[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Гражданский контроль
над спецслужбами

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности является эффективная деятельность спецслужб под жестким общественным контролем.

Необходимо покончить с практикой нарушения спецслужбами прав человека во имя самостоятельно интерпретируемых ими «государственных» интересов, а также с практикой обслуживания спецслужбами интересов правящих элит. Спецслужбы должны избавиться от репутации «карающего меча» в руках государства, разящего без разбора правых и виноватых. Мы категорически против воссоздания КГБ или иного ему подобного «монстра».

Создание сильных спецслужб для нас – это адаптация к новым вызовам безопасности и к высоким требованиям защиты прав гражданина. В демократическом обществе спецслужбы призваны исполнять важную функцию: противодействовать любым угрозам демократическому устройству общества, демократическому строю государства, национальной безопасности, бороться со шпионажем, терроризмом и подрывной деятельностью, с деятельностью агентов иностранных держав. Количество таких угроз в современном мире возрастает.

Однако, занимаясь построением сильных спецслужб, наше государство должно разрешить проблему, с которой сталкиваются все демократические общества: практически неизбежно возникает противоречие между правом общества на безопасность и защиту демократического строя и правами личности. В обществе должен существовать консенсус по поводу того, что деятельность спецслужб может ограничивать права человека исключительно тогда, когда существует угроза высшим интересам общества. Но и в этом случае абсолютно недопустимы такие нарушения прав человека, как нанесение физического ущерба, пытки и т.д. Методы деятельности российских спецслужб не должны противоречить Европейской конвенции по правам человека, к которой присоединилась Россия.

Гражданский контроль, тем не менее, не должен мешать исполнять возложенные на спецслужбы задачи. Закон в равной степени должен предусматривать как возможность отказа в предоставлении информации, разглашение которой нанесет ущерб интересам национальной безопасности, информации о конкретных методах добывания данных, информации о сотрудниках спецслужб, так и особый механизм предоставления доступа к этой информации.

Таким образом, мы предлагаем следующие меры:

1. Создание системы гражданского контроля над спецслужбами. Спецслужбы должны действовать исключительно в интересах общества, а не в ведомственных или «государственных» интересах. Внутриведомственный контроль не обеспечивает гласности и не предоставляет пострадавшим возможности для защиты своих прав. Спецслужбы должны нести ответственность за соответствие своих действий относящемуся к ним законодательству. Поэтому необходимо поставить их под жесткий гражданский контроль, осуществляемый исполнительной, законодательной и судебной властями, что подразумевает:

• Контроль исполнительной власти – Президент и Совет Безопасности должны утверждать все важнейшие секретные операции, проводимые спецслужбами, и следить за их реализацией. Все спецслужбы России должны подчиняться главе Правительства, который должен имееть доступ к любой необходимой информации, а также получать ежегодные отчеты о результатах деятельности спецслужб. Премьер-министр должен ежегодно представлять Парламенту доклад о деятельности спецслужб внутри страны.
• Контроль законодательной власти – Парламент должен разработать четкие законодательные рамки деятельности спецслужб, установив, какие виды их деятельности, ущемляющие права человека, допустимы и при каких условиях, а также разработать гарантии против злоупотреблений. Бюджет спецслужб должен утверждаться лишь вместе с отчетом о расходовании средств за предыдущий год. Счетная палата должна иметь право контролировать финансовую деятельность спецслужб. Должна быть создана особая парламентская Комиссия по разведке и безопасности в ограниченном составе (5–9 человек). Закон должен предусмотреть обязанность глав спецслужб предоставлять Комиссии всю необходимую информацию для подготовки ежегодного доклада Парламенту.
• Контроль судебной власти – в виде полномочий на выдачу санкций на проведение специализированных действий в отношении граждан. Особый судебный орган по делам спецслужб должен заниматься расследованиями жалоб граждан и обращений Уполномоченного по правам человека по поводу действий спецслужб и выяснять, не вышли ли действия спецслужб за пределы полномочий, установленных законом. Граждане должны обладать возможностью обжаловать в суде (а не в вышестоящих инстанциях того же ФСБ, как сейчас) неправомерные, по их мнению, действия спецслужб в их отношении, в связи с чем суды должны получать всю необходимую информацию от спецслужб в ходе проведения разбирательства.
• Уполномоченный по правам человека должен иметь доступ к информации спецслужб при проведении расследований нарушений прав человека.
• Каждый гражданин должен иметь предусмотренную законом возможность доступа к собранной внутренними спецслужбами информации, за исключением той, раскрытие которой запрещено законом, как наносящее ущерб интересам национальной безопасности.

2. Оптимизацию системы спецслужб, для чего необходимо:

• Сократить число спецслужб и увеличить их финансирование за счет высвободившихся средств. Такая система представляется, во-первых, слишком дорогостоящей для федерального бюджета. Во-вторых, каждая из многочисленных спецслужб стремится расширить область своей ответственности, чтобы оправдать свое существование. Это ведет к конкуренции между спецслужбами и дублированию их функций. Кроме того, чем больше спецслужб, тем труднее и дороже контролировать их деятельность.
• Преобразовать полувоенную организацию спецслужб в гражданскую.
• Избегать расширительного толкования понятия «защита национальной безопасности», которое должно означать противодействие явным и прямым угрозам демократическому строю и гражданскому обществу.
• Законодательно определить исчерпывающий список задач, решаемых каждой из спецслужб, не допускать произвольного расширения предоставленного им мандата (границы которого сегодня начинают простираться от борьбы с политическим экстремизмом до борьбы за собираемость налогов и предотвращения «утечек» неудобной правительству информации).

3. Четкое определение полномочий спецслужб, для чего:

• Изъять из сферы ведения спецслужб полномочия, несовместимые с демократическим устройством общества и международными обязательствами России в области прав человека. Деятельность спецслужб должна ограничиваться сбором и обработкой информации. Они не должны заниматься поддержанием общественного порядка, проведением следственных действий в отношении граждан; не должны иметь права на арест и содержание под стражей граждан (не должно существовать никаких отдельных следственных изоляторов ФСБ).
• Принять специальный федеральный закон, регулирующий практику прослушивания телефонных разговоров, а также визуального слежения за деятельностью граждан. В законе необходимо установить:

– обязательность предварительного судебного решения на проведение подобных действий в отношении граждан;
– требование к спецслужбам предоставлять убедительные доказательства в пользу того, что подобные действия отвечают требованиям национальной безопасности, а полученная таким образом информация никак не может быть получена иным способом;
– обязанность спецслужб информировать лицо, чьи телефонные разговоры стали объектом прослушивания, о факте прослушивания после его завершения;
– ограниченность действия во времени (не более трех месяцев) разрешения на проведение прослушивания и слежения за гражданами.

Развитие военно-промышленного потенциала
Оглавление
Укрепление позиций России в мире


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]