<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 13 (47) 8 мая 1999 года

Былины и думы

ОДИНОКИЙ ЦАРЬ В КРЕМЛЕ

"Одинокий царь в Кремле. Борис Ельцин и его команды" - такое интригующее название получила новая книга публициста, писателя Виктора Андриянова и историка Александра Черняка, создавших ряд известных произведений документальной прозы, или "литературы факта", как принято говорить на Западе. Презентацию книги проводили в Доме российской прессы в четверг, 29 апреля, авторы, а также один из героев книги - бывший вице-премьер и министр печати и информации России Михаил Полторанин.

"Одинокий царь в Кремле" - это остросюжетное повествование, основанное на свидетельствах сподвижников Бориса Ельцина в разные годы, на подлинных документах, в том числе малоизвестных и совсем неизвестных. Книга задумана как трилогия. Время действия охватывает последние 15 лет - от назначения первого секретаря Свердловского обкома партии Б.Ельцина зав. отделом ЦК КПСС до наших дней. На каждом этапе своей политической карьеры Ельцин собирал новую команду, отказываясь от прежних соратников и "оруженосцев". Откровенные раздумья последних о своем лидере, о кремлевском зазеркалье заставляют по-новому взглянуть на личность Ельцина и пройденные этапы "большого пути".

Выступая перед собравшимися журналистами, Виктор Андриянов напомнил об одном очень метком высказывании Черчилля: политик - это тот, кто думает о следующих выборах, а государственный деятель - это тот, кто думает о следующем поколении. Эту фразу автор обозначил как ключ ко всему произведению. Другой автор, Александр Черняк, особо выделил в вышедшем первом томе трилогии откровения Михаила Полторанина, которые и дали толчок для создания книги.

Нам не хватает серьезного анализа прошедшего десятилетия, заметил М.Полторанин, и отрадно, что авторы взялись за него. Вообще, оглядываясь на эти 10 лет, "которые потрясли мир", Полторанин не склонен винить одного человека, так как виноваты все. Действительно, за это время в стране не было ни больших наводнений, ни ураганов, ни землетрясений, ни больших войн, которые оставили бы после себя пепелища. И тем не менее мы получили разрушенную страну, "уничтожение державной инфраструктуры". Вместо того чтобы заниматься созидательной работой, объединением нации, все делалось для разрушения и раскола. Ельцин скоро должен уйти, а нам придется отвечать на судьбоносные вопросы: сможем ли мы оставаться страной, государством, нацией или превратимся в клочки обособленных областей и республик, враждующих между собой и зарабатывающих средства за счет обеспечения экономики США и Европы? Полторанин с сожалением заметил, что состав нашего политического Олимпа не вызывает радужных надежд, потому что там крутятся все те же люди. Главное, что не удалось Борису Николаевичу, - это "вытащить" из самых недр российского народа талантливых людей. И сегодня, вместо того, чтобы нормально, по-деловому выбирать президента, парламент, формировать правительство, мы снова обречены на склоки и драки.

Приведу некоторые отрывки, дающие представление о характере собранных в книге материалов.

Михаил Полторанин: "...У Ельцина никогда своих идей не было. Помню, когда он пришел в МДГ, первое выступление было типичным выступлением партийного босса. Всем оно очень не понравилось. Но там Попов был, экономист, мозговитый мужик. Афанасьев, Пальм, Бочаров... Ельцин, как губка, все впитывал, а потом стал выступать с этими же идеями. Его программы чисто наше дело. Юра Афанасьев с ним работал, Гавриил Попов помогал, я. Но чужое - оно и есть чужое, не выстраданное. Сегодня в голове сидит, а завтра, когда начинает себя огораживать, улетучивается. Его помощники тут же начинают всовывать на освободившееся место что-то свое".

Павел Вощанов, бывший пресс-секретарь Б.Ельцина:
"Тогда же в самолете я пошел выяснять с Ельциным эту проблему (назначение некомпетентного человека на должность директора РИА-Новости. - Прим. автора). Как же так, Борис Николаевич, спрашиваю, вы всегда говорили, что у нас будет не так, как было раньше? Мы будем ориентироваться, говорили вы, даже не на политические взгляды человека, а на то, может он делать дело или не может, профессионал он или не профессионал. И тогда я в последний раз услышал слова Ельцина, обращенные ко мне. Он сказал: "Мне надоели твои амбиции. Иди и делай, что тебе царь велит!". Я сказал ему: "Борис Николаевич, я шел к вам, думая, что иду к соратнику, а оказывается, я всего лишь слуга. Я готов быть слугой, но, извините, у просвещенного монарха, но не у такого убожества, как вы". Это был наш последний разговор с ним".

Валентин Павлов, последний премьер-министр СССР:
"Возвращаясь к осени 1991 года, я вспоминаю лишь один трезвый голос пришедших к власти демократов. Он принадлежал Г.Попову, честно признавшему: мы пришли к власти слишком рано. И уже вскоре, к концу года, не имея ни программы действий, ни кадров, способных к конструктивной работе, и видя, что дела идут к провалу, пришедшая к власти новая элита во главе с Б.Н. откровенно заметалась. В этом состоянии она и ухватилась за "монетаристскую модель". Так в отчаянный момент драки, не видя иного пути к спасению, человек хватается за первое, что подвернется под руку: палку, кирпич. Не только российские специалисты - ряд видных западных ученых-экономистов оценили это как шаг в сторону от выстраданных Россией реформ, как их профанацию, совершенную под лозунгом "Свобода рынка - лучший из порядков".

Борис Ельцин, из выступления на XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 году: "...Одной из главных причин трудностей перестройки является ее декларативный характер. Объявили о ней без достаточного анализа причин возникшего застоя, анализа современной обстановки в обществе, без глубокого анализа в разрезе истории допущенных партией ошибок и упущений. И как результат перестройки - за 3 года не решили каких-то ощутимых реальных проблем для людей, а тем более не добились революционных преобразований... Вера людей может качнуться в любой момент. Пока все находились под гипнозом слов - это спасало. В дальнейшем - это риск потерять руль управления и политическую стабильность".

Прошло более десяти лет с того времени, как были произнесены эти слова, но звучат они удивительно свежо и сегодня.

Усам ОЗДЕМИРОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>