[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Развитие военно-промышленного потенциала

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

ВПК занимает важное место в экономике России. В отраслях ВПК сосредоточена существенная часть научно-технического потенциала страны. Мы считаем, что России нужен интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный военно-промышленный комплекс, восприимчивый к высоким технологиям, стимулирующий развитие отечественного научно-технического потенциала, способный существовать в системе развитых кооперационных связей, в том числе со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России и быть источником валютных поступлений от экспорта вооружений. Рост в оборонном секторе приведет к росту в смежных отраслях.

К сожалению, ВПК России унаследовал от ВПК СССР множество проблем: олигополистический характер внутреннего рынка, разомкнутость технологических связей, избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, монополию заказчика при ограничении выхода предприятий на внешний рынок, градообразующий характер предприятий.

Начиная с 1989 г. военно-промышленный комплекс подвергается постоянному сокращению и реорганизации. Конверсия, представлявшая собой простое сокращение объемов военного производства, не могла дать положительных результатов. Однако на нее были потрачены огромные средства, которых сегодня не хватает для реализации структурной перестройки и селективной поддержки наиболее эффективных проектов. В результате идет деградация кадрового, производственного и технологического потенциала, обусловленная резким снижением объемов Государственного оборонного заказа (ГОЗ), уменьшением доли основных средств в активах предприятий и увеличением их износа, задолженностью государства за поставляемую продукцию отраслей ВПК, опережающим ростом затрат по сравнению с ценами на конечную продукцию. Повышение объемов ГОЗ в 1999–2000 гг. привело к некоторому оживлению ВПК, однако за сокращением ГОЗ в 2001 г. последовало сокращение и объемов производства. Это свидетельствует о том, что ВПК в нашей стране не может существовать без государственной поддержки.

Мы считаем, что в основе политики в отношении ВПК должны лежать следующие принципы, обусловленные тенденциями развития ВПК в современном мире:

• «интеллектуализация» вооружений, повышение технологической сложности их производства, выпуск оружия по новейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях;
• интеграция – создание крупных интегрированных корпораций, финансирующих весь цикл разработки – переход от ведомственной ориентации НИИ и ОКБ к интеграции их в систему крупных корпораций ВПК. Во всем мире идет рост монополизации, процессы слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений;
• диверсификация производств для избежания привязки к военному сектору на основе универсально применяемых технологий вместо конверсии;
• развитие сети «фирм-сателлитов» – мелких и средних компаний, способствующих переливу технологий и конверсионной продукции в гражданский сектор;
• развитие конкуренции между предприятиями ВПК за получение Федерального оборонного контракта в рамках Федеральной контрактной системы;
• экспортоориентированность – конкурентоспособные предприятия ВПК должны ориентироваться на экспорт.

Основными направлениями экономической политики для ВПК должны быть:

1. Завоевание достойного места на мировом рынке обычных вооружений. Экспортная ориентация решает проблему формирования платежеспособного спроса на продукцию ВПК и проблему финансирования перспективных разработок. Главной задачей ориентированной на экспорт стратегии развития ВПК является расширение доли российской продукции на мировых рынках обычных вооружений. Основные меры поддержки экспорта:

• государственное кредитование экспортных поставок и страхование кредитов;
• упрощение взаимных поставок комплектующих и компонентов в рамках системы кооперирования, особенно среди предприятий стран СНГ;
• освобождение от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ;
• развитие военно-технического сотрудничества, повышение кооперации с зарубежными фирмами, осуществление сотрудничества на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Включение отечественных предприятий в мировую субконтрактную систему;
• защита интеллектуальной собственности. Поощрение патентования разработок в России, а не за рубежом; противодействие неэквивалентному вывозу результатов отечественных НИОКР. Создание нормативно-правовой базы, касающейся экспортно-импортных лицензионных соглашений военного профиля.

2. Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК. Стабилизацию финансового состояния предприятий ВПК невозможно обеспечить с помощью макроэкономической политики – необходима работа с каждым конкретным предприятием. Для этого необходимо:

• провести полную инвентаризацию всех накопившихся по вине государства долгов, в том числе по зарплате, пеням и штрафам всех составляющих;
• по результатам инвентаризации составить графики погашения уточненной задолженности по заработной плате, провести взаимозачет по коммунальным платежам, провести реструктуризацию задолженностей;
• ввести государственные гарантии по вкладам в инвестиционные проекты;
• предоставить предприятиям ВПК право на ускоренную амортизацию основных фондов;
• ввести особый порядок работы с предприятиями промышленности, имеющими задолженность за выполненный оборонный заказ (с приложением всего перечня предприятий), до проведения полных расчетов государства с предприятиями;
• запретить отключение энергетического и газового снабжения, прекращение подачи воды, тепла и отключение телефонов; прекращение и запрещение описи имущества и других принудительных мер, чтобы добиться выплаты несуществующих долгов;
• ввести постоянный мониторинг предприятий ВПК.

3. Структурные и организационные изменения в ВПК. Основными направлениями реструктуризации ВПК должны быть:

• концентрация научного и промышленного капитала и высококвалифицированных кадров в рамках интегрированных концернов, образующих ядро ВПК. Создание крупных интегрированных структур позволит исключить дублирование НИОКР и серийного производства, отфильтровать неэффективные и неперспективные производства и научные разработки; проводить унификацию и стандартизацию во всех областях; сосредоточить ресурсы на создании новых прорывных технологий и продукции, для чего следует создать законодательную базу;
• приоритет горизонтальной интеграции (которая осуществляется на основе единых базовых технологий) перед вертикальной (разработчик–производитель–поставщики комплектующих), так как при подобной интеграции решаются задачи повышения управляемости технологическим процессом. Создание же вертикально-интегрированных концернов ведет к монополизации;
• прекращение создания государственных унитарных предприятий и их преобразование в АО со 100-процентным пакетом акций в федеральной собственности. Ограниченный состав федеральных казенных предприятий может быть ориентирован на выполнение государственных заказов, главным образом в области экологически вредных производств (производств с особыми требованиями к безопасности). Предприятия, не имеющие оборонного заказа, должны приватизироваться;
• поддержать те отрасли, которые конкурентоспособны на мировом рынке, – авиастроение, космическую и атомную промышленность, частично судостроение, радиопромышленность.

4. Инновационная политика и двойные технологии. Инновационная политика в сфере ВПК должна быть направлена на расширение сферы использования технологий двойного назначения. Для этого следует:

• сформировать перечни критических технологий, отражающих современные тенденции ведения войны и ориентированных на получение фундаментальных и прикладных научных результатов, создание образцов и элементов конкретного оружия;
• создать особый механизм поиска и финансирования новых разработок и исследований, потенциально пригодных для оборонных целей, – аналог Управления перспективных исследований Министерства обороны (ДАРПА) США;
• оказать государственную поддержку фундаментальным военным НИОКР в сферах создания высокоточного оружия и микроэлектроники, а также исследованиям и разработке оружия на основе новых физических принципов (пучковое, сверхчастотное, инфразвуковое, электромагнитное, лазерное оружие);
• предусмотреть возможность гибкого наращивания или сокращения масштабов производства вооружений и военной техники (ВВТ) за счет использования технологий двойного применения, позволяющих осуществлять быструю конверсию и реконверсию предприятий;
• принять федеральный закон о порядке передачи технологий, содержащий положения, упрощающий взаимодействие в процессе организации и выполнения НИОКР, финансируемых и осуществляемых федеральными органами и исследовательскими центрами (в т.ч. и преимущественно ведущими работы оборонной направленности) и частным бизнесом;
• разработать методы экономической и коммерческой оценки технологий двойного назначения и НИОКР по их созданию;
• способствовать формированию новой категории специалистов-менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.

5. Конверсия. Она должна предусматривать административное вмешательство в организационно-технические основы функционирования фирм. В частности, успешная конверсия предполагает:

• участие местных органов власти в конверсии – в идентификации и государственной поддержке так называемых «точек роста» в ходе реализации конкретных инвестиционных проектов; в планировании выпуска продукции, перепрофилировании мощностей, создании программ участия работников в маркетинге и проектировании новой продукции; в оценке влияния сокращения военных расходов на экономику района;
• государственную поддержку конверсируемых предприятий в течение длительного времени, необходимую для сохранения промышленно-технологической базы территории и рабочих мест для квалифицированных специалистов;
• создание в рамках Администрации Президента совета для координации местных и федеральных усилий по конверсии;
• закупку необходимых лицензий и технологий ведущих зарубежных фирм, недостающих для развертывания конверсионного производства (в связи с заметным отставанием отечественных разрабатывающих предприятий в некоторых областях);
• создание в ходе конверсии на базе крупных неэффективно работавших предприятий с замкнутым циклом производства относительно малочисленных сборочных предприятий – производителей конечной продукции и узкоспециализированных предприятий – производителей комплектующих изделий и полуфабрикатов, работающих по субконтрактам с изготовителями конечной продукции;
• государственную поддержку так называемых «стратегических бизнес-единиц» – малых и средних подразделений, выделяющихся из крупных фирм в порядке диверсификации основного производства и остающихся поставщиками продукции для материнского предприятия, которые создаются для реализации инноваций.

Такая конверсия оставляет фирмам свободу планирования; обеспечивает сохранение экономического потенциала важнейших объектов экономики регионов, сохраняет действие мультипликатора государственных расходов.

6. Военно-техническая политика.

Военно-техническая политика должна, во-первых, обеспечить достаточную насыщенность войск готовыми к бою и законсервированными ВВТ в совокупности с созданием мобилизационного потенциала для резкого наращивания производства. Во-вторых, создать фундаментальный научно-технический задел, обеспечивающий развитие оборонной промышленности на перспективу. В-третьих, не допустить серьезного отставания в военной области от наиболее развитых государств, что сегодня означает приоритет создания наиболее важных базовых технологий (в первую очередь, обеспечивающих конкурентоспособность наших вооружений) над созданием собственно ВВТ, концентрацию средств на развитии этих технологий.

7. Реформирование государственного заказа на продукцию ВПК. Система государственного заказа должна быть реорганизована и впоследствии трансформироваться в Федеральную контрактную систему, что подразумевает:

• интегрирование цикла «исследования – разработки – производство», введение порядка сквозного учета Госзаказа;
• трансформацию в систему «федерального контракта», в котором были бы предусмотрены права и обязанности государственного заказчика и подрядчика; надзор за исполнением положений и ответственность за их нарушение; регламентация поставок финальных и комплектующих изделий; порядок заключения и выполнения субконтрактов. Контракт должен распределяться на конкурсной основе; служить гарантией приемки продукции и оплаты произведенных работ.

Создание профессиональной, боеспособной армии
Оглавление
Гражданский контроль над спецслужбами


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]