[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Книги]
[Программные документы] [Выборы-1999] [Молодежное ЯБЛОКО]
Молодежное движение "Яблоко"
 "Яблоко" для молодежи
Отвечаем на Ваши вопросы
ноябрь 1999 года
Содержание
ОБРАЗОВАНИЕ
АРМИЯ
СЕМЬЯ
РАБОТА
ДОСУГ
СЕМЬЯ

На первый взгляд, проблема семьи у молодёжи кажется не такой актуальной. Какая семья в семнадцать лет? Но возросшее число малолетних матерей-одиночек, большое количество абортов среди несовершеннолетних, увеличившееся заболеваемость венерическими заболеваниями среди них, заставляет думать об обратном. 

1. Что думает объединение ЯБЛОКО об институте семьи?

Семья – это уникальная частичка человечества. Семья – маленькая модель общества, где каждый из нас начинает свою жизнь, где мы познаем окружающий мир, совершаем первые шаги, встречаемся с любовью или чувством одиночества, учимся общению и взаимодействию с другими людьми, проявляем свою волю и сталкиваемся с интересами окружающих. В семье закладывается собственное “я” каждого члена общества, его мировосприятие и стратегии поведения в будущем. И забота государства об укреплении института семьи – это проявление инстинкта самосохранения человеческого общества. Какими они будут – президенты, бизнесмены, учителя и врачи, ученые и инженеры, крестьяне и депутаты парламентов в новом тысячелетии, – это зависит от нас, от сегодняшних наших совместных усилий по созиданию нового человека. Только желанный ребенок, выросший в атмосфере любви и взаимного уважения, с верой в собственные силы и готовностью к ежедневному честному творческому труду сможет стать счастливым человеком и созидателем, способным обеспечить продолжение рода и сохранение традиций предков-россиян.

Рождение новой семьи – это процесс не менее сложный, чем появление на свет нового человека, и гораздо более длительный. Каждая семья, богатая она или с трудом сводящая концы с концами, проходит через взаимную притирку характеров, совместное создание собственного очага, рождение детей, кризисы роста, успехи и поражения, приобретения и потери. Рождение новой семьи – это всегда рождение надежды. Надежды на долгую совместную жизнь, на объединение усилий по борьбе с трудностями, на взаимопонимание и защиту. Для одних – это надежный тыл, для других – смысл жизни. И не только от самих молодоженов, но и от окружающих (родственников, друзей) зависит, чтобы любовная лодка не разбилась о быт, а от когда-то светлого чувства не остался лишь “перечень взаимных болей, бед и обид” и… детей, “нечаянно” появившихся на свет. 

2. Что Вы предлагаете в защиту материнства и детства в наше тяжелое время?

  • Каждый ребенок должен быть желанным. Необходимо шире распространять информацию (брошюры, передачи по радио и телевидению) о различных методах контрацепции, доступных людям с любым уровнем доходов.
  • Нужно упростить процедуру усыновления и поддерживать инициативы по созданию семейных детских домов и детских деревень.
  • Необходима поддержка школ материнства, издание специальной литературы о беременности как нормальном этапе в жизни женщины.
  • Создание ассоциаций матерей-одиночек, матерей детей-инвалидов, многодетных матерей, решающих повседневные проблемы людей, а не в качестве дополнительной кормушки для чиновников.
  • Распространение домашних детских садов на первых этажах домов. В них могут объединяться дети, живущие в соседних домах. Для таких детсадов необходимо создать систему лицензирования и санитарного контроля. Учитывая, что в них будут маленькие группы, больше возможностей контроля со стороны родителей, естественная среда обитания для детей (свой двор), вероятно, меньше инфекционных заболеваний и более индивидуальный подход к каждому, можно предложить упрощенную систему налогообложения и минимальные ставки арендных платежей для таких заведений.
  • Применять принцип адресности при выделении детских пособий, но не по показателю минимальной зарплаты (она не обеспечивает даже физиологическое выживание), а исходя из региональных показателей прожиточного минимума.
  • Резко сократить количество бумаг, необходимых для получения минимальных льгот молодыми матерями.
  • Поддерживать привлечение отцов к воспитанию детей, создавать семейные клубы. В условиях, когда женщина может оказаться единственным “добытчиком”, а мужчина остается без работы, необходима его эмоциональная поддержка “товарищами по несчастью” и помощь во вхождении в роль хранителя очага. Ведь в этой ситуации у него два пути: на диван с бутылкой или найти новое применение своим силам. Заняться собственным делом способны немногие, да и для этого нужен первоначальный капитал. Поэтому привлечение к роли настоящего отца является единственным шансом сохраненить гармонию в семье. Возможно создание психологических консультаций и клубов “домохозяев”, разъяснение важности роли отца семейства.
  • Одновременно необходимы консультации для домохозяек и создание в общественном мнении понимания того, что роль женщины-матери не менее важна и ответственна, чем человека, работающего на производстве.
  • Нужно шире распространить детские комиссионные магазины и снизить их налогообложение.
  • Необходима также налоговая поддержка предприятий, предлагающих “социальный пакет” для своих работников, поддерживающих поликлиники и детские сады для сотрудников.
  • И, наконец, развитие частной благотворительности как одного из источников поддержания инфраструктуры детских заведений.
3.Что вы делаете в защиту материнства?

Ситуация по стране такова, что скоро и защищать будет нечего. Государство ведёт себя так, будто оно забыло, что рожать здоровых детей могут только молодые. Чем старше мать – тем больше вероятность рождения неполноценного ребёнка. Врачи советуют рожать до 25 лет, пока относительно здоровы сами роженицы. И мы предлагаем разработать целый комплекс мер, обеспечивающий социальную защиту молодых матерей, ведь не секрет, что многие из них - матери-одиночки. И судя по всему, вскоре, им надо будет присуждать звание матерей-героинь, так как на сегодняшний день многие молодые женщины предпочитают сделать аборт, чем родить дитя в обществе не дающем никаких социальных гарантий. Недавно, при поддержке "ЯБЛОКА", были приняты поправки к Закону "О детских пособиях". Суть поправок в том, что социальная помощь должна быть адресной, то есть персональной, рассматривающей каждый конкретный случай. Зачем обеспеченным детское пособие в размере (на август 1999 года) ста рублей? Не лучше ли отдать его бедным, что действительно улучшит их положение? Поправки призваны решить эту проблему.

Также мы предлагаем внести специальные программы по поддержке новорожденных по всей стране, как это сделало у себя ЯБЛОКО в Санкт-Петербурге, где представитель нашей партии был первым вице-губернатором по финансам. Была разработна система поддержки семей с детьми до двух лет, позволившая обеспечить их бесплатным детским питанием и молочными продуктами.

4.Как вы относитесь к запрету абортов?

Рано или поздно перед каждой семьей встает вопрос о детях. В нашей стране типична ситуация, когда наследовать еще нечего, а зато наследники уже есть. Не секрет, что большинство браков среди молодежи до двадцати лет заключается “по залету”. У молодых еще нет квалификации, работы, собственного жилья и доходов для содержания семьи, нет даже уверенности в том, что они “созданы друг для друга”. Но что поделаешь – “как честный человек я должен жениться”. А в результате – браки, распадающиеся через несколько месяцев, разочарование, озлобленность, выплескивающаяся на крошечные, ни в чем не повинные создания. И как следствие – отчужденность в семье, трудные подростки или даже оставленные в интернатах дети. Это и два аборта, приходящиеся на каждого родившегося ребенка, и “социальное сиротство”, и проблема бесплодия, и матери-одиночки. Сейчас каждый четвертый ребенок в России рождается в неполных семьях. Часто не приходится говорить о желанности появления на свет этих малышей, об эмоциональной и финансовой готовности женщины к роли матери. 

Это неоправданно высокая цена за сексуальную революцию на фоне повышенной инфантильности и отсутствия знаний о методах контрацепции. В наше время уже мало кто надеется на заботу и помощь государства. “Зачем плодить нищету?” – утверждение, которым многие мотивируют неготовность к роли родителей. И в этом есть своя доля правды. Новый член семьи – это новая ответственность, это готовность идти на новые лишения (в деньгах, свободном времени), это огромная эмоциональная нагрузка на каждого из родителей и старших детей. Лишь тот, кто готов к самостоятельному преодолению всех трудностей, кто не теряет веру в себя и будущее своих детей, кто способен после тяжелой работы и беготни по магазинам (рынкам) дарить своим домашним любовь и радость, сможет воспитать счастливого человека.

Аборт – это зло, приносящее вред физическому и моральному здоровью женщины. Но запрет абортов ничего не даст, а только ухудшит обстановку – увеличится количество подпольных и "самопальных" абортов, что приведёт к неизмеримо более тяжким последствиям. Выход - в грамотной политике государства по планированию семьи, повсеместного распространении контрацептивов, нужно чтобы каждый ребёнок был желанен. Для этого целесообразно было бы усилить разъяснительную работу через СМИ, медицинские и образовательные учреждения.

5. Вы предлагаете ввести определённую дисциплину в школьную программу?

Мы уже говорили, что наши взгляды далеки от бесконечного раздувания школьной программы. Вводить или не вводить данный предмет, рассказывающий о сексуальных взаимоотношениях, учащий пользоваться контрацептивами и объясняющий вред абортов, - пусть решает каждая отдельная школа совместно с родителями учеников, так как предмет этот деликатен и затрагивает национальные особенности и культурные воззрения. Главное разработать систему, дать учителям программы и методические разработки. О многом мы ещё не умеем правильно говорить. Ведь не секрет, что русский язык оказался не подготовлен к, так называемой, сексуальной революции, произошедшей в стране в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. 

Также важно взаимодействие школы и медицинских учреждений для профилактики СПИДа и венерических заболеваний. Молодой человек, как правило, сталкивается с этой проблемой уже заболев. Чтобы этого не происходило, важно уже в детских поликлиниках объяснять подросткам тот вред, который они причиняют себе и окружающим ведя беспорядочный образ жизни, не пользуясь мерами предосторожности. Нужно также увеличить количество и качество наглядной агитации. Проводить разъяснительную работу и среди родителей. Поддерживать на государственном уровне общественные движения серьёзно занимающиеся данной проблемой. Например, ЯБЛОКО сотрудничает с молодёжным движением общественного Фонда "АнтиСПИД" "За здоровую Россию".

6. Что делается вашей партией для профилактики наркомании в молодёжной среде?

Для ответа на этот вопрос приведем отрывок из книги В.Борщева.

РЕПРЕССИИ ПОД ВИДОМ БОРЬБЫ С НАРКОМАФИЕЙ*

“ЯБЛОКО отмечает, что распространение наркотиков и рост заболеваний становится национальным бедствием России. Счет уже идет не на сотни и тысячи, а на миллионы. При этом 87% потребителей наркотиков – молодежь. 

Необходимость борьбы с этим страшным злом, как и с алкоголизмом, – важнейшая задача общества и государства. Первоочередными мерами должно стать пресечение каналов распространения и борьба со сбытом наркотиков. И одновременно усиленная государственная поддержка профилактики, лечения и реабилитации больных. Однако сложившаяся в последние годы ситуация вызывает у нас тревогу. Дело в том, что государство преследует в уголовном порядке не наркобаронов, а больных наркоманией.

Разумеется, мы за самые жесткие меры к распространителям наркотиков, к наркомафии. Но считаем совершенно необходимым исправить существующий перекос.

Государственная политика по борьбе с наркотиками ориентирована исключительно на наказание, а не на профилактику и лечение наркоманов. Бюджетные ресурсы идут только в систему правоохранительных органов, но не в здравоохранение. Это привело к тому, что сегодня в России содержатся под стражей уже около двухсот тысяч человек, обвиняемых в незаконном обороте наркотиков. Из них только около 8 процентов осуждены за сбыт. Все остальные – потребители.

Ошибочная, опасная политика была подкреплена принятым в 1998 году Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”. Создавая видимость борьбы с распространением наркотиков, закон практически загоняет болезнь вглубь и прежде всего лишает больных наркоманией возможности получить медицинскую помощь. Так, при крайней недостаточности государственных наркологических служб закон практически запрещает лечение наркомании в негосударственных лечебных учреждениях. С помощью закона наркотики становятся универсальным средством для преследования неугодных лиц, будь то экономические конкуренты или политические противники. Им подбрасывают наркотики как повод для возбуждения уголовного дела. 

В 1998 году к уголовной ответственности по статье 220 ч. 1, 2, 4 УК РФ (незаконное изготовление, приобретение, хранение наркотиков) был привлечен тульский фермер Николай Дубина – бывший председатель колхоза, отец многодетной семьи, никогда не замеченный в правонарушениях. В Москве Дубине было подброшено небольшое количество героина в тот момент, когда он прибыл на свидание со своими партнерами по бизнесу, которые должны были вернуть ему крупный долг. Он стоял, ждал партнера. К нему подошли люди в штатском. Скрутили руки, надели наручники, посадили в машину. А в машине у него “обнаружили” наркотики. Дубина был задержан якобы “в результате оперативных мероприятий”, в которых принимали участие сотрудники ОУР, ОНОП, УВД ЦАО. По их показаниям, они видели у него в руках какие-то пакетики. Дубина считает, что арест и уголовное преследование спланировали органы милиции по заказу его партнера по бизнесу Баранова и его компаньона Сочина, чтобы не возвращать проценты по кредиту, взятому Дубиной в Тулабанке. Если б не было впоследствии снято обвинение, то партнеры по бизнесу лет десять могли бы не отдавать долги кредитору.

Фабрикация уголовного дела Н. Дубины, к сожалению, лишь один из примеров “заказного” использования бизнесменами органов милиции в своих “разборках”. ЯБЛОКО отмечает, что в России складывается система массового попрания прав рядовых граждан теми органами, которые призваны защищать их от преступных посягательств. 

Журналисты “Вятского наблюдателя” собрали богатый фактический материал, доказывающий, что подбрасывание наркотиков в ходе обысков оперативными работниками (или до обыска негласными агентами милиции) носит массовый характер. Подбрасывают те наркотики, что остались от прежних судебных дел. Преследуются прежде всего граждане, отказавшиеся тайно сотрудничать с милицией. Кроме того, работники милиции обеспечивают своих негласных агентов наркотиками и наркотическим сырьем – для дальнейшей переработки и реализации. Негласных агентов привлекают и к даче ложных показаний на следствии и в суде для подтверждения обвинительной версии. Они участвуют в организации наркопритонов, вовлекают здоровых людей в потребление наркотиков, для того чтобы потом выдать их органам милиции как преступников. При всем этом прокуратура, другие контролирующие органы отказываются рассматривать многочисленные жалобы жертв милицейского произвола. По нашему мнению, в составе органов милиции образовались неподконтрольные действующие по своему усмотрению группы сотрудников милиции, которые должны заниматься борьбой с незаконным оборотом наркотиков, с наркобизнесом и наркомафией, а на самом деле борются с наркоманами – больными людьми, улучшая таким образом показатели своей работы.

Каков же выход? Депутатами ЯБЛОКА внесен в Думу проект закона о поправке в Уголовный кодекс РФ. Суть поправки в следующем: преступления, не связанные со сбытом, должны наказываться без лишения свободы с применением альтернативных мер наказания – штраф, исправительные работы. 

Наша установка такая: больных – лечить, наркобаронов – под суд.

У нас же посадить больного наркоманией почитается за честь. Но беда, что в тюрьмах наркоманов не лечат. По мнению врачей, для эффективного лечения одного наркомана требуется от 30 до 60 тысяч рублей. Естественно, колониям никто и никогда таких денег не выделял и не собирается выделять. Да и государственные лечебные центры ныне только снимают ломку, и все, но не лечат. В этом деле нужны серьезные меры и средства, особенно важно разработать государственную программу по профилактике и реабилитации.

ЯБЛОКО собрало 97 подписей под запросом в Конституционный суд о несоответствии ряда статей Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

В запросе, в частности, отмечалось, что запрет на лечение наркомании в негосударственных медицинских учреждениях и использование наркотических средств частнопрактикующими врачами противоречат статье 41 Конституции РФ, предусматривающей равные права государственной и частной систем здравоохранения. Это направлено против лечения больных, поскольку государственная наркология, по официальным данным, способна оказать реальную помощь не более 5% больных. В депутатском запросе есть еще одно очень важное положение. Закон предусматривает принудительное медицинское освидетельствование без решения суда, в том числе и в стационаре, что противоречит статье 22 Конституции. Это одна из многих репрессивных мер в законе, направленных не против сбытчиков, не против наркобаронов, а против рядовых граждан. ЯБЛОКО предупреждает, что из-за этой нормы закона мы все, граждане России, оказываемся в зоне риска. Под этим предлогом любого человека, отнюдь даже не наркомана, а так называемого “подозреваемого”, можно лишить свободы на неопределенный срок, смотря какое исследование будет выбрано. 

ЯБЛОКО за борьбу с наркоманией. Но ни в коем случае не за репрессии по отношению к больным под видом борьбы с наркоманией”.

ДОСУГ

1. Многие политические партии проводят молодёжные концерты. А ЯБЛОКО?

В молодёжной среде современная музыка имеет важное значение – выпускаются специальные журналы, выходят многочисленные программы на радио и телевидение, продаются тысячи кассет и компакт-дисков. Ежегодно по стране открываются сотни ночных клубов и дискотек, где выступают модные группы, но там же происходит знакомство молодёжи с наркотиками, приобщение её к криминальной среде. Нас это не может не волновать. Регулярно проводя молодёжные концерты акустической музыки и телемарафоны, мы стараемся предложить молодым людям иной досуг, чем "бутылочно-игольный". Пример московского "Яблока" показателен, в 1999 году на “Горбунке” был проведен фестиваль молодых рок-групп "С новым Роком!" гостями которого были: Сергей Галанин ("Серьга"), Николай Арутюнов ("Лига блюза"), Валерий Скородед ("Монгол Шуудан"), а также концерт акустической музыки, в котором участвовала Ольга Арефьева ("Ковчег"), Умка и др. 

2.Что делается "Яблоком" для развития массового спорта?

Здоровый образ жизни. Конечно, это понятие у всех навязло на зубах, но снижение уровня здоровья нации, рост хронических заболеваний – тревожный показатель. ЯБЛОКО всячески поддерживает массовый спорт. Именно массовый. Мы отрицательно относимся к искусственной государственной поддержке профессионального спорта, и считаем ,что он может и должен жить самостоятельно. Мы, как и все, платим налоги и хотим, чтобы на наши деньги государство заботилось о здоровье простых граждан, а не создавало многочисленные профессиональные объединения, на соревнования которых мало кто ходит. На счету нашего объединения проведение многочисленных слётов, пробегов, марафонов, турниров. Также мы помогаем в приобретении спортивного инвентаря, как, например, в печально известном Будённовске. Содействуем в строительстве спортивных площадок. Но здоровый образ жизни – это не только здоровое тело. Мы понимаем, что ничем не занятая молодёжь социально нестабильна. Поэтому мы сотрудничаем с подростковыми клубами и Домами творчества, организуем конкурсы и фестивали, создаём "Центры труда и досуга", как, например, в г. Югорск, Ханты-Мансийского округа, где в такой центр вошли: конная секция, мотосекция, парашютная секция, молодёжное агентство по трудоустройству и социальный психологический центр.

3.Многие молодые люди не найдя себе место в современном обществе уходят в религию, часто это – тоталитарные секты. Что делается " Яблоком" в этом направлении?

Мы считаем, что религия – это важнейшая часть духовного наследия человечества. Роль религии, возрастающая по мере развития сближения науки, философии и религии, особенно велика в предотвращении войны. Мы не просто разделяем, но активно защищаем в политике и в жизни принципы, которые исповедуются всеми религиями, - принципы добра, любви и нравственности. Мы будем поддерживать всех граждан и все религиозные объединения, которые разделяют эти принципы, защищают человеческую личность, и рассчитываем на понимание нашей позиции со стороны церкви. Но это не относится к тоталитарным сектам, подавляющих человеческую личность. Мы боремся и призываем бороться с эти уродливым явлением. В качестве примера мы хотим привести заметку из газеты "Цвет яблока", выпускаемой ММЯ (Московским Молодёжным Яблоком).

"ВСЕ ПРОТИВ СЕКТ"

Пермское молодёжное ЯБЛОКО под руководством Михаила Уткина договорилось о сотрудничестве с духовным управлением мусульман Прикамья.

При содействии молодых "яблочников" был создан межконфессиональный совет, объединяющий шесть традиционных конфессий Западного Урала, готовится проект областного закона о религиозных организациях, ряд конференций, в том числе и по проблеме тоталитарных сект. А такая проблема действительно остро стоит в Перми: пользуясь попустительством областных властей, секты развернули здесь активную деятельность; чего стоят связи бывшего мэра Перми с сайентологами. Поговаривают и о связях с тоталитарными сектами нынешнего областного руководства. Поэтому не удивительно, что мусульмане, играющие при поддержке православных наиболее активную роль в антисектантской деятельности, уже начали испытывать определённые "неудобства": были случаи необоснованного отказа регистрации мусульманских общин областными властями. 

Впрочем, иногда определить, кто кому секта, а кто религия, далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Хочется надеется, что уж межконфессиональных разборок России удастся избежать.”

4.Что делается для приобщения молодых людей к российской культуре?

Мы понимаем, что наши дети не простят нам, если достижения российской культуры будут потеряны, если они будут низведены до уровня экзотики. В наших планах:

  1. Общенациональная программа развития культуры и искусства.
  2. Работа с библиотеками. (Мы уже помогаем с комплектацией более пятидесяти библиотекам нашей страны).
  3. Развитие нашего кинематографа.
  4. Помощь музеям, театрам и давно забытой художественной самодеятельности.
  5. Возрождение народных промыслов и ремёсел. (Организация художественных выставок и экспозиций творчества детей, подростков и молодёжи). 
Молодежь на избирательном участке*

“История выборов в России породила несколько бесспорных для специалистов утверждений: пенсионеры голосуют за коммунистов, молодежь - за демократов; пенсионеры дисциплинированно ходят на выборы, молодежь – столь же дисциплинированно их игнорирует, поэтому исход кампании решают старшие возрастные группы.

Мы не так давно были свидетелями того, как умело воспользовались этими тезисами технологи из предвыборного штаба Б.Ельцина. Они понимали, что рейтинг действующего президента крайне низкий. Еще в феврале согласно данным всех опросов населения Б.Ельцин проигрывал выборы Г.Зюганову. Поэтому кремлевский штаб не стал тратить силы впустую и пытаться переубедить весь электорат изменить свое мнение (определенные усилия конечно же предпринимались, но не им отводилось решающее место), а предпринял целенаправленную атаку на молодежь. Широкомасштабная акция “Голосуй – или проиграешь!”, создание по всей стране клубов “Включись!”, проведение фестиваля “Молодежь – на выборы” 12 июня в Кремлевском Дворце Съездов, авторалли, агитпоезда с популярными эстрадными певцами и артистами, бесплатная лотерея “Приз молодому избирателю”, дискотеки, право на бесплатное посещение которых получал каждый проголосовавший молодой человек в возрасте до 25 лет, – вот те стрелы, которыми Амур в образе Б.Ельцина пытался достичь сердца возлюбленной (молодежи). Все это сопровождалось нагнетанием чувства опасности возврата к закрытому обществу, талонам и прочим “радостям”, оставшимся в детских воспоминаниях и рассказах родителей тех, кому в 1996 году было 20-25 лет. 

Расчет оказался безошибочным: сначала создать биполярную ситуацию выбора – вперед к демократии (гарантом которой является действующий президент) или назад к социализму, а затем возложить ответственность за это на молодежь. Новизна заключалась не в методах, а в самой идее кампании – избирателей напрямую не агитировали голосовать за Б.Ельцина, а лишь призывали воспользоваться своим правом на выбор. Результат налицо – своей победой президент обязан молодежи. Если в 1995 году во время выборов в Государственную Думу до избирательных участков добрались лишь 15-20 процентов молодых, то на выборах президента эта цифра увеличилась до 60 процентов. Причем, среди студентов показатели участия в голосовании еще выше: примерно 80%. В Челябинске более 90 % юношей и девушек в возрасте восемнадцати лет “выполнили свой гражданский долг”.

Сейчас, на старте новой избирательной гонки, многим партийным лидерам хотелось бы повторить успех президентской команды в 1996 году. “Центристы” и “правые” уверены, что повышение электоральной активности населения автоматически обеспечит им места в новом парламенте. Ведь к урнам на избирательных участках приходят новые люди. Теперь уже вряд ли можно говорить о засильи пенсионеров. К молодежи апеллируют многие политики, вновь призывая защитить свои права и дать бой реакции. Шумно начавшаяся в июле кампания “Правого дела” во многом стала ремейком девяносто шестого года. Николай Фоменко и компания совместными усилиями с Б.Немцовым и И.Хакамадой вновь собирают полные стадионы и площади в различных городах России. Панель-кронштейны “Ты прав!” украшают улицы столицы. Конечно, это вызывает справедливое раздражение и беспокойство у представителей других партий и блоков. Наверняка, в ближайшие месяцы нас ждут новые попытки привлечь симпатии молодежи со стороны других избирательных объединений, считающих себя олицетворением прогрессивных сил общества.”

Заключение

Широко распространенно мнение, что политика – дело грязное, и молодёжи в ней делать нечего. Этому показатель – аполитичность молодого поколения. Но так же известно, что если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой. И по молодёжи, как социально уязвимой части общества, эта горькая истина ударит особенно больно. Карту молодежи будут разыгрывать самые разные партии и именно молодежь окажется в перекрестье интересов самых разных, иногда противоположных политических сил.

Позиции ЯБЛОКА, изложенные в этой брошюре – это не предвыборные обещания. Это то, чем фракция и партия занимается в своей повседневной работе. 

Современным молодым людям досталось нелёгкое переломное время, и никто другой, кроме них не может противопоставить разрушению страны, коррупции, бандитизму, наркомании, убийствам в армии – другие ценности. Мы готовы помочь им в этом, потому что понимаем, что сотрудничество должно быть двусторонним, что молодёжные реформы без активного участия молодёжи, неэффективны и, даже, вредны. И мы с благодарностью примем ваши предложения, поправки и замечания по вышеуказанным темам и по темам, которые, по вашему мнению, мы упустили.

Приложение. Молодёжь новой России:
Какая она? Чем живет? К чему стремится?*

“Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся 
упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более, чем упреки древних египтян.” 
(Из доклада)
1. В своих стремлениях, ценностях и жизненных целях молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить скорее о преемственности, чем о кризисе ценностей и какой-то особой меркантильности современной молодежи. Особенно наглядно это проявляется в том, что касается базовых ценностей (что важно в жизни, и к чему 
в ней следует стремиться обязательно, а чем можно и пожертвовать). Наиболее важными для современной молодежи оказываются возможность заниматься любимым делом и создать счастливую семью. 

При всей близости базовых ценностей молодежи и старшего поколения ряд “инструментальных” ценностей, отвечающих не столько на вопрос “что в жизни важнее”, сколько на вопрос “в каких условиях и как реализовать эти жизненные цели”, демонстрируют основное направление изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. Главное в реальном ценностном сдвиге — слом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, и формирование индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек “сам себя делающий”, а следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

2. Материальное благосостояние молодежи становится всё лучше в отличие от благосостояния поколения их “отцов”, и не удивительно, что молодые люди гораздо оптимистичнее оценивают для себя последствия нынешних экономических реформ. Главная причина этого в том, что основная масса молодежи и профессионально, и организационно, и психологически легче адаптировалась к новым общественно-экономическим отношениям и быстрее нашла способы зарабатывать на жизнь, чем старшее поколение. При этом на плохое материальное положение жалуется прежде всего молодежь, работающая на государственных и приватизированных предприятиях. Наилучшее положение у молодежи, занятой на частных предприятиях.

Различия между благополучной и неблагополучной молодежью углубляются и закрепляются. У молодежи, занятой на частных предприятиях, материальное благосостояние улучшается, а у занятых на государственных предприятиях ухудшается. Не случайно из числа тех, кто уже работает на частных предприятиях, вернуться на государственные предприятия не хотел бы почти никто, зато половина молодежи, работающей на государственных предприятиях, хотела бы уйти на частные. Фактически среди работающих на госпредприятиях идет формирование новых “низов” общества, концентрация “неблагополучной” молодежи.

В целом относительно благоприятное положение молодежи (в сравнении со старшим поколением) не означает, что она всем довольна и у неё нет никаких проблем. Больше всего молодежь боится сегодня остаться без средств к существованию. Страшится она и разгула преступности, потери работы и невозможности найти её после окончания учебных заведений. Боится остаться без друзей, а также возможных попыток властей ограничить свободу её действий.

3. В группе ценностей морального плана, при достаточно большой преемственности, наблюдаются определенные изменения, которые не могут не насторожить. В целом, опрос показал, что представления о тотальном аморализме современной молодежи и широкой распространенности различных негативных форм поведения сильно преувеличены. Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи и обман ради достижения собственных целей. Что касается форм бытовой и экономической девиации (употребление наркотиков, гомосексуализм, дача взяток и т.д.), то они затронули небольшую часть молодых россиян. Однако тревожно весьма толерантное отношение к ним в молодежной среде. Даже к наркомании, которая из всех форм девиантного поведения встречает наибольшее осуждение среди молодежи, лояльно относится около 20% молодых россиян.

Распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего — среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из “низших” слоев общества и не смогла получить даже среднего образования. Каждая из форм отклоняющего поведения имеет свои особенности распространения и свои “группы риска”. При этом многие из форм бытовой девиации концентрируются в среде сельской молодежи.

4. Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет её частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием. Как показало исследование, следует вести речь не просто о молодежи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения. Попытка типологизации с учетом особенностей межличностного общения, развлекательно-рекреационных контактов и общественной деятельности позволила выделить шесть основных типов молодых россиян, различающихся характером, интенсивностью и направленностью их социальных связей. Один из этих типов, составляющий примерно треть современной молодежи России, очень близок по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран.

5. В трактовке политического облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности. Политическое участие главным образом концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина. В то же время аполитичность молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых россиян хотя и эпизодически, но все же следят за происходящими в стране событиями. Кроме того, по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес молодежи к политике растет. Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют ее представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во власти. Картина конкретных политических установок и ориентаций молодежи весьма пестрая, но при всех издержках современной жизни и убеждении, что реформы проводятся отнюдь не в её интересах, молодежь все-таки не склонна к полному отрицанию сегодняшней российской действительности, в равной степени как и тех событий, которые отделяют “старое” время от “нынешнего”. При этом относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально-рыночным ценностям, менее благополучная — к национал-патриотическим, неблагополучная — к социалистическим.

6. Менее ярко выражены, по сравнению с более старшими возрастными группами, предпочтения молодежи в отношении основных идейно-политических течений. Лишь треть молодых россиян смогла как-то себя индентифицировать в системе координат современного идеологического и идейно-политического спектра. Остальные отнесли себя либо к сторонникам сочетания различных социальных идей (либерализма, социализма, русской самобытности), либо не симпатизируют ни одному идейно-политическому течению. Архаичное деление общества на “коммунистов” и “реформаторов” в меньшей степени соответствует ментальности современной молодежи, нежели более политизированного старшего поколения.

7. В целом, в молодежной среде господствует плюралистическое и толерантное отношение не только к различным стандартам поведения, но и к разным типам идеологий, включая религиозные взгляды. Экстремизм, нетерпимость, агрессивность, являющиеся питательной основой фашистской идеологии, у подавляющей части российской молодежи отсутствуют. Несмотря на наличие отдельных “очагов”, где имеются сторонники фашистской идеологии среди молодежи, сколь-либо серьезной социальной базы в России у этого явления в настоящее время нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем.

8. Подавляющее большинство среди молодежи — это те, кто коллективным формам социального протеста предпочитает индивидуальную адаптацию к возможному ухудшению условий жизни. Однако в некоторых социальных группах молодежи уровень протестного потенциала относительно высок. Это, прежде всего, жители села, офицеры армии и милиции, работники сферы услуг и торговли, гуманитарная и творческая интеллигенция. Причем, это не только те, кто не вписался в нынешние реалии, но и те, кто считает свое сегодняшнее материальное положение вполне благополучным, и кому уже есть, что терять. 
И тем не менее, даже при ухудшении социального фона, вероятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика, прежде всего, из-за низкого уровня ее самоорганизации, отсутствия субъектов, способных консолидировать хотя бы наиболее активную её часть.

9. Чувство национализма в целом не свойственно молодежи (как и старшему поколению) России. Если и есть отдельные его проявления, то они выступают скорее следствием противоречий, порожденных происходящими в России социально-экономическими и политическими изменениями, чем собственно этническими “фобиями”. Основная “мишень” для россиян сегодня в плане этнической неприязни — представители национальностей, населяющих Кавказ, и, прежде всего, чеченцы.

10. По отношению к религии молодежь мало отличается от старшего поколения. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Вместе с тем, растет её увлечение различными формами нетрадиционной религиозности, новыми “паранаучными” верованиями. Большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, предпочло бы, чтобы они четко определили свое место в общественной жизни и функционировали в рамках своей компетенции. При этом, в отличие от некоторых религиозных руководителей, молодежь, как, впрочем, и старшее поколение, не соглашается с идеей исключительности одной религии. За равенство религий выступает большинство во всех возрастных группах.
 
Молодое
поколение
Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, в %
Старшее
поколение
64,9
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит
прежде всего от меня
40,5
35,1
От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация
будет в стране
59,5
49,4
Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс
37,3
50,6
В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно
строить свою карьеру
62,7
53,9
Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого
не хочет, пусть живут бедно — это справедливо
46,0
46,1
Надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел должны
помогать и заботиться о тех, кто не преуспел
54,0
59,0
Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни
53,7
41,0
Главное в работе — это сколько за нее платят
46,3
32,4
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того,
как они получены
18,0
67,6
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем
82,0
70,5
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл
58,5
29,5
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна
41,5
60,7
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше,
чем жить как все
45,9
39,3
Жить как все, лучше, чем выделяться среди других
54,1
43,8
Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо
драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые
нормы морали
24,2
56,2
Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы
75,8
 

Содержание
ОБРАЗОВАНИЕ
АРМИЯ
СЕМЬЯ
РАБОТА
ДОСУГ
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Книги]
[Программные документы] [Выборы-1999] [Молодежное ЯБЛОКО]

info@yabloko.ru