[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

12 апреля 2002 г.

Предлагаемый законопроект заменяет действующий в настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 1995 г.
N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который предоставляет возможность работать по упрощенной системе малым предприятиям с предельной среднесписочной численностью работающих до 15 человек и совокупным размером валовой выручки за год не более100 000 МРОТ (10 млн.рублей). При этом в другом Федеральном законе - "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлены критерии отнесения к малым предприятиям в зависимости от среднесписочной численности работающих в них - от 30 до 100 человек.
Таким образом, только небольшая часть малых предприятий на сегодняшний день может иметь потенциальную возможность работать на упрощенной системе, а с учетом введения в действие налога на вмененный доход, их число стремится к нулю. По различным оценкам, в настоящее время в России только 1,5% - 4,5% малых предприятий работает по упрощенной системе. Среди основных причин сложившейся ситуации можно назвать следующие:

- Сведенное к минимальному число потенциальных субъектов упрощенной системы.

- Отсутствие возможности являться добровольным налогоплательщиком по НДС, что ставит малые предприятия, не работающие с конечным потребителем-физическими лицами, в заведомо неконкурентные условия по сравнению с предприятиями, работающими по общеустановленной системе налогообложения. Это автоматически делает упрощенную систему налогообложения неприемлемой для большого количества малых предприятий, в первую очередь, в сферах производства и торговли.


- Заложенная в действующем законе возможность устанавливать налоговые ставки до 10% с оборота, что является крайне высоким порогом налоговых изъятий.

Представленный законопроект устраняет все перечисленные недостатки и предлагает принципиально новые нормы, направленные на стимулирование развития предпринимательской деятельности и, в то же время, укрепляющие финансовые основы бюджетной системы в Российской Федерации.

Целями настоящего Законопроекта являются:

1. создание наиболее благоприятных условий для развития малых предприятий;

2. уменьшение "теневого сектора" экономики;

2. увеличение (за счет легализации предпринимательской деятельности) налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации;

3. укрепление финансовых основ местного самоуправления.


В законопроекте предлагается:

1. Существенно расширить перечень субъектов малого предпринимательства, на которые распространяется действие упрощенной системы налогообложения, для чего:

- предусматривается возможность для субъектов упрощенной системы налогообложения стать добровольными налогоплательщиками по НДС;

- меняется критерий отнесения субъектов малого предпринимательства к субъектам упрощенной системы налогообложения, а именно:

1) Существенно - до 30 миллионов рублей в год - увеличивается доход от реализации как пороговое значение отнесения к субъектам упрощенной системы налогообложения.

2) Для организаций, осуществляющих торговую, снабженческую или сбытовую виды деятельности, предусматривается повышенный размер порога отнесения к субъектам упрощенной системы налогообложения - до 45 млн. руб. в год дохода от реализации, учитывающий более высокую скорость оборота денежных средств в торговле и позволяющий работать на упрощенной системе налогообложения небольшим оптовым компаниям. При этом необходимо отметить, что в развитых странах в сфере торговли работают до 40% малых предприятий.

3) Из перечня критериев отнесения к субъектам упрощенной системы налогообложения исключается среднесписочная численность, т.е. все субъекты малого предпринимательства могут являться потенциальными налогоплательщиками упрощенной системы.

2. Ввести единый объект и порядок налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставив им равные права и обязанности вне зависимости от правовой формы субъекта малого предпринимательства.

3. Предоставить налогоплательщикам право самостоятельно определять объект налогообложения - доход или доход за минусом расходов. Предусмотреть налоговые ставки с дохода - до 6%, c дохода за минусом расходов - до 15%.

4. Предусмотреть вычет из доходов широкого перечня расходов предпринимателей, включающих помимо расходов материальных, на аренду, оплату труда, ремонт и приобретение основных средств, в том числе и такие расходы, как:

- оплата телефонных переговоров, Интернет, почты;

- проценты по кредиту;

- на рекламу;

- на охрану, пожарную сигнализацию;

- на сертификацию, и т.д.

5. Ввести "кассовый" метод определения доходов и расходов (по оплате) и предусмотреть ускоренную амортизацию при приобретении основных средств.

6. Налог, уплачиваемый по упрощенной системе налогообложения, назвать "Специальный налог в упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства"(далее - специальный налог), поскольку название "Единый" употребляется в наименовании различных налогов уже 3 раза (ЕСН, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог), что вызывает путаницу даже у налоговых органов.

7. Установить замену уплаты специальным налогом таких налогов и обязательных платежей, как: налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на рекламу, единого социального налога, страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также налога с продаж.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, общеустановленный порядок уплаты налога на имущество сохраняется только в части налогообложения недвижимого имущества, что, с одной стороны, снижает налоговое бремя и существенно облегчает расчет налога для предпринимателей, а с другой стороны, существенно перекрывает возможность ухода от налогообложения в части недвижимого имущества.

8. Заменить уплату ЕСН на уплату страховых взносов в пенсионный фонд в размере 14%, подлежащих вычету из исчисленной к уплате суммы специального налога, но не более 50% от него.

9. Четко закрепить распределение налогов по уровням бюджетной системы в Российской Федерации.

В Федеральный бюджет - 30 %, бюджет субъекта - 45%, МСУ - 25%. Т.е. изначально закрепляются налоговые доходы органов местного самоуправления, что крайне важно при существующем в стране дисбалансе распределения налоговых доходов. Кроме того, субъект может понизить ставку своего налога до уровня МСУ для стимулирования инвестиционной активности на своей территории.

Предлагаемое распределение налоговых доходов отражает соотношение налоговых поступлений на разные уровни бюджетной системы, подлежащих замене на "специальный налог", а так же степень влияния и мотивацию органов власти для развития малого предпринимательства.

При этом необходимо отметить, что в целом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, поступающие от деятельности малых предприятий, должны существенно увеличиться (см.финансово-экономическое обоснование), в первую очередь, за счет развития и легализации предпринимательской деятельности.

10. В целях справедливого распределения налоговых доходов, а также стимулирования территорий и органов местного самоуправления предлагается проводить зачисление налогов в бюджеты как по месту нахождения головной организации, так и ее обособленных подразделений в зависимости от их численности. При этом налогоплательщик отправляет единые налоговые платежи в территориальные органы федерального казначейства, которые самостоятельно производят распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы.

11. Предоставить налогоплательщику выбор, вести ему учет по обычной бухгалтерской форме или по книге доходов-расходов, поскольку обычный бухгалтерский учет может понадобиться предпринимателю для получения кредита в банке или для представления отчетности контрагенту. При этом допускается ведение книги доходов-расходов в электронной форме.

Таким образом, предлагаемая система упрощенного налогообложения малого предпринимательства предусматривает:

1. возможность работать по упрощенной системе большому числу малых предпринимателей;

2. приемлемый, пониженный в 2-3 раза по сравнению c общеустановленным уровень налогообложения;

3. упрощенную схему отчетности и налогообложения для малых предпринимателей;

4. укрепление финансовых основ местного самоуправления;

5. диверсификацию и увеличение налоговых доходов всех уровней бюджетной системы за счет легализации предпринимательской деятельности и сокращения "лазеек" в налоговом законодательстве.

При этом важно отметить, что переход на упрощенную систему налогообложения носит добровольный характер. Следовательно, те предприятия, которые посчитают предлагаемую систему для себя не выгодной, просто не перейдут на нее и останутся работать в общеустановленном налоговом законодательстве.

Разработчики законопроекта исходили из предпосылки, что система налогообложения малого предпринимательства является составной частью регулирования предпринимательской деятельности, целями которой предполагаются не столько достижение фискального результата, сколько стимулирование развития предпринимательства как основы для социально-экономической стабильности в обществе.


12 апреля 2002 г.


См. также:

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен депутатами ГД И.Артемьевым и С.Иваненко) 12 апреля 2002 г.

Фракция "ЯБЛОКО" предлагает законодательные меры для стимулирования развития малого предпринимательства - пресс-релиз 15 апреля 2002 г. (Пресс-служба)

Раздел "Экономический прорыв" программы РДП "ЯБЛОКО"

Раздел "Налоговая политика" на сайте "ЯБЛОКА"

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

info@yabloko.ru