[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Книги]
[Программные документы] [Выборы-1999] [Молодежное ЯБЛОКО]
Молодежное движение "Яблоко"
 "Яблоко" для молодежи
Отвечаем на Ваши вопросы
ноябрь 1999 года
Содержание
ОБРАЗОВАНИЕ
АРМИЯ
СЕМЬЯ
РАБОТА
ДОСУГ
Молодёжная политика ЯБЛОКА в двух словах

Мы не выступаем за создание государственных программ или специальных органов по молодежной политике. Вместо этого мы реально боремся за разумное решение проблем молодых людей. Мы предлагаем:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ. Гарантия бесплатного качественного обучения в школах, училищах, ВУЗах. Возможность выбора направленности образования уже в школе. Гарантии полноценного финансирования образования.
  2. АРМИЯ. Мы за отказ в перспективе от призыва. Служба в армии – добровольна, на контрактной основе. Армия – это уважаемая, высокопрофессиональная работа. А пока переход к профессиональной армии не совершен, мы боремся за право альтернативной службы.
  3. СЕМЬЯэто стабильный институт, всесторонне поддерживаемый государством и ответственность самих молодых людей.
  4. РАБОТА. Расширение возможностей трудоустройства молодых специалистов, зарплата без задержек, поддержка трудовой деятельности студентов, подростков.
  5. ДОСУГэто физическое, интеллектуальное и нравственное развитие. 
ОБРАЗОВАНИЕ

Главное достояние любой страны – это её люди, без них она лишь большой кусок земли, безликая территория. Люди – вот кто делает страну страной. Но что стоит голый человек на пустой земле? Человечество издревле пыталось передавать свой опыт от поколения к поколению, так, постепенно, возникла система образования. Потребность в знании очевидна. И государство, пускающее на самотёк проблему образования своих граждан, обрекает себя на возвращение в первобытное состояние.

Объединение ЯБЛОКО считает поддержку просвещения одной из своих важнейших задач. Мы убеждены, что становление благополучного общества в России, неотделимо от понимания того, что любая свобода без комплекса знаний и умений – хаос, чёрная дыра, где безвозвратно исчезают духовные и материальные накопления нации. Сегодняшняя ситуация в стране наглядно это показывает. 

1. Школе сегодня не хватает денег. Что предлагает партия ЯБЛОКО для решения этой проблемы?

Партия ЯБЛОКО выступает за немедленное принятие подготовленного ей Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование", который бы определил смысл и содержание федеральных образовательных стандартов, продекларированных законом " Об образовании" с 1992 г., Конституцией РФ, но до сих пор не принятых. Это поможет:

  • Защитить бюджетные образовательные средства от нецелевого расходования или, проще говоря, от разбазаривания и разворовывания.
  • Реализовать права школы как юридического лица. Ведь именно муниципальная школа является наглядной моделью гражданского общества. На сегодняшний день, только 3% школ имеют собственные счета. А, значит, не в состоянии проводить самостоятельную финансовую политику. Это неправильная ситуация, ведь школа может и должна частично самофинансироваться.
  • Ввести образовательные сертификаты, дающие родителю право выбора любой школы города.
  • Ввести образовательные стандарты, которые дают необходимый для жизни набор знаний и навыков, но не позволяют донельзя раздувать школьную программу.
  • Дать детям бесплатные учебники и наладить повсеместные бесплатные завтраки в школах. 
  • Наладить своевременные выплаты зарплаты учителям. Нищенствующие учителя – это беда и позор нашей страны. Нужно ввести экономическую ответственность за задержки по выплатам зарплаты. Специальный закон на эту тему подготовлен и внесен ЯБЛОКОМ в Государственную Думу.
2.Что такое, по-вашему, современная школа?

Современная школа – это образование, отличающееся наличием реальных жизненных навыков. Несомненный перевес теории над практикой дал странное положение вещей – человек учится одиннадцать лет и выходит из стен школы абсолютно беспомощным, нуждающемся в дополнительном образовании. На наш взгляд всякая школа должна строить свою работу так, чтобы каждый школьник:

  1. Мог уверенно изъясняться на родном языке в любых жизненных ситуациях;
  2. Умел грамотно писать;
  3. Знал фундаментальные законы природы, освоил основные современные научные знания;
  4. Знал основы российской и мировой истории и культуры, мог оценить отечественное культурно-историческое и духовное наследие;
  5. Знал свои гражданские права и умел их отстаивать;
  6. Понимал свои обязанности как гражданин;
  7. Уверенно знал как минимум один иностранный язык;
  8. Приобретал и развивал в школе навыки общения, культуры спора, уважения к противоположной стороне;
  9. Имел возможность в школе получить водительские права. 
  10. Имел элементарные навыки работы с бытовой электроаппаратурой, оргтехникой и т. д.
  11. Владению компьютером. Последний пункт особенно актуален в связи с возросшей компьютеризацией всех сфер современной жизни. И надеемся, что добьёмся, чтобы в каждой школе был хотя бы один компьютерный класс.
Осуществление данной программы даст школьнику большую уверенность по выходу из стен родной школы, снимет стресс при получении дальнейшего образования и увеличит возможности трудоустройства.

3. Тут возникает вопрос об экспериментальной области в педагогике.

Один из принципов, провозглашённых нашей партией, это вариативность и многообразие форм образования плюс серьёзное обеспечение деньгами, кадрами, оборудованием и т. п. По идее, школа должна помочь ребёнку, найти область, где особенно талантлив, и развивать его способности дальше. А что происходит на самом деле? Российскому школьнику, вне зависимости от того гуманитарий он или "технарь", вдалбливают одинаковый объём знаний как по литературе, так и по физике. Мы предлагаем ввести повсеместно дополнительные программы в каждой школе, учитывающие склонности учеников. В старших классах вполне возможно ввести специализацию по выбору учащегося или его родителей. Хотим заметить, что мы говорим об обычных школах, а не о специализированных, в которые, порой, очень трудно поступить. Объединение ЯБЛОКО - за эффективную современную школу.

4. Как Вы относитесь к платным школам?

Платное образование – это не панацея. Наоборот, всё больше настораживает увеличение числа платных учебных заведений. Объединение ЯБЛОКО уверенно, что в ближайшие 4 года можно добиться возрождения качественного бесплатного образования за счёт правильного распределения налогов. Российский школяр, за те восемь или одиннадцать лет, проведённых в школе, должен не боятся, что в какой-то момент, его родителей попросят выложить определённую сумму за обучение. То же относится и к студенчеству. Платное образование пусть будет, но не за счёт бесплатного. К тому же ещё плохо разработана система лицензирования платных образовательных учреждений – это грозит тем, что молодой человек может выйти из стен такой школы не имея даже справки об её окончании. В данной ситуации нужен жёсткий государственный контроль за выдачей лицензий на право обучения.

5. Будет ли 12-летняя школа? Нужна ли она?

ЯБЛОКО не поддерживает "модную" нынче идею срочного и поголовного перехода к двенадцатилетке – слишком она "сыра" как в правовом, так и в материальном отношении. Объединение считает, что введение лишнего года не приведёт (как это обещают апологеты “12-летки”):

  1. К снижению преступности в молодёжной среде, как это полагают сторонники двенадцатилетки. Не накручиванием количества лет нужно бороться с преступностью, возросшей за последние пять лет в два раза. Так можно ратовать и за двадцати-, сорока-, да что там, пожизненное среднее обучение!
  2. К безусловному признанию западными странами, где обучение двенадцати- и тринадцатилетнее, российского документа о среднем образовании. Те более, что в июле 1999 года вопрос о конвертируемости наших дипломов в большинстве европейских стран был решён.
  3. К уменьшению безработицы среди педагогов, так как считается, что в связи с демографическим кризисом, количество детей в школах сократится на 30%. Но если продолжать платить учителям нищенскую зарплату или не платить её вовсе, то положение не поправит даже то, что если бы женщины стали рожать по двойне четыре раза в год.
  4. К улучшению здоровья учащихся, распределив их нагрузку не на одиннадцать, а на двенадцать лет. Но школьная программа за последние годы настолько разбухла, хватит не на одно десятилетие. Проблема не в количестве часов, а в качестве образования: один интересный урок стоит десяти скучных, и поэтому, малоэффективных, отнимающих здоровье ученика.
Зато это приведёт к потере "запасного" года для юношей, стремящихся не попасть в армию. Закончив школу в восемнадцать лет и не поступив в институт, они не смогут повторить попытку.

6. Говорят в ВУЗ не поступить без тугого кошелька. Что ЯБЛОКО делает для обеспечения доступности высшего образования?

С каждым годом разрыв между средней школой и Вузом увеличивается. Для поступления в институт мало хорошо учиться в школе. ВУЗ, не доверяя школьным знаниям, создаёт систему "двойных экзаменов": первые выпускные, вторые – вступительные. Из этого произрастают различные нарушения и ущемления прав. Поступление, даже на бесплатной основе, приводит к заметному похудению родительского кошелька. Это и дорогостоящие подготовительные курсы, и не менее дорогие репетиторы, которые выбираются не по уровню знаний, а по принадлежности к тому Вузу, куда поступает абитуриент. Яблоко предлагает в корне пересмотреть существующую порочную систему и:

  1. Резко сократить количество устных экзаменов, так как их трудно подвергнуть экспертизе.
  2. Усилить контроль над анонимностью письменных работ.
  3. Запретить какие-либо досрочные тестирования и экзамены.
  4. Создать институт уполномоченных по правам абитуриента и родителей абитуриента.
  5. Чтобы не ущемлять права абитуриентов в сельской местности, разработать систему "представлений", которые могут рассылаться в несколько высших учебных заведений и рассматриваться как заявление на обучение в нём без личного присутствия человека.
7. Молодые люди часто хотят продолжить своё профессиональное образование, но нет денег. Можно ли бесплатно получить второе высшее образование?

По инициативе ЯБЛОКА, были внесены дополнения в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на сохранение за студентами, поступившими в Вуз по конкурсу и успешно обучающихся, права на бесплатное высшее профессиональное образование третьей ступени, обеспечения пропорциональности в числе платных и бесплатных мест на всех ступенях высшего профессионального обучения.

8. Многие одарённые дети, в силу финансового положения или отдалённости места проживания, вообще не могут продолжить своё обучение. Как быть с этой проблемой?

Мы считаем, что уже сейчас необходимо создать систему поддержки одарённой молодёжи для образования её в Вузах независимо от финансового положения и района проживания. Вполне возможно создание государственного фонда поддержки талантливой молодёжи, также мы не отрицаем и частные инициативы. 

В перспективе же у нас вот что: современные компьютерные технологии, и в частности Интернет, позволяют проводить дистанционное обучение как учащихся из отдалённых районов, так и школьников и студентов с ограниченными физическими и психическими возможностями. Мы – реалисты, и понимаем, что к сожалению компьютеров ещё пока мало, но в этом - фундаментальное решение проблемы равных возможностей по образованию независимо от места проживания и состояния здоровья учащегося.

9. Наряду с государственными училищами, техникумами, Вузами появляются всё больше и больше негосударственных, коммерческих. Не приведёт ли это к снижению качества образования?

Как уже было сказано, ЯБЛОКО выступает за многообразие и вариативность, мы против прежней закостенелой системы. Другое дело - оценка уровня профессионализма молодых специалистов, выпускаемых платными Вузами. Порой он не дотягивает до желаемого уровня. Но государство, всё равно в ответе перед своими молодыми гражданами за качество преподавания в небюджетной школе – ведь именно оно даёт им зелёную улицу, аккредитируя их и аттестируя.

10. Известно, что в Вузы идут, порой, по самым разным причинам и не всегда тяга к знаниям стоит на первом месте.

За примерами далеко ходить не надо. Молодой человек, чтобы "закосить" от армии поступил в педагогический институт. По выпуску, пошёл работать в сельскую школу, чтобы получить дальнейшую отсрочку. В школе ему скучно, к детям он равнодушен. Уровень знаний таков, что вопрос надо задавать так: "Уж не седьмого ли ноября, дети, произошла Октябрьская революция?", но сам и не пытается ничего изменить. Кому нужен такой специалист? И это далеко не единичный случай. Одним из базовых принципов партии ЯБЛОКО – профессионализм. Профессионализм не на бумажке, а в реальной жизни. Чтобы таких примеров стало меньше наше объединение предлагает комплекс мер по реформированию армии. Мы считаем, что хороший солдат, лучше незаинтересованного преподавателя, врача , архитектора. 

АРМИЯ

1.Не помешает ли призыв на военную службу получению образования?

Для получения среднего специального и высшего образования отсрочка предоставляется два раза по двум образовательным уровням (в действующей ранее норме предусмотрена одна отсрочка). Таким образом, закон позволяет гражданину последовательно получать образование трёх уровней: от ПТУ или техникума до аспирантуры (Статья 24). Кроме того, в закон была внесена правовая норма предусматривающая повторное поступление в образовательное учреждение, перевода из одного учреждения в другое, и использование академического отпуска.

2.Что делается для принятия закона об альтернативной службе?

В 1994 году был разработан проект Федерального закона "Об альтернативной службе", который был принят в первом чтении 14 декабря 1994 года. Концепция этого закона – приоритет прав и свобод граждан. Проект этот так и не был принят ни в 1994, ни в1995 годах. Работа же над новым законопроектом идёт крайне медленно – он даже ещё не представлен Совету Государственной Думы. И судя по всему этим составом он уже принят не будет. Поэтому, гораздо разумнее было бы продолжать вести работу по усовершенствованию новой редакции закона, а его принятие отложить до формирования следующего состава Гос. Думы.

3. Возможно ли прохождение службы по контракту вместо военной службы по призыву?

Возможно. Взамен службы по призыву, каждый гражданин, по достижению им 18 лет, может заключить контракт на 3 года о прохождении военной службы в случае выполнения требований по медицинским и профессионально-психологическим показателям применительно к конкретной воинской специальности на которую и заключается данный контракт. Также требования предъявляются к уровню образования, к профессиональной и физической подготовке.

4. Что предлагает "ЯБЛОКО" для искоренения "дедовщины"?

По нашему мнению, для борьбы с неуставными отношениями в армии могут быть приняты следующие меры:

  1. Сокращение срока службы в армии по призыву. Мы считаем, что вполне реален переход в ближайшие 2-3 года с двухгодичного срока к полуторагодичному, а в последующие 2-3 года и к одногодичному. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Наша фракция готова будет внести такие поправки.
  2. Переход на комплектование армии на добровольной основе. Указ Президента РФ, вышедший в мае 1996 года, и декларирующий отказ от призыва и переход на добровольный метод комплектования по контракту в 2000 году, был явно предвыборным ходом и выполнятся не будет. По нашему мнению такой переход должен осуществляться постепенно. И только в зависимости от финансово-экономического положения в России, можно будет перейти на полностью добровольный метод комплектования.
  3. Возможность территориального принципа призыва в Вооружённые Силы, когда призывники будут служить в том регионе, где они призывались. Конечно, сделать это нелегко, так как территория России огромна, и к тому же, неоднородно заселена. Из этого следует принцип гармоничного сочетаниятерриториального и экстерриториального призыва. Так, например, призыв в Сухопутные войска может осуществляться, в большинстве случаев, территориально, а в Военно-Морской Флот – по экстерриториальному принципу.
  4. Всесторонняя поддержка Комитетов солдатских матерей. Мы тесно сотрудничали и сотрудничаем со многими региональными Комитетами. Например, в Мурманске, во время войны в Чечне, ЯБЛОКО участвовало в оказании юридической помощи родителям, призывникам и солдатам, находящимся в зоне военных действий. В самые трудные дни мы организовали "горячую линию", по которой родители могли узнать, в какой части служит их сын, разъяснялись их права.
Также, можно принять частичные меры для ослабления "дедовщины". Известно, что её вопрос особенно остро встал тогда, когда на службу стали призываться молодые люди, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершённые ими преступления. Это было большой ошибкой. И в соответствии с новым Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 2, статья 23), не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание за совершённые преступления, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также, в отношении которых дознание или предварительное следствие или уголовное дело которых передано в суд.

Мы не беспочвенно надеемся, что таким образом, отсекая от армии преступников, явных и потенциальных, обстановка в Вооружённых силах разрядится.

5.Не приведёт ли сокращение численности состава нашей армии к снижению уровня боевой готовности?

Наоборот, как не парадоксально, продолжение сокращения численности состава Вооружённых Сил, причём, в основном за счёт военнослужащих по призыву – это один из способов повышения уровня боевой готовности армии. При этом, предлагается создать высокомобильные соединения постоянной готовности (это касается Сухопутных войск, ВВС и ВМФ; стратегические ядерные силы и сейчас находятся в постоянной боевой готовности), остальные же части и соединения могут быть кадрированы, то есть иметь в мирное время 50-60% личного состава и 90-100% вооружений и военной техники.

АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ПРИЗЫВНИКА*

“Ситуация в российской армии сейчас продолжает оставаться в центре общественного внимания. Именно армия оказалась той сферой, в которой нынешний экономический, политический и моральный разлад российской общественной жизни проявил себя исключительно четко и болезненно.

Разговоры о реформе в армии ведутся далеко не первый год. Даже беглый просмотр периодики хотя бы за последние десять лет показывает, что все обсуждаемые сегодня проблемы проявились уже тогда, в самом начале драматических событий, до сих пор происходящих с нашей страной. Тот же просмотр показывает, что проблемами армии за это время всерьез никто не занимался. Да, были пикеты, были законодательные инициативы, были законы. Что-то осталось, что-то вернулось на круги своя, что-то появилось или все никак не может появиться. Однако в целом сложности с армией остаются неизменными: неуставные отношения, мутировавшая безобразных масштабов дедовщина, деградация офицерского состава, отказники. Можно сказать, мы живём в одной из немногих стран, где почти всё мужское население оттянуло, тянет или будет тянуть двухлетний, по крайней мере, срок заключения, именуемый "конституционной обязанностью", то бишь призывом на срочную службу в армию. Теперь попытаюсь это обосновать.

В России армия всегда пользовалась особым почетом и уважением. И потому служба в ней была долгом чести.

Сейчас же из армии бегут. Матери, начиная с 14-летнего возраста сыновей, живут в страхе перед грядущим через несколько лет призывом. И есть от чего. Ежегодно из-за надругательств “товарищей по оружию” в армии гибнут сами, расстреливают других и попадают под трибунал, идут по статье “дезертирство” солдаты срочной службы. 

По результатам 22 проведенных в 1998 г. "прокурорских десантов" возбуждено 396 уголовных дел, в том числе 211 - о неуставных проявлениях, выявлено и поставлено на учет 283 ранее сокрытых преступления, восстановлены права нескольких тысяч военнослужащих. 

Одновременно с этим, совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратурой, впервые в войсках проведены социологические исследования по изучению латентной преступности и формирующих ее криминологических факторов. ... Исследования, в частности, показали, что более 30% преступлений остается за пределами статистической отчетности из-за их сокрытия воинскими должностными лицами. 

"Пайка", "баланда", "опер", "кум", "разборка" и многие другие термины из лагерного обихода ныне прочно внедрились в армейский быт. В солдатских казармах воинские уставы постепенно заменялись законами воровских зон, получившими снисходительное наименование "дедовщины". Как такое могло произойти с армией? Когда она так круто изменилась? 

Это произошло тогда, когда в нее стали призывать мальчиков, которые родились во время войны. Понятно, их было мало, и руководители нашего государства, вместо того, чтобы учесть это естественное изменение, приняли решение призывать в армию уголовников. Достаточно было десяти лет, чтобы эти люди изменили моральный климат в армии. Почти сорок лет армия принимала людей, которых и близко нельзя было подпускать к Вооруженным Силам. Вина государства, что оно допустило такое разложение в армии. В последние десятилетия скандально известные "любера", "казанские", "уральские", "иркутские" и прочие завсегдатаи детских комнат милиции, надев полевую форму, становились урками в погонах. Они окончательно насадили в войсковых подразделениях свои блатные порядки. Теперь болезнь поразила все, даже считающиеся элитными, части. Каково же там парням, выросшим в добропорядочных семьях и к восемнадцати годам не нахватавшимся "крутых" навыков?

Союз солдатских матерей называет следующие причины бегства из вооруженных сил: 

На первом месте - неоказание медицинской помощи (в том числе и больным туберкулезом). Затем - систематические побои, пытки и бесчеловечное обращение со стороны военнослужащих и начальства, далее - сексуальные домогательства. 

Вот лишь несколько примеров:

4 июля 1998 года рядовой Николай Ярославлев ушел из части после зверского избиения. Два дня он отлеживался на крыше близлежащего дома, истекая кровью. 8 июля добрался домой, к матери. Следы побоев были налицо. Акт судебно-медицинского освидетельствования есть. Обращались в военную прокуратуру Толльятинского гарнизона, по мер пока никаких не принято. 

22 августа рядовой Андрей Шокин с другом самовольно оставили воинскую часть в Реутово Московской области из-за того, что его зверски избивал сержант. Через три дня Андрея вернули в часть, на сержанта завели уголовное дело. Товарищи обидчика стали издеваться над Андреем, пригрозили убить. Его перевели в другую войсковую часть, но там тоже все узнали и стали избивать. 29 октября Андрей Шокин снова сбежал из армии. 

Письмом Главного военного прокурора РФ Ю.Г. Демина в Государственную Думу подтверждается, что только в результате акции “Явка с повинной”, восстановлены в правах около 12 тысяч молодых граждан России, оставивших части в результате насилия и издевательств. При этом нужно учесть, что большое число военнослужащих гибнет в армии из-за надругательств, но точную цифру этих потерь не восстановить, поскольку многие загубленные жизни армейское начальство и правоохранительные органы списывают то на “самоубийство”, то на “несчастный случай”.

Мы, яблочники, вынуждены сделать вывод: масштабы нарушений прав человека в вооруженных силах продолжают нарастать.

Вот письмо Андреевой, УЧИТЕЛЬНИЦЫ ИЗ Клинского района Московской области, которое мы рассмотрели на заседании Палаты по правам человека ПКС при Президенте РФ:

“В мой дом пришло страшное горе. В 1994 году моего сына взяли на службу в Российскую армию. Несмотря на два сотрясения мозга, Клинский военкомат направил его во внутренние войска. Сын был женат, имеется предписание Мособлвоенкомата о сужбе рядом с домом, но в 1995 году без всякого предупреждения в.ч. № 6533 г.Твери направляет его в Чечню. Я в это время лежала в больнице, в кардиологии. Сноха была в положении, но из-за нервного срыва у нее произошел выкидыш. 

10 месяцев мы не получали ни строчки. Неожиданно приехал следователь и представил дело так, будто Виктор в пьяном виде убил офицера. Затем пришла телеграмма из Хасавьюрта:”Высылайте 1 млн., ваш сын убил офицера”. Денег не было - продали корову. О том, что было с нами, я опускаю. Одно скажу, я отказалась от уроков, муж ушел из школы, стыдно было смотреть людям в глаза. Не хотелось жить.

Прошло много месяцев и вдруг мы получили письмо от сына, где он описывал, что с ним произошло. Это было страшное, жуткое письмо. Мы бы никогда не узнали правду о сыне, но на земле есть еще порядочные люди, офицеры, которые помогли нам узнать, как все было на самом деле.

В ночь с 12 на 13 июля 1995 года в Чечне над сыном издевались, глумились наши, российские офицеры. Заставляли оказывать сексуальные услуги: ”Отсоси и пойдешь спать”. Простите, ради Бога, за эти подробности. А как били - фашисты позавидуют. Отбили все: руки, ноги, коленные чашечки, голову разбили. От побоев сын потерял сознание, притворился мертвым, но один офицер сказал:”Я знаю, как эти падлы умеют притворяться”,- и ударил прикладом автомата в солнечное сплетение. Сын не выдержал, застонал, и его снова и снова били, но он отказался им делать сексуслуги. Тогда его подвесили на руках на несколько часов, руки почернели и онемели. Он плакал, умолял развязать. В ответ ему в голову полетели батарейки и разбили висок. Офицеры велели заткнуться и сказали: “Утром бросим на минное поле, а война все спишет”.

Двое ушли, а капитан Т.Монаков лег спать. Еле-еле сын уговорил писаря роты развязать его, тут же взял автомат и убил спящего капитана Монакова. Затем сдался. Его бросили в яму типа кувшин, откуда он и написал нам свое письмо. Когда мы чиитали, в доме стоял стон. Меня держали три человека, думала, не выживу.

Сразу стали писать, умолять о помощи. Куда мы только ни писали, Господи! За три года написали тысячи писем. Но отовсюду приходили только отписки. От одной военной прокуратуры у нас около 100 ответов, но дело стоит на месте.

Покалеченный физически и морально, сын перекидывается из города в город: Хасавьюрт, Махачкала, Ростов, Астрахань, Москва. Три раза были суды. Три раза мы мчались к сыну, влезли в жуткие долги - 12 миллионов, неплачено за квартиру, свет, дома иногда нет хлеба, обносились, но сын дороже всего. Раньше у нас было большое хозяйство, нас даже по телевизору показывали. Все пошло прахом...Сын в тюрьме заболел туберкулезом”... Вот чем оборачивается порой “долг Родине” для некоторых семей...

Письмо Надежды Викторовны Андреевой поступило ко мне в 1998 году. Мы обсудили

его на Палате по правам человека, когда поднимали проблему пыток. Там присутствовал представитель Главной военной прокуратуры, который пообещал взять дело на контроль. Я направил обращение к Главному военному прокурору с просьбой переквалифицировать действия Андреева с умышленного убийства на убийство в состоянии аффекта. Почему мы так вщзволновались? Была опасность, что солдата могли запрятать куда-то в психушку или убить, чтобы не было такого опасного свидетеля или обличителя армейских нравов. Лишь после обсуждении факта на Палате по правам человека в присутствии прессы изменилось отношение к этому делу. По указанию Военной коллегии по уголовным делам оно было переквалифицировано на статью 104, которая вменяет вину “в состоянии сильного душевного волнения”. И в июле 1998 года Андреев был освобожден в зале суда. 

Замечена тенденция скрывать от общества подобные факты в армии, делать все, чтобы замазать их, беззаконие покрывается. Таким образом жестокие нравы и беспорядки получают право на жизнь. 

Мать, отправляющая своего сына в армию, вправе требовать от государства, чтобы он вернулся живым и здоровым. Однако государство не может сегодня гарантировать это стопроцентно.

У нас в каждый призыв уклоняется от службы 30 и более тысяч человек. Молодые здоровые мужчины испытывают унижение, скрываясь от военкоматов, боятся оказаться в рядах доблестных вооруженных сил. По разным убеждениям, но чаще – безо всяких убеждений. Даже создана специальная организация под названием “Откос”, которая дает советы молодым людям, как “откосить” от армии. Кто побогаче – откупаются, дают взятки, ставки известны. (Не по этой ли причине служба в военкоматах очень популярна среди офицерства, как и служба в ГАИ?). Кто попроще и победнее – ударяются в бега. Есть и более изысканные способы – например, хотя бы на срок до 28 лет отказаться от российского гражданства. Всего насчитывается около двух десятков более-менее “честных” способов уклонения от армии. Подробные инструкции сегодня можно свободно прочитать даже в Интернете.

Яблочники” считают такое положение недопустимым, оно растлевает и молодежь, и общество, ослабляет государство. Именно поэтому мы за скорейшее введение в стране альтернативной гражданской службы.

В статье 59 Конституции сказано: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой." При этом отмечается, что порядок должен регулироваться федеральным законом. Над таким законом я работал четыре года, представлял его в последний раз на слушания в Госдуме осенью 1998 года, меня поддерживают депутаты -яблочники Алексей Арбатов, Анатолий Голов, Ольга Беклемищева. Мы выступаем против правового нигилизма, против растления молодежи в стране. 

“Яблоко” утверждает: армия должна быть сильной и профессиональной. В армию должны идти те люди, для которых это главное дело жизни, у которых есть талант в этой сфере, они должны поднимать авторитет армии.

Военные признают, что определенные сферы армии могут уже сегодня перейти на контрактную систему. Это МВД, железнодорожные, инженерные войска, ФАПСИ, следующий этап – погранвойска. Но до тех пор пока это не произошло, у молодых людей должен быть выбор. Ведь конституционное право на альтернативную гражданскую службу никто не отменял. 

Труд в социальной сфере очень тяжел, на это можно пойти только из высоких гуманных побуждений. Но обществу нужны такие люди, оно должно их воспитывать. Это - в интересах государства. Пока для реализации права на альтернативную службу и противостояния государственной машине требуется особое мужество, личная эрудиция и хорошие адвокаты. Ребята, подавшие заявления на альтернативную службу, пока вынуждены проходить через тяжкие мытарства. Я присутствовал в качестве общественного защитника на судах по делам таких призывников, в частности, Павла Гусева, Алексея Быкова. Мне приходилось бороться с предвзятым мнением судей, прокуроров, которые зачастую убеждены, что такие призывники и их защитники - это предатели Родины. 

Я считаю, что здесь искажено понятие патриотизма. Почему у нас патриотично убивать? И почему не считается патриотом тот, кто спасает больных, инвалидов? Почему более патриотично ходить с автоматом и непатриотично ухаживать за престарелыми? Маршал Язов в одной дискуссии сказал мне, что для молодого человека унизительно быть санитаром. Это и есть отражение нашего искривленного сознания, смещение иерархии ценностей. Мы считаем, что альтернативная гражданская служба – тоже защита Отечества. Разве не защита Отечества, восстановление разрушенной системы здравоохранения? Разве не защита Отечества и его граждан поддержка самых уязвимых слоев: инвалидов и пожилых? Поднимать социальную сферу, на наш взгляд, и есть патриотизм.

Укрепление чувства патриотизма – главная наша задача. Мы должны ориентировать молодых людей на заботу о тех, кто находится в бедственном положении. Поэтому наш призыв к молодым людям идти в социальную сферу, в сферу здравоохранения вполне патриотичен.

Альтернативная гражданская служба есть почти во всех странах мира, включая и все бывшие социалистические страны. Есть она и в республиках СНГ, за исключением Белоруссии и России.

Германию не упрекнешь в желании развалить бундесвер. И тем не менее, когда в стране число отказников от воинской службы стало исчисляться тысячами, в 1961 году здесь ввели закон об альтернативной гражданской службе. На сегодня в социальной сфере страны создано 130 тысяч рабочих мест для альтернативщиков, более половины призывников идут на службу в общественные благотворительные организации, интернаты для больных детей, дома престарелых, госпитали и больницы. Они отказываются идти в армию, предпочитая служить родине в социальной сфере. Более того, уже несколько лет солдаты-альтернативщики из Германии проходят службу в Москве, ухаживая в благотворительном центре “Сострадание” за престарелыми из числа пострадавших в годы сталинских репрессий. И ничего, оборонноспособность страны, как видите, не пострадала.

Одно за другим вводят у себя альтернативную службу в социальной сфере европейские страны. Конечно, военные есть военные, они добровольно нигде не уступают своих позиций. И тем не менее законодатели действуют и побеждают. 

В Конституции Италии, в отличие от Германии, оказалось не записанным право на альтернативную службу, и тем не менее Конституционный Суд счел необходимым поддержать общество и дать возможность принять закон об альтернативной гражданской службе. Теперь в Италии постоянно возрастает число молодых людей, предпочитающих отдать священный долг родине, ухаживая за немощными гражданами своей страны. 

Конституция России в этом смысле более удачна, чем у итальянцев, почему же они могут создать альтернативную службу, а мы – нет? И с какой стати немецкая молодежь должна ухаживать за нашими стариками? Наши что – хуже? Почему мы не можем воспитать в том же духе свою молодежь? Служение обществу поддерживает социальную сферу, увеличивает ее престиж , делает молодежь лучше и чище, духовно богаче, помогает ориентироваться в выборе профессии. Кому это повредит?

Сейчас сфера приложения энергии для желающих проходить альтернативную службу обширная, была бы на то политическая воля. В принципе, наши военные за введение закона об альтернативной службе, но – только на социальных объектах в армии. Есть огромный поток лоббистов из силовых ведомств, которые всеми силами стараются взять весь контингент призывников себе, а что с ними делать – не знают. Всеми нами “любимые” стройбаты сориентировались первыми и написали даже проект Указа Президента об организации у них альтернативной службы еще до принятия закона. Сразу пять тысяч призывников они потребовали себе. С помощью этой рабской дармовой силы будут строить дачи для командиров.

В понимании “Яблока” все структуры, использующие насилие, неприемлемы для альтернативщика. Мы исходим из нравственной позиции замены военной службы альтернативной, гражданской. Это продиктовано тем, что человек не приемлет насилия в любой форме.

“Яблоко” уверено: право на альтернативную гражданскую службу должно принадлежать годным к призыву, молодым здоровым людям, а не больным или инвалидам, как того бы хотелось военным.

Яблоко настаивает: требуемое военными ведомствами увеличение срока альтернативной службы в два раза по сравнению с военной есть нарушение международных рекомендаций.

Конечно, нынешний состав Думы не примет закон об альтернативной службе, это уже ясно. Но провести эксперимент по организации такого служения призывников взялся фонд “Социальное партнерство”. До принятия закона предстоит в ряде регионов апробировать механизм реализации права на альтернативную службу.”

    РАБОТА
Данная проблема настолько остра, что любые лирические отступления просто не нужны. Вопрос трудоустройства молодёжи можно разделить на два:
  1. Неполная (частичная) занятость во время обучения в школе, техникуме, ВУЗе;
  2. Полная занятость после окончания образовательного учреждения.
1. Что вы предлагаете сделать для того, чтобы учащаяся молодёжь могла зарабатывать деньги без отрыва от обучения?

С развитием рыночной экономики вид подростка, протирающего стёкла автомобилей или продающего газеты, уже не вызывает удивления. Мы не против молодёжного труда – мы против его эксплуатации. Объединение ЯБЛОКО выступает за цивилизованный труд, приносящий пользу молодому человеку, а не отвлекающий его от учёбы. Мы предлагаем дать возможность школьникам зарабатывать:

  1. На уроках УПК
  2. Во внеурочное время, в стенах школы, под надзором педагогов, могут создаваться школьные производственные объединения.
2. А помимо школы, где могут заработать подростки?

Наши региональные объединения сотрудничают с молодёжными биржами труда и Комитетами по занятости населения. Пример Санкт-Петербурга показателен: там, при молодёжной бирже были созданы мини-прачечные и шелкографические мастерские, где учатся и работают подростки. Это даёт им не только деньги, но необходимый стаж работы, так требуемый сейчас. Также организуются молодёжные приёмные, где оказывается квалифицированная юридическая помощь.

3. Для чего нужны молодёжные биржи?

ЯБЛОКО поддерживает создание молодёжных бирж. Это:

  1. Помощь в выборе профессии. Как правило молодые люди, идущие на биржу, плохо ориентируются в своих возможностях. С ними беседуют опытные психологи.
  2. Помощь в составлении резюме. Тренинги, учащие грамотно объясниться с потенциальным работодателем по телефону и на собеседовании.
  3. И наконец. Биржа выступает, как посредник между работодателем и нанимающимся, тем самым становясь гарантом прав своего несовершеннолетнего клиента.
4. Раньше, существовала система летних трудовых подростковых лагерей и студенческих трудовых отрядов, какую альтернативу предлагаете вы?

Начнём с того, что они сохранились и по сей день, только гораздо меньшем масштабе. И то, что традиция уходит – не случайность. В этих трудовых лагерях и отрядах молодым людям платили копейки, это притом, что условия проживания были далеко не идеальными. Низкая оценка труда вела к тому, что любимым развлечением молодёжи были соревнования по метанию на дальность моркови или "картофельный" футбол. Мы не предлагаем уничтожить эту традицию – мы предлагаем пересмотреть систему, которая имела и большие плюсы: решалась проблема летней занятости, что в свою очередь, уменьшало количество преступлений, совершаемых молодыми людьми, приобретались трудовые навыки, укреплялось здоровье. Но ведь за довольно тяжёлый физический труд надо и платить соответственно! 

Также, с разрушением железного занавеса у российской молодёжи появилась возможность поработать за рубежом. Устроиться волонтёром (сезонным работником) на, например, французский виноградник, сейчас не так сложно, но кто из родителей отпустит своего ребёнка одного, в чужую страну? Естественно, инициатива должна происходить из учебных заведений. Именно они, школы, техникумы, институты, должны заниматься организацией выездных трудовых отрядов. К сожалению, данная система не отлажена и требует глубокой проработки. ЯБЛОКО готово оказать всестороннюю поддержку этому начинанию, так как понимает всю пользу оного, это:

  1. Знакомство с иной культурой, изучение её традиций
  2. Языковая практика
  3. Разрешение проблемы летнего отдыха.
5. Но это всё касается, в основном, неквалифицированного молодёжного труда. А для специалистов?

Молодой специалист, выходящий из стен среднего специального или высшего учебного заведения сталкивается с точно такой же проблемой трудовой занятости, и здесь она прямо именуется безработицей.

Прежняя система государственного распределения давно канула в Лету, а альтернативы практически нет. Но даже если молодой человек найдёт подходящую вакансию – это не гарантия, что его возьмут. Ведь, как правило, при приёме на работу требуют определённый стаж работы по той специальности на которую учился молодой специалист. Но где же его взять, если он учился? Получается замкнутый круг, из которого трудно найти выход. Отсюда проистекают такие проблемы, как утечка мозгов за рубеж, высокий уровень преступности, большой процент молодых специалистов, работающих не по специальности. В этом во многом виноваты сами ВУЗы, у которых комплекс теоретических знаний преобладает над практическими навыками – по истечению пяти лет, они вышвыривают своих выпускников, не давая им никаких гарантий. Мы предлагаем:

  1. Изменить пропорцию между общими и специальными предметами.
  2. Вести более жёсткий контроль над учебной и производственной практикой.
  3. Вести более тесное взаимодействие с потенциальными работодателями.
Также мы предлагаем ввести льготы для предприятий берущих к себе на работу молодых специалистов.

6. Но разве работают не по специальности только потому, что не могут устроиться на работу?

Медсестра, таскающая тюки из Турции, агроном, работающий менеджером в турфирме, математик, стоящий у рулетки в казино – всё это фирменный знак девяностых. Оплата труда на госпредприятиях и учреждениях не удовлетворяет сегодняшнюю молодёжь, у которой стремление быстро заработать, и тем самым оградить себя от всевозможных потрясений, очень сильно. Эта проблема не решаема без серьёзных экономических преобразований. ЯБЛОКО предлагает широкий спектр экономических реформ, призванных в том числе защитить молодого специалиста от невостребованности на рынке труда. Нами разработан комплекс мер по защите трудовых прав граждан. Постоянно ведётся работа по изменению Кодекса законов о труде.

Содержание
ОБРАЗОВАНИЕ
АРМИЯ
СЕМЬЯ
РАБОТА
ДОСУГ
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Книги]
[Программные документы] [Выборы-1999] [Молодежное ЯБЛОКО]

info@yabloko.ru