[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Изъятие сверхдоходов
от эксплуатации природных ресурсов

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Рента

Статус первичных ресурсов как части общенационального имущества определяет общенациональное право на получение ренты, возникающей при их использовании. Однако государство отказалось от присвоения значительной части ренты в пользу добывающих компаний, за счет чего они получают сверхприбыль.

Если сравнить существующие оценки, то станет видно, что реально можно говорить о 10–20 млрд долл. (в зависимости от конъюнктуры на мировом рынке) доходов бюджета, которые ежегодно теряет государство и которые можно было бы добрать в бюджет.

Действующая сегодня система налогообложения бьет по мелким компаниям, по компаниям, работающим на неэффективных месторождениях, недавно начавшим разработку или осуществляющим инвестиции в новые месторождения. Результат выравнивания – недосбор налогов с эффективных месторождений и сокращение налоговой базы из-за прекращения добычи на неэффективных. При действующем механизме экспортных пошлин в сочетании с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) нефтяные компании получают фиксированную долю прироста цен 53–54%.

Основная идея состоит в следующем реформировании основных источников бюджетных поступлений (более 20% бюджета РФ формируется за счет специфических налогов на добывающий сектор, наибольшую роль играют акцизы на природный газ, НДПИ и вывозные таможенные пошлины). Для этого необходимо:

1. Ввести определенную дифференциацию НДПИ.

2. Привязать лицензионные платежи к оценке стоимости добываемых полезных ископаемых (ввести гибкий механизм, позволяющий учесть индивидуальные особенности месторождений).

3. Ввести налог на сверхприбыль (при превышении определенного уровня рентабельности добычи).

4. Постепенно ликвидировать экспортные пошлины, привязав их к разнице цен на внутреннем и мировом рынке и увязав график их отмены с введением налога на сверхприбыль и запуском механизма изъятия дифференциальной ренты.

5. Резко расширить практику заключения и реализации соглашений о разделе продукции.

6. Разработать реформу действующей системы недропользования, центральным элементом которой должен стать переход с лицензий в рамках административного права на концессионные соглашения преимущественно гражданско-правового типа.

В соответствии с российской Конституцией природные богатства нашей страны являются «основой жизни и деятельности народа». Это определяет право каждого гражданина на часть доходов, возникающих при их использовании. Сверхдоходы, полученные от использования природных ресурсов, не зависящие от личного вклада недропользователя, должны зачисляться в бюджет.

Сегодня значительная часть этих сверхдоходов присваивается добывающими компаниями, при том что в ходе приватизации им были переданы и основные фонды. Система платного недропользования слабо учитывает его рентную природу, а налоговая система практически не учитывает конкретные особенности разрабатываемых месторождений. По наиболее реалистичным оценкам, можно говорить о 12–15 млрд долл. потенциальных доходов, которые ежегодно теряет государство.

С 2002 г. вводится новый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде фиксированной доли от объема производства. Приходится констатировать, что государство просто договорилось с крупнейшими компаниями, поскольку вводимый налог резко ударит по мелким компаниям, по работающим на неэффективных месторождениях или компаниям, только что начавшим разработку или осуществляющим инвестиции в новые месторождения.

В настоящий момент государство рассматривает в качестве своеобразного механизма изъятия ценовой ренты также экспортные пошлины, однако у них есть существенные недостатки:

1. Несоответствие реальным масштабам вывозимой ренты.

2. Слабый учет изменения цен на мировых рынках (лаг в несколько месяцев после изменения цен).

Смысл предлагаемой нами системы заключается в создании гибкого механизма изъятия сверхдоходов, перекрывающего все возможные каналы получения сверхдоходов и их перекачки за рубеж. Мы предлагаем:

1. Установить дифференцированный подход к налогообложению месторождений, расположенных в разных условиях, вернуться к первоначальному варианту законопроекта о НДПИ, в котором был установлен набор коэффициентов, учитывающих рентные особенности разработки месторождений любых полезных ископаемых, при этом расширяется налоговая база для рентного налогообложения (сейчас государство сконцентрировано на том, чтобы повысить поступления от нефтегазового сектора, упуская другие высокодоходные добывающие отрасли).

2. Освободить инвестиции от части налоговой нагрузки, перенести ее на зрелую стадию разработки месторождений. Для этого ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, восстановить отмененные с введением НДПИ вычеты на собственную геологоразведку, ввести соответствующие поправочные коэффициенты.

3. Законодательно прописать порядок установления роялти, в том числе:

• сделать роялти и порядок его определения более гибкими, чтобы учесть особенности каждого месторождения;
• согласовывать не фиксированную ставку, а график платежей при выдаче лицензии;
• при выдаче лицензии и установлении объема платежей учитывать не только объем предполагаемой добычи, но и объем природных ресурсов, находящихся в недрах (существующий механизм «стимулирует» компании не разрабатывать месторождения, поэтому их обеспеченность запасами выше, чем у их зарубежных конкурентов, согласованные графики инвестиционных программ не соблюдаются);
• разработать механизм контроля над выполнением условий лицензионных соглашений.

4. Предоставить детальную публичную информацию о стоимости добычи и транспортировки. Поскольку недра находятся в общественной собственности, общество имеет право на подобную информацию.

5. Ввести налог на сверхприбыль в добывающем секторе, установив норму прибыли в 25–30%. Сфера действия этого налога должна будет распространяться и на перерабатывающие компании. То есть его ставка должна учитывать рыночные цены переработки, так как сейчас рента перераспределяется из добывающего в перерабатывающий сектор через механизм трансфертных цен.

6. В долгосрочной перспективе отказаться от экспортных пошлин. Порядок их отмены должен быть увязан с введением налога на сверхприбыль, с динамикой внутренних и мировых цен на энергоносители, со вступлением России в ВТО. В краткосрочном периоде (поскольку экспортные пошлины служат сегодня механизмом изъятия ценовой ренты, образующейся на мировых рынках сырья) следует привязать ставки пошлин к мировым ценам не только для нефти, но и для других сырьевых товаров; повысить экспортные пошлины на нефть.

7. Пересмотреть существующий механизм формирования акцизов. В соответствии с мировой практикой и экономической логикой «акциз» – это налог на конечного потребителя, налог на предметы роскоши и плата за вредные привычки. Традиционно подакцизные товары – это алкоголь, табак, но не газ и (до последнего времени) нефть, которые являются сырьем для широкого спектра отраслей народного хозяйства.

Прозрачность бюджетной политики
Оглавление
Изменение денежно-кредитной политики


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]