Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


6 страница 1 2 3 4 5 7 8 Содержание
"Яблоко России" № 52 (86) 4 декабря 1999 года

... развал экономической системы Белоруссии при Лукашенко первыми почувствовали кролики.

ГОРОДА И ВЕСИ

  • Интервью с И.П.Рязанцевым. Играть в политику. Но по-научному. Беседу вела Галина Вотинова.
  • В.Евсеев, Иваново. На стабильных позициях
  • С.Лешкович. Кроликов эрзацем не обманешь. Исповедь белорусского фермера


  • Играть в политику. Но по-научному

    Игорь Рязанцев

    Игорь Павлович Рязанцев - доцент кафедры социологии и политологии Пермского государственного университета. Очень гордится своим происхождением из рода крупных уральских промышленников. Окончил исторический факультет Пермского университета. Затем - аспирантура, защита кандидатской диссертации, чтение лекций и преподавательская работа. Один из организаторов философско-социологического факультета в университете. Активный член Пермского отделения "Яблока" со дня его основания.

    Социологическая служба представительства президента РФ в Ивановской области регулярно проводит опросы населения, чаще телефонные, с целью выяснен

    - Игорь Павлович, как начинали формироваться Ваши "яблочные" убеждения?

    - Основой всех моих научных работ по социологии и политологии всегда были актуальные жизненные проблемы, имеющие острое политическое звучание: взаимоотношения регионов и центра, предприятий и регионов, социальные гарантии как общественный институт и т. п. Я пытался осмыслить происходящие процессы со стороны, вне хитросплетений политических интересов, с научной точки зрения. Только когда встаешь над "голой" политикой, можно увидеть какие-то ориентиры и перспективы развития общества.

    - И что же Вам удалось увидеть сверху?

    - Прежде всего Григория Явлинского. Его гражданская позиция совпала с моей. Почему ему много удается? Да потому, что он анализирует текущую политическую ситуацию с позиции академического ученого. Перерабатывая этот анализ в публицистическую форму, он доносит его до своих избирателей. Это, на мой взгляд, единственно верный путь политика. В этом его сила. А симпатии к нему я испытываю с самого начала, когда он работал еще в Совете Министров СССР. Тогда его проект экономического соглашения между союзными республиками, как некая замена союзному договору, был единственно верной основой нового союзного государства, более реальным и спокойным вариантом выхода из кризиса. И как знать, куда бы повернула история, будь принята рыжковским правительством идеология экономического развития Явлинского. Тогда, в начале 90-х, любому грамотному социологу было понятно: все, что делают гайдаровские радикалы, подталкивает страну к реваншу коммунистов. Еще тогда Явлинский говорил: "Нужно бороться не с коммунизмом, а с нищетой". И был сто раз прав. Гайдаровские реформы породили огромный слой обнищавшего населения - электорат коммунистов. Так что наличием сильной фракции в Госдуме коммунисты сегодня обязаны исключительно своим противникам - правым радикалам.

    - Но если такой исход событий прогнозировался социологами, то, выходит, Гайдар, Чубайс, Бурбулис оказались недостаточно дальновидными?

    - Дело в том, что все перечисленные люди - не политики, а профессионалы в очень узком смысле слова. Они, прежде всего, экономисты, считающие экономику вещью самодостаточной, способной решить все проблемы общества. Наука называет эту крайность "экономическим империализмом". К нему приводит пренебрежение социальной жизнью, потребности и интересы которой не вытекают автоматически из интересов экономики - это то, что и было реализовано за последние годы в социально-экономической жизни России.

    - Это совпадение взглядов и привело Вас в "Яблоко"?

    - Еще в 1995 году, когда В.Н. Зотин, при поддержке Явлинского, решил создать Пермскую региональную организацию "Яблока", я вступил в ее члены. С тех пор принимал самое активное участие во всех выборных кампаниях и "яблочных" мероприятиях. И сегодня, прекрасно осознавая, что с нами происходит, я уже не могу оставаться в стороне от политики, поглядывая на нее со стороны.

    - Вы считаете, что у "Яблока" есть серьезный шанс для победы на выборах?

    - Дело в том, что люди приходят к нам не по разнарядке сверху, а по убеждениям. Приходят сами, осознав, что так жить больше нельзя. Очень симптоматично, что в последнее время в "Яблоко" приходят молодые коммерсанты. Не "новые русские" с растопыренной "козой рогатой", а думающие, образованные, желающие работать и вкладывать заработанное в производство, в развитие, в будущее. Ведь последними налоговыми новациями государство, обобрав до нитки простого труженика, решило добраться и до них. Тем самым оно вытолкнуло средний класс в оппозицию и заставляет его отстаивать свои права политически.

    - И что же с нами сегодня происходит? Каков, по-вашему, расклад сил на политической арене?

    - Сегодня в России, на мой взгляд, четыре политические силы: левые радикалы (КПРФ), правые радикалы ("Правое дело", ДВР, "Новая сила"), левый центр ("Отечество", профсоюзы) и правый центр ("Яблоко" и социал-демократы). Что касается коммунистов, то они дискредитировали себя за эти годы. Иметь такую возможность влиять на социально-политическую жизнь в России через свое думское большинство, и ничего не сделать! Социальное недовольство, накапливавшееся в течение семи-девяти лет, еще больше усилилось после 17 августа прошлого года. Постоянные политические компромиссы коммунистов лишь отторгают от них значительную часть электората, которая постепенно, но верно перетекает к другим политическим лидерам и партиям.

    - И куда же она движется?

    - Здесь каждый гражданин выбирает свой путь, но уже осознанно. Часть избирателей начинает прислушиваться к Явлинскому, другие смотрят на Лужкова, а третьи, доведенные до отчаяния, пойдут все крушить с Жириновским.

    - Что касается Лужкова и его "Отечества", то не кажется ли Вам, что это слишком искусственное образование? КПРФ, ДВР, "Яблоко" - там все понятно: своя идеология, структура, механизмы. Когда идеология движется во власть - это считается нормальным во всем цивилизованном мире...

    - Вы правы. "Отечество" - это структура, созданная под лидера для достижения власти. Она не является классической политической организацией, точно так же как и "Вся Россия", и "Голос России", и им подобные губернаторские образования. В жизни есть объективные процессы, а есть мотивы действий. Так вот, "Отечество" со "всеми Россиями" - это деловые региональные корпорации, каждая из которых, преследуя узкокорпоротивные интересы своих политических элит и прикрываясь общенациональным интересом и именем народа, просто добивается власти. Вот увидите, именно они отберут основной электорат у коммунистов, имея в руках реальные административные механизмы, через которые можно добиться победы на выборах. Ведь политика - это еще и борьба интересов, а не только идеологий.

    - Но ведь это просто-напросто обман избирателей. А если подключить и современные избирательные технологии, то, получается, выиграть можно все, что угодно?

    - В том-то и проблема политической жизни нашего общества. Голосуя за того или иного кандидата, избиратель не идентифицирует свои собственные интересы с интересами того, за кого голосует. Вспомните ельцинский предвыборный лозунг - "Голосуй сердцем". Не более, чем использование психологического приема. Поэтому я - сторонник консолидации политических элит сегодня, когда перед тобой четыре достаточно внятно и четко сформулированных направления: кто они и чьи интересы защищают, каковы их политические программы. В этой ситуации избиратель может сопоставить свои интересы с интересами того или иного политического блока, сделать осознанный выбор. Но если выбирать будешь не головой, а сердцем или какими-то другими частями тела, то получишь то, что всегда.

    Беседу вела Галина Вотинова


    Иваново

    На стабильных позициях

    ия политической ориентации жителей города Иваново. Конечно, полной картины настроений избирателей подобные опросы не дают, но, в определенной степени, способны реагировать на тенденции их изменения.

    Последний такой опрос проводился в третьей декаде ноября. Он, в частности, продемонстрировал довольно высокий уровень политической активности горожан: 74 процента опрошенных ивановцев заявили о своей готовности принять участие в выборах 19 декабря. А отвечая на вопрос: "За какое из политических объединений вы проголосовали бы сейчас на выборах в Государственную Думу РФ?", - 7 процентов респондентов отдали предпочтение (как это было и двумя неделями раньше) "Яблоку". Такой стабильной позиции способствуют, в частности, агитационные акции, которые на улицах города проводят активисты регионального отделения "Яблока".

    Иваново

    За тот же период социологи зарегистрировали резкое снижение - с 11 до 5 процентов - рейтинга движения "Отечество - Вся Россия". Лидирует, как и прежде, КПРФ.

    Виталий Евсеев

    На снимке: ивановские "яблочники" в действии.


    Из редакционной почты

    Кроликов эрзацем не обманешь

    Исповедь белорусского фермера

    Я еще долго тянул на старых запасах, на что-то надеялся, а в прошлом году, скрепя сердце, сдал свои гектары. Стало невыносимо их обрабатывать, убыточно, как в колхозе, но там хоть украсть можно...

    Мое восьмилетнее пребывание в фермерстве делится на два периода: до Лукашенко и после. При Шушкевиче для нас существовал "Фонд поддержки фермерских хозяйств". Но, как говорится, недолго музыка играла: росчерком пера Лукашенко финансы этого Фонда были переадресованы колхозам. И ежегодного весеннего кредита "под урожай" - на семена, запчасти, солярку в соответствии с квотой - для фермеров не стало. За все - плати наличными. А где фермерам весной деньги взять? Мы богаты только осенью, после реализации урожая.

    Моя ферма - "Ильянские хутора" - располагалась на восьми гектарах земли в ста километрах от Минска, по дороге на озеро Нарочь. Хозяйство было небольшим, но устойчивым, и одна из республиканских газет даже назвала меня белорусским фермером года за внедрение технологии акселерационного кролиководства, которая позволяла мне ежегодно производить 600 килограммов мяса. Со сбытом крольчатины по четыре доллара за килограмм проблем у меня не было, а с кормами - были. Своих добавок для гранулированных кормов в Белоруссии не производят, а импортных - не стало. Так что развал экономической системы Белоруссии при Лукашенко первыми почувствовали кролики: их эрзацем не обманешь - они замедляют рост. Ферма перестает быть рентабельной...

    Из трех фермерских хозяйств, разместившихся на Ильянских хуторах, первыми сдались хозяйства двух бывших военно-служащих, братьев-майоров, у каждого из которых имелось по десять гектаров земли. Один из них - "афганец", вертолетчик, имеющий боевые награды. Он, кстати, женился на супруге своего погибшего командира эскадрильи, у которого остались два маленьких ребенка. Дети подрастали, учились в Ильянской школе, помогали родителям по хозяйству, в котором была и свиноферма. Была, да сплыла вместе с весенними кредитами под урожай... Все братьям пришлось распродать - дома, тракторы, грузовичок... И они уехали с семьями искать счастья в Россию. Уехали с обидой. А в самом деле: за что людей согнали с земли? Молодой офицер-летчик уволился из Российских ВВС, будучи слушателем Академии им. Гагарина. Он поменял светившую ему командирскую карьеру и будущее звание генерала на фермерство. Ему хотелось стать вольным землепашцем и детей приобщить к сельскому труду. И вот какая "конверсия" случилась - напоролся он на "рыночный социализм" с примитивным распределительным механизмом: "могу дать кредиты, а могу не дать!". А где же, спрашивается, прежние обещания Лукашенко о равных экономических условиях различных форм собственности?

    Я еще долго тянул на старых запасах, на что-то надеялся, а в прошлом году, скрепя сердце, перевез ферму с кроликами в крепкое хозяйство, к новому владельцу вместе с моей технологией, и сдал свои гектары. Стало невыносимо их обрабатывать, убыточно, как в колхозе, но там хоть украсть можно... И переехал в Нижний Новгород, где ранее служил. Думаю, что у акселерационного кролиководства - большое и перспективное будущее. Но только не в "колхозе" имени Лукашенко.

    Станислав Лешкович, полковник запаса, заслуженный летчик-испытатель СССР, бывший фермер,
    г.Нижний Новгород