<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 15 (49) 22 мая 1999 года

Кто защитит "Дом Нащокина"

В феврале нынешнего года председатель Союза кинематографистов России и Президент Российского фонда культуры Никита Михалков вынужден был написать тревожное письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, в котором выражал серьезную озабоченность по поводу судьбы известной галереи "Дом Нащокина" и редакции журнала "Киносценарии", располагающихся в центре столицы, в доме № 12 по Воротниковскому переулку. На фасадной стене этого старинного московского особнячка до сих пор висит мемориальная доска, текст на которой гласит: "Здесь в мае 1836 года в последний приезд в Москву жил у своего друга П.В. Нащокина А.С. Пушкин".

"Дом Нащокина", как писал Михалков в письме Лужкову, "представляет огромную художественную и историческую ценность". И она должна, разумеется, охраняться государством.

В старинном двухэтажном особнячке на Воротниковском переулке, 12 в 1980 году разместилась редакция литературно-художественного иллюстрированного журнала "Киносценарии", где она спокойно и функционировала. А в 1989 году редакция журнала с удивлением узнала, что к ней "присоседилась" еще одна фирма - экспериментально-производственное творческое объединение "Тискино" под руководством его генерального директора Исмаила Таги-заде. А вскоре выяснилось, что это не только сосед: ЭПТО "Тискино", оказывается, стало чуть ли не полновластным владельцем "Дома Нащокина", приобретя его по балансовой стоимости (за 78 тыс. рублей в ценах 1989 года) у Госкино СССР. Об этом свидетельствовало соответствующее распоряжение начальника управления зданиями Госкино СССР Евгения Селезнева от 14 августа 1989 года. И получилось, что продав Таги-заде "Дом Нащокина", Госкино лишилось каких-либо юридических прав на это здание. Между тем, ЭПТО "Тискино" стало коммерческой структурой и приватизировало "Дом Нащокина". Но ведь, согласно закону, приватизация объектов исторического и культурного наследия федерального значения у нас категорически запрещена. И не только в Москве, но и во всей стране.

Впрочем, до скандала было еще далеко. И почти десять лет "Тискино" Таги-заде мирно уживалось с журналом "Киносценарии". Редакция журнала располагалась на втором этаже исторического особняка, а Таги-заде со своим банком и другими коммерческими структурами - на первом. И никаких особенных трений между владельцем здания (арендодателем) и журналом "Киносценарии" (арендатором) не возникало. Претензии к арендатору стали появляться у Таги-заде тогда, когда он организовал и создал на арендуемой площади художественную галерею "Дом Нащокина". Она не только украсила дом, но и вскоре стала пользоваться не только европейской, но и мировой известностью.

К 200-летнему юбилею А.С. Пушкина редакция журнала "Киносценарии" решила придать особняку, где это возможно, его первоначальный исторический облик.

По-видимому, это и не понравилось Таги-заде. Он уже давно сожалел о том, что отдал журналистам и искусствоведам в аренду второй этаж особняка, где и жил поэт, когда он останавливался у Нащокина. Мол, эти арт-галерейщики теперь известностью мировой пользуются, а он тут как бы оказывается в стороне. И Таги-заде делает "коронный ход": в мае 1998 года он получает в Комитете по управлению имуществом Москвы свидетельство на право собственности историческим особняком. Заполучив вожделенную бумагу в департаменте государственного и муниципального имущества Москвы, Таги-заде предложил журналистам и искусствоведам убираться из его владений подобру-поздорову, а иначе он их выставит из здания через суд. И вот тут-то и разгорелся скандал.

Сотрудники журнала "Киносценарии" и галереи "Дом Нащокина" отправились по столичным инстанциям искать правду и управу на Таги-заде. У кого они только не бывали.

Не только Никита Михалков обратился с уже упомянутым письмом к Юрию Лужкову. С открытым обращением о помощи к столичному мэру выступили известные в России представители творческой интеллигенции. Его подписали Юрий Любимов, Олег Ефремов, Олег Табаков, Василий Аксенов, Рустам Ибрагимбеков и другие мастера российской культуры.

"Неужели Вы, Юрий Михайлович, допустите, - говорится в этом обращении, - чтобы исчез один из неповторимых уголков культурного мира столицы?" Авторы данного обращения с горечью констатируют, что сегодня "культуре трудно конкурировать с миром наживы"... Увы, они, к сожалению, правы...

А Таги-заде, между тем, сдерживает свое слово и пытается избавиться от уже нежеланных арендосъемщиков с помощью суда. Арбитражный суд г. Москвы (в лице судьи со зловещей фамилией Н. Кощеева) выносит решение о расторжении договора между редакцией журнала "Киносценарии", ЭПТО "Тискино" и Мингосимуществом РФ. По сути, это означает, что из здания по Воротниковскому переулку, 12 редакция журнала и галерея "Дом Нащокина" должны убраться восвояси, иначе для их выселения может быть привлечена милиция. Жалоба журналистов и искусствоведов во вторую инстанцию в арбитражном суде также не принесла им утешительного результата.

По мнению первого заместителя министра госимущества РФ Юрия Медведева, свидетельство на право собственности, полученное ЭПТО "Тискино" в Комитете по управлению имуществом Москвы 19 мая 1998 года, нарушает законные права и интересы Российской Федерации по распоряжению историческим зданием.

Свою лепту в отстаивание "Дома Нащокина" от Таги-заде внесли и известные депутаты Госдумы из фракции "Яблоко" Владимир Лукин и Юрий Щекочихин. Они направили депутатский запрос на имя прокурора г. Москвы Сергея Герасимова с просьбой провести проверку по факту нарушения законодательства при передаче исторического здания, находящегося в федеральной собственности, в собственность коммерсанту из "Тискино".

Неизвестно, что подействовало больше, запрос ли "яблочных" депутатов в Московскую прокуратуру, письма ли Никиты Михалкова Юрию Лужкову, обращение ли творческой интеллигенции к мэру Москвы или повлияли какие-то другие факторы, но третья попытка рассмотрения апелляционной жалобы редакции журнала "Киносценарии" и Министерства госимущества РФ в арбитражном суде в конце марта увенчалась успехом. Арбитражный суд г. Москвы отменил свои предыдущие решения. Наверное, говорить о том, что справедливость наконец-то восторжествовала, еще рано. Но ясно, что уникальный особняк пока не стал домом Таги-заде и по-прежнему остается государственной собственностью. А значит, и в наше время культура еще может конкурировать с миром наживы.

Виталий Попов


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>