<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 12 (46) 1 мая 1999 года

Мораль способна победить конкуренцию доказывают соотечественники Маркса
(Окончание. Начало в №11)

Клиент всегда прав

И они уже это делают. Не дожидаясь указаний сверху. Очень хорошо проиллюстрировал это предприниматель Александр Голубов. В бизнесе он с 1994 года. Бывший военнослужащий. Свое дело начинал, как и многие в России, с челночных поездок. Постепенно организовал семейный бизнес. Его "Торговый дом "Эдем" занимается оптовой и розничной торговлей.

Школу этических взаимоотношений с внешними партнерами, наемным персоналом "проходил" не по учебникам, а осваивал на практике. Семинар помог осознать и еще раз убедиться в том, что его действия правильны и понятны в мире бизнеса.

Многие этические принципы, о которых шла речь в дискуссии, белгородские представители малого и среднего бизнеса давно уже используют в своей повседневной практике.

У солидных предпринимателей доминирует принцип работы - "клиент всегда прав". И пусть это как-то странновато звучит для западных бизнесменов (где подобное - давно считается нормой поведения), для белгородцев - это новшество.

За последние три-четыре года многое изменилось в нашей области, причем в лучшую сторону. Строятся современные красивые здания, облагораживается облик городов и районов, производятся новые виды промышленных и продовольственных товаров. Цивилизованные формы приобретает торговля, внедряются новые виды бытовых и транспортных услуг. Делается это не без помощи предпринимателей, которые, конечно же, поначалу ставили своей целью получение максимальной прибыли. Причем любой ценой. Но сегодня жизнь разделила их на две категории: на тех, кто использует в работе старые принципы "хапнул, сколько мог, а там - трава не расти", и тех, кто смотрит в будущее, а значит готов идти на цивилизованный диалог с партнером.

Законы рынка (а не теоретики) подтолкнули эту категорию белгородских бизнесменов к цивилизованным формам работы, и можно долго спорить - рынок или этика доставляют радость клиенту. Неоспоримым является то, что клиентуру терять никому не хочется - без нее не будет никакой прибыли.

Сам Александр Евгеньевич Голубов для себя определил главный принцип взаимодействия с деловыми партнерами: всесторонне учитывать интересы обеих сторон. Это помогает ему нарабатывать долгосрочные связи, которые дают дополнительные преимущества на рынке. Его "Торговый Дом" предоставляет товарный кредит постоянным клиентам, скидки, осуществляет бесплатную доставку товара по месту назначения., бесплатную погрузку. Подобные действия "производит" Торговый центр "Шок", ЧП "Дударко", оптовая фирма "Манхеттэн". Между партнерами существуют определенные договора (о которых много говорили немецкие ученые), но при этом нельзя сбрасывать со счетов реалии нашей жизни. Свидетельством тому стал августовский кризис 1998 года.

Те партнеры, которые пошли навстречу друг другу (к примеру, заменили долларовые обязательства рублевыми выплатами, снизили арендную плату, отсрочили погашение долга или дали возможность рассчитаться с партнером по старым ценам), выжили. Более того, сегодня их дела идут в гору. Те же, кто выбрал не диалог, а непримиримость, оказались в проигрыше.

Так кто побеждает: хитрейший или умнейший? Однозначно - умнейший, для которого проблема этического выбора не стоит. Он подсознательно руководствуется моралью, опровергая вывод теоретиков, будто его в таком случае эксплуатируют конкуренты.

Международный семинар, считает Александр Голубов, помог осознать ему и его партнерам важную вещь: все предприниматели, участвовавшие в дискуссии, давно используют в своей работе этические принципы.

Другая группа деловых людей - а их, пожалуй, процентов шестьдесят в Белгородской области - используют отдельные элементы нравственных ценностей. Гораздо меньшую часть предпринимателей интересует только чистая прибыль. И никакие рассуждения о морали здесь в ход не идут.

Интересен еще один вывод, к которому пришли немецкие ученые и белгородские практики. Оказывается, у обеих сторон присутствуют одинаковые оценки качества партнеров. На первое место и те и другие ставят надежность. Затем - открытость. Немецкая дальновидность перекликается с доверием русских. И завершает четверку качеств - профессионализм. А это значит, что несмотря на правовой российский беспредел, на то, что интересы наших предпринимателей никто не представляет ни в правительстве, ни в Госдуме, мораль становится весомым фактором в принятии экономических решений. И российский предприниматель доказывает на деле, что не прав был Макс Вебер, когда заявлял, что жестокие законы рынка не оставляют индивидууму возможность этического поведения. "В отличие от российских чиновников, мы не просим денег у Запада", - заявил на семинаре председатель Правления Некоммерческого партнерства "Общество купцов и промышленников Белгородской области" Игорь Гладков. И действительно, для членов этой общественной организации важны обмен опытом, общение с немецкими учеными и коллегами. В результате рождаются интересные и полезные идеи, мысли, проекты. Например, желание российских участников семинара создать свой свод этических правил. Он не будет копировать зарубежный. Как и само НП "Общество купцов..." не копирует немецкую модель экономической этики. Хотя задачи у обеих организаций похожие - способствовать диалогу об этических вопросах экономики и об этических ориентирах в предпринимательской деятельности, стимулировании поиска решений социальных проблем социальной экономики.

Сегодня белгородские "купцы" вышли на такой уровень, что могут стать посредниками между российской и немецкой сторонами в решении многих вопросов. Более того, немецкие ученые высказали мысль, что именно белгородские "купцы" способны внести свою лепту в программу развития сотрудничества между российскими регионами и немецкими предпринимателями.

Как правило, губернаторы, приезжая на Запад, показывают там неподготовленные проекты, под которые инвесторы, как правило не дают денег. Купечество же способно подготовить необходимые жизненные и конкретные документы. А то, что потребность в сотрудничестве имеется, наглядно показало двухдневное общение на белгородской земле. И положительные переосмысления в отношении друг к другу "состоялись" тоже, благодаря этой встрече.

Татьяна Щеглова


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>