[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анатолий Голов
Потребители коммунальных услуг, объединяйтесь!
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11
Мы ежемесячно вносим квартплату - за то, что по утвержденному года два назад графику нам подмели лестницу, вывезли мусор, который кучами лежит вокруг помоек и разносится ветром по обледеневшим улицам. И далее по всем пунктам квитанции, которую своевременно раскладывают по почтовым ящикам. Если же обратиться к соответствующим распоряжениям городских властей, сумев продраться через заросли канцелярита, на котором они написаны, то выясняется, что права потребителей коммунальных услуг нарушаются буквально каждый день.

Не кран, а систему менять надо

О необходимости реформы коммунального хозяйства говорится уже давно. Скоро Госдума с подачи Правительства внесет в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" очередные изменения и дополнения. Только почему-то все, кроме разработчиков, уверены: изменения только ухудшат положение. После очередных шагов реформы ЖКХ в Воронеже и Ульяновске критиковать правительственный вариант бессмысленно. Все, чего добились экспериментаторы - митинги протеста и массовый отказ народа платить за то же самое в несколько раз больше.

Коммунальное хозяйство России - это, пожалуй, самое больное место. Ни в одной отрасли нет такого количества дыр и такой нехватки заплат. У нас в 1,5-2 раза выше доля работников коммунальной сферы в расчете на душу населения, чем в развитых странах, а говорить о результатах их работы - бумага таких слов не выдержит.

Этой зимой ни один выпуск новостей не обходится без очередной серии триллера о ледяных домах, лопнувшем водопроводе, застывшей канализации и других бытовых ужасах. России необходима не просто реформа ЖКХ, а немедленное принятие (и немедленное выполнение!) программы мероприятий по предотвращению лавины таких катастроф. Однако Правительство занимается совсем другим - получением денег с населения.

Но серьезные катастрофы в пересчете на всю Россию случаются достаточно редко. К тому же народ у нас ко всему привычный, а в самых крайних случаях - на помощь поспешит Сергей Шойгу и его команда. Намного страшнее катастроф то, что подавляющее большинство россиян живет в условиях разрухи. И тут возникают извечные русские вопросы: кто виноват и что делать.

Кто виноват?

Прежде всего, мы сами, даже те из нас, кто бросает мусор только в урны и по-хозяйски относится к своему дому. Нас отучили отстаивать свои права, особенно права потребителя. А ведь работы и услуги в жилищно-коммунальной сфере полностью подпадают под действие широкого круга законов и подзаконных актов, в том числе Закона РФ "О защите прав потребителей". В рыночных (даже специфически российских) условиях продавцу выгоднее соблюдать закон, чем платить за экспертизу, судебные издержки и моральный ущерб. Но традиции часто бывают сильнее писаных законов.

А в жилищно-коммунальной сфере именно сложились традиции, когда обе стороны - и жильцы (потребители), и коммунальщики (поставщики услуг) - заранее знают, что условия договора можно безнаказанно не выполнять. Люди годами не платят за квартиру и прекрасно знают, что их никто никогда не выселит. Те, кто платит, прекрасно знают, что не получат того, за что платят. Или что-нибудь получат, но не в определенные нормативами сроки, несоответствующего качества, в неполном объеме и т. д. А большинство просто не знает, за что платит, и какие права имеет.

Те же, кому платят, прекрасно знают, что невыполнение своих обязанностей им ничем не грозит. В крайнем случае самые настырные из потребителей после долгих мытарств добьются того, что им и так положено по закону. Вряд ли будешь подавать в суд каждый раз, когда нарушены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Приложение 8", утвержденные приказом ГК РФ по жилищной и строительной политике №17-139 от 26.12.97. В этих правилах, например, прописано, что сантехники должны сами, без вызова, приходить в квартиру два раза в год только для того, чтобы произвести "прочистку и промывку внутренней канализации". А что говорить о "смене гибкой проводки присоединения санитарных приборов", которая должна осуществляться "в течение смены"!

Поэтому, если вы недовольны работой вашей жилищно-коммунальной службы, это означает, что она нарушила Закон "О правах потребителей", подзаконные акты, в т. ч. распоряжения губернаторов и других городских властей.

Работы по ликвидации последствий нарушений в особо крупных размерах (вроде залитого водой подвала, сорванной ветром крыши или обвалившегося после протечки потолка) очень редко выполняются "в согласованные с заявителем сроки", а чтобы эти сроки согласовать, не у каждого хватит сил и энергии. Еще больше времени, сил, знания законов и, главное, умения грамотно составлять многочисленные бумаги необходимо на то, чтобы через суд заставить коммунальщиков выполнить свои обязанности. При этом по исполнительному листу намного легче получить деньги, чем выполненную работу. Если есть возможность, то лучше после длительной переписки с будущим ответчиком и с соблюдением всех необходимых формальностей сделать ремонт за свой счет, а в суде требовать компенсацию материальных затрат и морального ущерба. Может быть, вам повезет.

Можно легко добиться и уменьшения оплаты за некоторые (далеко не все) нарушения в умеренно крупных размерах. Рассчитывает-ся такое уменьшение по сложным формулам, включая процент неустойки. Но проще годами жить с "отклонениями температуры в помещении от нормы" или "перерывами в горячем водоснабжении", чем связываться с бюрократической машиной. Морального ущерба от таких нарушений в формулах почему-то не предусмотрено, в том числе и в случае "перерывов в водоотведении, связанных с авариями на сетях и сооружениях канализации на срок свыше 24 часов". Вряд ли следует стараться перевести эту фразу с канцелярита на русский. А такие мелочи, как три рабочих дня, потерянные на ожидание обещанного мастера, и вовсе не входят ни в какие нормы расчетов.

Разумеется, можно судиться и в этом случае, требуя возмещения морального ущерба, и даже материального, например, если для того, чтобы дождаться сантехника, который должен приходить "в течение смены", вы три дня не ходили на работу, сидя дома за свой счет. Но о таких прецедентах за много лет на посту сопредседателя Союза потребителей РФ я ни разу не слышал.

Все существующие законы и нормативные акты в сфере коммунального хозяйства составлены так, чтобы навсегда отбить у потребителя охоту к защите своих прав.

Что делать?

Разумеется, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. Но совсем не так, как это предлагают авторы нынешнего проекта. Если он будет реализован, мы получим только многократное увеличение квартплаты на фоне ухудшения качества коммунальных услуг! В проекте реформы не предусмотрено никаких механизмов защиты прав потребителей, а оплата коммунальных услуг никак не связана с их качеством.

Давайте рассмотрим по пунктам вариант, который предлагается Правительством.

За последние 10 лет государство уже много раз не выполняло свои обязательства перед гражданиами. Достаточно вспомнить вклады на сберкнижках, гиперинфляцию, "черный вторник", дефолт, обещания за ваучер купить "Волгу", а то и две, наряду с обещаниями лечь на рельсы и т. д. Почему же теперь следует поверить, что после того, как у нас под видом повышения квартплаты снова заберут деньги, "через четыре года здесь будет город-сад"? Как говорили Станиславский и Жванецкий: "Не верю!"

Не жильцы довели свои дома и коммуникации до такого состояния. Почему же за восстановление всего, что разрушалось десятилетиями и окончательно сгнило в последние годы, платить будем опять мы?

Повышение квартплаты в масштабах всей страны в том варианте, который сейчас планируется, приведет в лучшем случае к массовым неплатежам и сокращению реально собираемой квартплаты. Про остальные же последствия непродуманных реформ лучше не думать.

В декабре 2002 г. в Кремле на встрече Президента страны с членами Комиссии по правам человека при Президенте РФ я, как сопредседатель Союза потребителей РФ, вручил главе государства предложения по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. И как общественный деятель, и как потребитель я надеюсь, что Правительство учтет эти предложения при переработке программы реформы ЖКХ.

Но нам, прежде всего, необходимо осознать свои права и добиваться их осуществления. Помните, что покупатель всегда прав, а зарплату работники коммунальных служб получают из наших же денег. Защищайте свои права, но делать это надо грамотно. А для того, чтобы научиться этому, приходите в общество потребителей. Причем лучше отстаивать свои права не в одиночку, а с группой товарищей.

Теоретически, можно объединиться в домовой комитет. Но, прежде всего, он избирается в количестве не менее 7 человек на общем собрании жильцов, проживающих в одном доме. Во-вторых, положение о нем утверждено в 1968 г. и не вполне соответствует современным реалиям (помните бессмертную фразу Мордюковой "А не будут покупать лотерею - отключим газ!"). Фактически, домком - это общество добровольных помощников работников коммунального хозяйства, хотя и от него может быть реальная польза.

Существуют и другие формы объединений жильцов. Самая простая и достаточно эффективная - это общественные объединения потребителей жилищно-коммунальных услуг. Они имеют намного больше прав. Формальности при их создании минимальны. Для образования такого объединения достаточно собрать не менее трех учредителей старше 18 лет (проживающих хоть в разных концах города), принять решение о своем создании, утвердить свой устав, выбрать свои собственные руководящие и контрольно-ревизионные органы и составить об этом протокол. С этого момента общественное объединение считается созданным и может осуществлять любую деятельность, соответствующую Федеральным законам "Об общественных объединениях", "О защите прав потребителей", аналогичным законодательным актам субъектов РФ и Уставу объединения. Типовой устав и необходимые консультации можно получить в Союзе потребителей. Даже объединение из трех пенсионеров, особенно если один из них юрист, - это могучая сила. Общественное объединение потребителей жилищно-коммунальных услуг численностью человек в десять может научить жить по уставу любого исполнителя указанных услуг в отдельно взятом районе. Существует множество форм объединений жильцов - и различные виды потребительских кооперативов, кроме привычных нам ЖСК, и общества взаимного страхования, и товарищества собственников жилья. Но о возможностях, преимуществах и слабых местах различных объединений жильцов необходим отдельный разговор.

В любом случае, даже при самых идеальных законах, в любых договорных отношениях у исполнителя и потребителя проблема общая, а интересы - у каждого свои. От закона можно ждать в лучшем случае того, что у исполнителя и потребителя будут равные права и возможности воздействия в случае невыполнения одной из сторон своих обязательств. И даже в таком идеальном варианте противоречия между жильцами и коммунальщиками неизбежны, и отстаивать свои права потребителя жилищно-коммунальных услуг нам придется в любом случае.

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Анатолий Голов

Госдума подписала приговор ЖКХ "Яблоко" предлагает его отменить, пока не поздно Андрей Мозжегоров "Вольная Кубань" (Краснодар), 19 апреля 2003 года

Новый закон о реформе жилищно-коммунального хозяйства России C участием Сергея Митрохина Сергей Сенинский Радио "Свобода", 11 апреля 2003 года

Голосуй ! Не то - по харе ! Александр Минкин "Московский Комсомолец", 11 апреля 2003 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]