<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 9, 10 апреля 1999 года

Киноклуб

На ветрах беззакония
Говорухин вернулся к игровому кино

В парламентском киноклубе прошла премьера художественного фильма Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок", снятого им на студии "НТВ-Профит" по роману Виктора Пронина "Женщина по средам". В главных ролях заняты Михаил Ульянов, Анна Синякина, Александр Пороховщиков, Ирина Розанова, Сергей Гармаш и другие актеры. Одну из эпизодических ролей в этом фильме блестяще исполнил депутат Госдумы Владимир Семаго.

История, переложенная на кинематографический язык Станиславом Говорухиным, вряд ли оставит равнодушным. Действие разворачивается на провинциальном фоне одного из городов средней полосы России. Трое юношей из обеспеченных семей по средам обычно предаются сексуальным забавам с дамами, обслуживающими своих клиентов за доллары. Однако в одну из таких сред им удается заманить в гости невинную девушку Катю - бывшую одноклассницу и соседку одного из этих трех подонков, для которых разврат стал нормой их жизни, где все покупается и все продается. Они по очереди насилуют Катю, а потом извиняются, что "слегка помяли" ее, суют в сумочку доллары и выпроваживают. Катя, выбросив на улице зеленые купюры, возвращается домой и признается деду в том, что ее изнасиловали. Взбешенный дед (его исполняет Михаил Ульянов) бросается к участковому, который живет в их же дворе. Наряд милиции срочно прибывает в квартиру "героя капиталистического труда" Бориса Чуханова, где обычно и развлекается данная троица, и по горячим следам раскрывает преступление. Подвыпившие негодяи подписывают свои показания. Они уверены в своей безнаказанности. Почему? Да потому, что отец одного из этих великовозрастных "шалунов" занимает высокую милицейскую должность и уводит от ответственности свое чадо и двух его приятелей.

Доведенный до отчаяния беспомощностью милиции и равнодушием прокуратуры, дед Кати - ветеран Великой Отечественной войны, а ныне скромный пенсионер - продает свой сельский домик, где он родился и вырос. И едет в Москву. Но не для того, чтобы найти в первопрестольной справедливость, а для того, чтобы приобрести оружие. И это ему удается - на одном из тайных складов он покупает современную винтовку с оптическим прицелом, глушителем и патроны к ней.

- Что, батя, "достали" тебя? - спрашивают его с участием продавцы, очевидно, бывшие российские офицеры.

Героя Михаила Ульянова действительно "достали", и он отомстил за поруганную честь своей внучки...

Порок наказан, справедливость якобы торжествует. Но осадок от этого фильма все равно остается горьким. Хотя главный герой уходит от уголовной ответственности за свою праведную месть, горько от того, что ни правоохранительные органы, ни прокуратура, ни государство в целом сегодня не могут защитить человека. И на царящий в стране беспредел герой фильма вынужден отвечать "девятью граммами" своего беспредела...

Уход Станислава Говорухина в политику прервал его режиссерскую работу в игровом кино. Для съемок своего нового фильма депутат Госдумы использовал двухмесячные парламентские каникулы. Финансовый кризис ударил по бюджету фильма основательно, но Говорухину все-таки удалось съемки закончить. Картина, как говорится, еще "тепленькой" была вынесена на зрительский суд.

Станислав Говорухин сменил профессию режиссера, где он был и остается признанным мастером, на роль публичного политика. Отечественное кино, на мой взгляд, от этого проиграло. А вот выиграла ли политика?

Валентин Серых


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>