотрено праздничным ритуалом), громко скандируя "Ап", "Ап", "Ап".

    Так же громко и четко эти магические звуки произносились всеми четырьмя тысячами человек, волею судьбы собравшихся в этот час за 170 столами шатра. Девушки, юноши, бабушки, дедушки - все забывают в такие минуты о своем возрасте, о своих повседневных заботах. До этого незнакомые люди, обхватив друг друга за плечи или взяв под руки соседа, плавно покачиваясь то в одну, то в другую сторону, наслаждаются мгновением праздника. И уже "Гимн пиву" сменяет другая зажигательная мелодия старинного танца "Мамбо" (получившего в Германии вторую жизнь), и она затягивает в круг пары танцующих.

    Праздник длится до полуночи. С большой неохотой расходятся ставшие друг другу родными несколько тысяч человек. Правда, успокаивает их то, что завтра они опять смогут прийти сюда и вновь наслаждаться необычной атмосферой Праздника. Праздника, не похожего ни на какие другие. Грусть наступит лишь тогда, когда с площади исчезнут шатры. Их сборная конструкция позволяет сделать это в течение нескольких дней. До следующего года, до следующей осени напоминать о необычном шоу будут многочисленные сувениры, приобретенные здесь же: огромные расписные пивные кружки, флажки, с помощью которых посетители извещают официанта о своем желании выпить еще чуть-чуть пенного напитка. Наш гид, ставший в конце-концов нашим другом, дал нам на память о Празднике Пива в качестве сувенира красочное меню...

    Вернувшись домой, я все-таки попробовала нелюбимого ранее мною напитка. Скажу честно - мне понравилось.

    Татьяна Щеглова

    Фото Александра Кулешова

    В то время как в Германии традиционно пьют пиво, в России любят чаевничать. И если баварцы устраивают пивные праздники раз в году, то у вологжан - праздник, когда на столе самовар, крендель, домашнее варенье, припасенное на долгую вологодскую зиму. С самоваром старики могут уютно расположиться в добротной избе, скоротать вечерок, вспоминая добрую молодость и счастливые деньки.

    Фото Александра Кулешова


    Мэры определили любимчиков

    "Города России" поддержат на выборах Явлинского и Примакова

    Первый съезд общественно-политического движения "Города России" (ГР), прошедший в Москве в пятницу, утвердил список кандидатов в Госдуму, которых поддержит на предстоящих выборах. По сведениям газеты "Время", в перечень вошли лидер объединения "Яблоко" Григорий Явлинский и глава блока "Отечество - Вся Россия" Евгений Примаков. Известно также, что кроме представителей избирательных блоков и партий в список включены 22 мэра.

    Г-н Явлинский еще пару лет назад говорил, что основных соратников объединение будет искать среди местных движений, в том числе муниципальных. Недавно "Яблоко" приняло программу поддержки местного самоуправления. Г-н Явлинский, как сообщает газета "Время", первым откликнулся на приглашение мэров, но не смог участвовать в съезде, поскольку в это время отчитывался перед Центральной избирательной комиссией за ненароком сокрытые доходы.

    Евгений Примаков выступил на съезде со своей программой поддержки местной власти. В кулуарах съезда ходили слухи, что документ родился в совместных муках - сначала его написали муниципалы, а затем г-н Примаков подкорректировал. В результате делегаты съезда остались очень довольны позицией лидера ОВР, начавшего выступление словами: "Вы - это Россия". Речь г-на Примакова ложилась маслом на сердце каждого мэра: лидер ОВР пообещал, что блок "будет работать над оптимизацией межбюджетных отношений, законодательным оформлением отношений между муниципальными и федеральным казначейством" и т.д.

    Глава блока "За победу" Геннадий Зюганов, похоже, муниципалам не очень понравился. Хотя, пересказывая положения программы блока, лидер коммунистов постарался сыграть на муниципальном поле, пообещав "восстановить управление в стране через бюджетный федерализм, который заключается том, чтобы федеральный бюджет разделить строго на три части: треть должна пойти на федеральные структуры, треть - на региональные и треть - на местное самоуправление". Обидевшись на нападки в адрес Госдумы, г-н Зюганов сказал: "Дума такая же, как общество". За что и получил отпор из зала: "Общество не такое уж плохое, а вот Думу придется менять".

    Не произвел впечатления на мэров и один из лидеров "Единства" Александр Гуров. Его размышления на темы всеобщей вины в росте криминала и наркомании, особенно в глубинке, слушали невнимательно. А его заявление, что "Единство" будет поддерживать на выборах в Думу образованных и умных людей "от сохи", вызвало веселый смех и выкрики: "Все это говорят, а на деле - обычная борьба за власть".

    Представителю московского мэра Валерию Шанцеву вообще не дали слова, хотя его выступление и было заявлено. Как пояснили корреспонденту, "не хватило времени". Oдин из мэров сильно удивлялся: "Интересно, зачем он пришел, что делать заместителю главы региона на съезде муниципалов?"

    Наталья Городецкая


    Совет от семи бед

    Стоит ли бояться "чрезвычайки"?

    После августовского путча 1991 года в российском обществе сложилась настороженное отношение к понятию "чрезвычайное положение". Многие считают его средством борьбы против демократии и явлением безусловно негативным. Это неверно: чрезвычайное положение (ЧП) - острый, однако вполне цивилизованный государственный инструмент, который позволяет в особых случаях стабилизировать обстановку, сохранить жизнь и здоровье людей, защитить их права, а иногда спасти и саму демократию. (Разумеется, только в случае правильного применения, - когда ЧП вводится по серьезной причине и в строгом соответствии с законом.)

    Что действительно опасно, так это - ползучая "чрезвычайщина", при которой отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина вводятся втихаря, без объявления и законного оформления режима ЧП. Именно это происходит с весны 1999 года на Северном Кавказе, а с сентября - в Москве и других регионах. Сложившаяся ситуация беспокоит правозащитников и демократических политиков, они добиваются правового решения проблемы. Так, еще в апреле ряд депутатов Государственной Думы РФ направил письмо тогдашнему секретарю Совета Безопасности В.В. Путину с предложением ввести чрезвычайное положение в граничащем с Чечней Курском районе Ставропольского края. 14 сентября Правозащитный центр "Мемориал" выступил с заявлением о необходимости введения ЧП в Дагестане. Г.А. Явлинский также предлагал ввести режим чрезвычайного положения на прилегающих к Чечне территориях.

    Ни одно из обращений действия не возымело. Должностные лица продолжают утверждать, что речь о введении чрезвычайного положения не идет и идти не может. Их главный аргумент - отсутствие правовой базы: конституционный закон, предусмотренный новой Конституцией, до сих пор не принят, а закон 1991 года якобы устарел и применяться не может. Чиновники, видимо, позабыли, что этот закон при новой Конституции уже применялся: в период с 1993 по 1995 год неоднократно продлевался режим чрезвычайного положения в зоне осетино-ингушского конфликта. По общему правилу, старые законы до принятия новых продолжают действовать в части, не противоречащей новой Конституции.

    В ныне действующей Конституции РФ о чрезвычайном положении говорится в статьях 56, 88, 102, 109. Из них следует, что чрезвычайное положение на территории всей Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводит Президент РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении ЧП подлежит утверждению Советом Федерации. Ограничения прав и свобод в условиях ЧП вводятся с указанием пределов и срока их действия. Ряд прав и свобод не подлежит ограничению даже в условиях ЧП: это право на жизнь, личное достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода экономической деятельности, право на жилище. В условиях ЧП осуществляется обычный порядок правосудия, не допускается создание чрезвычайных судов и применение пыток.

    Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 года готовился при участии Комитета по правам человека Верховного Совета, возглавлявшегося известным правозащитником С.А. Ковалевым. Закон оказался вполне разумным и демократичным, он содержит достаточные гарантии от чрезмерного ограничения прав и свобод. Установлен исчерпывающий перечень оснований для введения чрезвычайного положения.

    Согласно закону 1991 года, на период чрезвычайного положения могут устанавливаться такие ограничения прав и свобод граждан, как особый режим въезда и выезда в местности, где оно введено, ограничение движения транспортных средств и их досмотр, проверка документов в местах скопления граждан (а в исключительных случаях - личный досмотр), выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности. (Нетрудно заметить, что некоторые из перечисленных чрезвычайных мер применяются и сейчас, но без всяких законных оснований.)

    Введению законного чрезвычайного положения препятствуют опасения многих политиков, особенно оппозиционных, что это может привести к разгону Думы, запрету КПРФ или других партий, отмене выборов. Обоснованны ли эти опасения? Роспуск Государственной Думы в период действия чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации прямо запрещен статьей 109 Конституции. Законом о ЧП не предусматривается запрет партий: возможна временная приостановка их деятельности, если они мешают нормализации обстановки, и то лишь после предупреждения.

    Особенно остра и актуальна сегодня проблема совместимости чрезвычайного положения и выборов. Мировая практика и здравый смысл говорят, что в условиях чрезвычайного положения выборы проводиться не должны: в такой ситуации не может быть обеспечена ни свобода агитации, ни свобода волеизъявления. Более того, выборы под дулами автоматов могут предать псевдолегитимность диктаторскому режиму и закрепить его на долгие годы. В то же время чрезвычайное положение в отдельной местности не может служить препятствием для проведения выборов в остальной части страны. К сожалению, эти простые и очевидные принципы не нашли четкого отражения в законе. С одной стороны, посвященная этому вопросу статья 38 закона 1991 года допускает двойное толкование: при желании (особенно недобросовестном) из нее можно сделать вывод, что в период действия ЧП на части территории выборы в высшие органы государственной власти и референдумы не проводятся на всей территории России. С другой стороны, есть обнадеживающие прецеденты: в 1993 году референдумы и выборы проводились в период действия режима ЧП в зоне осетино-ингушского конфликта. Законодательную "мину" можно быстро обезвредить, если внести поправку в закон "О чрезвычайном положении" 1991 года либо в избирательное законодательство. Но в самом ближайшем будущем следовало бы, наконец, принять федеральные конституционные законы о чрезвычайном положении и о военном положении.

    Марина Джексенбаева