[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Создание профессиональной, боеспособной армии

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Создание современной, хорошо вооруженной и материально обеспеченной, профессиональной армии – одно из важнейших направлений государственной политики: от этого зависит национальная безопасность. В ближайшие годы это не только вопрос обеспечения защиты России от внешней опасности, но и путь предотвращения угрозы социально-политической стабильности и безопасности общества.

Стратегическая цель военной реформы – поддержание достаточной оборонной мощи в условиях новых вызовов безопасности. Достаточность оборонной мощи определяется способностью ВС России обеспечить надежный ядерно-космический щит для одновременного сдерживания масштабной агрессии и гашения не менее трех локальных приграничных конфликтов, достаточность сил ПВО, ВВС и ВМФ для нанесения неприемлемого ущерба врагу в случае агрессии, гашение локальных конфликтов и эффективное участие в миротворческих операциях. Для реализации этих целей России нужна качественно новая армия.

Профессионализация армии и решение социальных проблем военнослужащих – первоочередная задача. Поэтому еще в 1999 г. при активном участии нашей фракции было законодательно повышено денежное довольствие военным в 1,6 раза, в 2001 г. выделено дополнительно 1,5 млрд руб. на жилье для офицеров, а на 2002 г. по предложению «Яблока» 16,5 млрд руб. предусмотрено на военную реформу.

Для создания современной, профессиональной, боеспособной армии мы предлагаем решить следующие задачи:

1. Переход к новому типу комплектования Вооруженных Сил на профессиональной основе:

• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» в 1993 г. закон «Об альтернативной гражданской службе», гарантированной Конституцией РФ, обеспечивающий призывникам, отказывающимся от несения военной службы, прохождение неунизительной альтернативной службы в регионе проживания. При этом альтернативная служба не должна превращаться в повинность, исполнение которой было бы намного тяжелее воинской службы;
• необходимо обеспечить прохождение альтернативной службы по совместительству. В первую очередь необходимо направлять молодых людей в муниципальный сектор.
• предусмотреть в следующем после введения альтернативной службы бюджете средства на поэтапный перевод Вооруженных Сил, а затем и других войск (внутренних, пограничных, железнодорожных, войск Минюста, ФСБ и пр.) на контрактную основу, с тем чтобы в период 2002–2004 гг. полностью отменить призыв в мирное время. Одновременно повысить суммарное денежное содержание всех военнослужащих примерно на 100%, помимо компенсации за отменяемые льготы (ныне планируется повышение денежного довольствия, фактически сводящееся на нет отменой льгот). То и другое обойдется примерно в 14 млрд руб. дополнительных ежегодных ассигнований (с учетом экономии благодаря сокращению личного состава). Это позволит набирать контрактников на конкурсной основе и при этом сохранить существующие пропорции в денежном довольствии рядовых, офицеров и генералов.

2. Повышение денежного содержания и пенсий военнослужащих. Профессионализация армии начинается с сохранения в армии и улучшения положения действующих профессионалов. Для этого необходимы:

• доведение оплаты труда военнослужащих до уровня федеральных государственных служащих (принять подготовленные при участии «ЯБЛОКА» изменения в закон «О статусе военнослужащих»). В перспективе с 2004 г., с учетом особых, связанных с риском для жизни и здоровья условий военной службы, материальное обеспечение военнослужащих должно быть повышено по сравнению с обеспечением гражданских служащих с сохранением существующих льгот;
• безусловное обеспечение жильем военнослужащих в рамках программы жилищных сертификатов, а также посредством механизма прямого перечисления на персональные счета военнослужащих в Сбербанке соответствующих сумм;
• принятие разработанного «ЯБЛОКОМ» законопроекта «О статусе участников боевых действий», позволяющего четко определить получение дополнительных льгот и выплат военнослужащим, участвующим в боевых действиях, в том числе в операции в Чечне. Сейчас статус участника боевых действий определяется в нескольких законах, противоречащих друг другу, а механизм дополнительных выплат – в указах Президента и постановлениях Правительства. Принятие данного закона приведет к тому, что государственная власть, начиная боевые действия, будет учитывать, что ей придется выполнять материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий;
• обеспечение детям военнослужащих права на льготный прием в вузы, а членам семей военнослужащих – на льготы по медицинским услугам;
• обеспечение членам семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, получения пособия, эквивалентного его денежному содержанию.

3. Усовершенствование технического оснащения Вооруженных Сил, для чего необходимо:

• сократить численность личного состава Вооруженных Сил к 2004 г. дополнительно к намеченному Правительством (на 300 тыс. человек к 2003 г., то есть до 1 млн человек) еще на 200 тыс. человек – до общего уровня примерно в 800 тыс. человек. Это сокращение потребует суммарно около 13 млрд руб. на обеспечение увольняемых военнослужащих жильем, денежным пособием и другими выплатами – сверх того, что запланировано Правительством по статье «Военная реформа» (16,5 млрд руб. на 2002 г.);
• направлять в полном объеме средства, поступающие от подготовки военных кадров для иностранных государств, на материально-техническое обеспечение военнослужащих;
• изменить пропорции военного бюджета между содержанием и оснащением Вооруженных Сил с 80:20 на 50:50;
• максимально продлить срок службы имеющихся в боевом составе вооружений и военной техники за счет адекватного ремонта и техобслуживания;
• поддержать передовые военные производства, технологии и научные центры;
• ввести особый порядок финансирования российского «ядерного щита». Отказаться от радикального пересмотра (как это предусматривает правительственный план военной реформы) соотношения ассигнований между стратегическими ядерными силами (СЯС) и силами общего назначения в пользу последних (это создает реальную опасность разрушения единственно надежной оборонительной системы страны – СЯС). Приоритетом должно стать оснащение Вооруженных Сил межконтинентальными баллистическими ракетами наземного стационарного (шахтного) и грунтово-мобильного базирования, которые могут оснащаться как моноблочной головной частью, так и разделяющейся (РГЧ ИН);
• в целях экономии средств следует сосредоточить их на производстве и совершенствовании системы МБР «Тополь-М», с тем чтобы к 2010 г. иметь в боевом составе не менее 500 таких ракет при оптимальном сочетании их шахтного и грунтово-мобильного базирования. Разработку новой унифицированной ракетной системы для РВСН и ВМФ замедлить и перевести в разряд перспективных НИР (для возможного развертывания после 2015 г.);
• прекратить разработку и строительство нового класса стратегических подводных ракетоносцев. Вместо этого максимально продлить срок службы самых новых существующих ракетных подводных лодок и произвести для них боекомплект новых баллистических ракет. Вывести тяжелые бомбардировщики из состава СЯС и переориентировать их на региональные боевые задачи, в том числе с использованием высокоточного оружия. После 2015 г. СЯС будут опираться только на одну составляющую – МБР наземного стационарного и мобильного базирования;
• в свете перспектив распространения ракетно-ядерного оружия и угрозы международного терроризма с ОМУ мы считаем достаточным в обозримой перспективе уровень СЯС примерно в 1000 боеголовок в рамках соглашения с США и, возможно, другими ядерными державами. Ядерные триады или диады – это реликт холодной войны, от которого надо смело отказаться. В случае новых непредвиденных угроз или развала договорно-правовой системы ограничения наступательных и оборонительных стратегических вооружений российские СЯС в составе 500 МБР «Тополь-М» смогут при максимальной загрузке иметь более 2500 боеголовок или многообразные комплекты средств преодоления ПРО. К тому же можно будет быстро расширить производство и развертывание самих ракет;
• резко увеличить финансирование новых программ нестратегической ПРО и ПВО для защиты страны от ракет и авиационных носителей оружия массового уничтожения со стороны третьих и пороговых ядерных держав, террористов и поддерживающих их режимов;
• переключить ВВС и ВМФ на региональные задачи, включая операции в локальных конфликтах и спецоперации против террористов.

4. Усовершенствование структуры управления Вооруженными Силами и установление действенного гражданского контроля над армией, для чего необходимо:

• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «О гражданском контроле над деятельностью военных организаций», в т.ч. законодательно закрепить наличие гражданского министра обороны;
• четко разграничить функции Министерства обороны и Генерального штаба. Генштаб должен быть законодательно избавлен от функций оперативного управления войсками и быть исключительно «мозгом» армии, прогнозируя военные угрозы и потребности страны, определяя стратегические концепции и оперативные планы, принципы боевой подготовки и оснащения войск вооружениями и военной техникой;
• создать единое командование Стратегических сил сдерживания, подчинив ему оперативное управление всеми компонентами нынешней триады, включив в него все средства системы предупреждения о ракетном нападении, Военно-космические силы, Ракетно-космическую оборону;
• создать реальные рычаги общественного контроля над армией и оборонными вопросами, придать расходам на оборону максимальную открытость, в том числе принять поправки «ЯБЛОКА» к законам о «Государственной тайне» и «О бюджетной классификации»;
• создать механизм независимого парламентского контроля за исполнением военного бюджета и привлечения к ответственности должностных лиц за ложную информацию и нарушение принятого закона о бюджете;
• установить порядок проверки Счетной палатой финансовой деятельности Министерства обороны;
• принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «О преемственности Верховного командования Вооруженных Сил РФ» для недопущения кризиса командования в случае чрезвычайной ситуации.

Стратегия национальной обороны и безопасности
Оглавленпие
Развитие военно-промышленного потенциала


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]