<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

"Кулибины" со школьного двора

Не каждый может похвастать, что в пятнадцать лет не только выступал на научной конференции, в работе которой принимали участие видные ученые и академики, но и получил диплом лауреата. Тем более что конференция, о которой речь пойдет ниже, не формальное мероприятие, устроенное на деньги спонсоров, а составная часть программы развития исследовательской деятельности среди школьников под названием "Я и Земля", учредителями которой выступили Комиссия РАН по разработке профессионального образования, Московский городской Дворец творчества детей и юношества и целый ряд других столичных организаций. А поскольку в ее методологическую основу положены идеи выдающегося русского ученого В. И. Вернадского, его учения о био- и ноосфере, то становится понятным, почему эта научная конференция для будущих естествоиспытателей получила название "Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского". Педагоги-организаторы считают, что проведение таких юношеских конференций весьма полезно: они развивают, обучают, заинтересовывают молодежь.

Поначалу организаторы вряд ли могли предположить(тому были вполне веские причины), сколь велик у современных школьников интерес к самостоятельным исследованиям в биологии, геологии, экологии, истории, экономике, этнологии, праве и других науках, заявленных как сфера деятельности конференции, и сколь широка география школьных научных обществ. Но число желающих принять участие в ее работе росло от одной конференции к другой, и стало понятно, что определенная и весьма значительная часть подрастающего поколения россиян видит свое будущее не в максималистском, свойственном всем молодым, отрицании идеалов и ценностей старшего поколения и поисках некоего своего "эксклюзивного пути, а в продолжении традиций русской научной школы, достижения которой всемирно признаны. В итоге, желающих выступить с трибуны конференции оказалось так много, а возможности Оргкомитета, понятно, были не безграничны, что с 1996 года было принято решение проводить Чтения в два этапа. Первый - заочный, на котором работы-заявки потенциальных участников поступают на рассмотрение Экспертного совета, состоящего из высококвалифицированных специалистов, отвечающих за формирование программы будущей конференции и выносящих свои вердикты каждой из работ - достойна ли она быть представленной на втором ее этапе, собственно, на самих Чтениях. Главными критериями, по которым взрослые оценивают качество работ школьников, являются, во-первых, исследовательский подход, позволяющий построить модель научного исследования, и, во-вторых, практические результаты, полученные участниками в ходе самостоятельно проведенных исследований.

Представление о том, какую же по объему подготовительную работу проделывают эксперты, могут дать некоторые итоги прошлогодней конференции. Тогда из сорока регионов России в Москву съехались представители 130 юношеских организаций - победители заочного этапа, удостоившиеся права вынести на суд своих коллег и взрослых более трехсот работ. И понятно, что чести приехать в столицу, удостоились лучшие из лучших. Ну, а если говорить о географии участников конференции, то она обширна - от Калининграда на Западе, до Магадана на Востоке и от Владикавказа на Юге, до Мурманска на Севере.

Программа конференции, помимо собственно научной части - выступления участников с докладами, их обсуждения и различных тематических семинаров, предусматривает и весьма обширную культурную программу, в которую входят экскурсии по Москве, посещение столичных музеев, встречи с учеными и представителями вузов и даже конкурс самодеятельности.

Но насыщенность программы Чтений, похоже, нисколько не мешает школьникам. За несколько дней работы конференции они успевают не только тесно пообщаться со своими свестниками из других городов и найти единомышленников, но и поближе познакомиться с Москвой - с ее достопримечательностями, и отдохнуть. Вот что рассказывают участники прошлогодней конференции из московской школы № 1333 - "Донская гимназия".

"...Во время чтений у меня появилось два противоречивых стремления: во-первых, сплотиться, ухватиться друг за друга, потому что вместе мы - сила. Другое - с любопытством глядя на других, - приблизиться к этим другим..."

"...С одной стороны - устаешь на чтениях больше, чем от обычного гимназического дня. С другой - есть шанс пообщаться с умными людьми, увидеть своих товарищей в новом "научном" свете, взять интервью у академика... И очень важно, что отношение к тебе, с кем бы ты не общался, как к коллеге, как к равному..."

Может, в этих словах юных исследователей и заключается одна из причин авторитета и популярности Чтений им. В. И. Вернадского, и только где-то там, дальше, на следующем плане остаются радости лауреатов...

Сейчас полным ходом идет подготовка к очередным, шестым по счету, Чтениям. Прием работ заочного тура и их рассмотрение Оргкомитетом завершается, и скоро будут названы все участники юношеской научной конференции. По сложившейся традиции, VI "Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского" пройдут в Москве в апреле. Для тех, кого заинтересовал этот рассказ, более подробную информацию о предстоящей конференции можно получить в ее Оргкомитете по тел.: (095) 950-99-59

Евгений КАЛАЧИХИН


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>