<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 17(51) 4 июня 1999 года

В плену интриг
финансы чахнут

Выступая в Госдуме в день своего утверждения на должность Председателя Правительства, Сергей Степашин заявил о готовности идти на "смелые и одновременно тщательно вымеренные шаги", применять "самые решительные меры государственного воздействия и жесткого финансового регулирования". Среди первоочередных задач правительства, непосредственно касающихся финансовой сферы, были названы такие направления, как реанимация банковской системы, продолжение переговорного процесса с международными финансовыми институтами, кредиторами, возврат из-за рубежа незаконно вывезенных капиталов, а также декриминализация экономики.

Не успел Степашин заявить о предстоящем закрытии шести крупнейших банков, как Центробанк отозвал лицензии у двенадцати российских банков. В том числе и у таких известных, как МЕНАТЕП, Уникомбанк и "Юнибест". По официальной версии, причиной стало неисполнение требований федеральных законов и Банка России. В списке претензий - нарушение сроков представления отчетных документов или недостоверность содержащихся в них сведений, неспособность удовлетворять требования кредиторов и осуществлять уплату обязательных платежей. Однако наблюдатели называют и другие причины. С одной стороны, нужно было подать сигнал международным финансовым организациям о начале активных действий в отношении неплатежеспособных банков, а с другой стороны, проявить принципиальность, не затрагивая интересы влиятельных сил. В качестве жертв в основном были избраны банки, которые уже мало интересовали даже самих хозяев. К примеру, заметная часть бизнеса банка МЕНАТЕП уже успела отойти к банку МЕНАТЕП СПб и Доверительному инвестиционному банку.

Председатель правления Национального резервного банка Александр Лебедев считает, что многие проблемные банки используют медлительность контролирующих органов для смены названия, реорганизации, смены владельцев или "слива" активов в другие структуры, а некоторые продолжают выкачивать активы даже после отзыва лицензий. В реальности получается, что, вместо преодоления глубинных внутренних пороков российской финансовой системы, госорганы и ЦБ озабочены поддержанием на плаву банков-банкротов, дискредитирующих себя в глазах вкладчиков и кредиторов. Это оборачивается огромными финансовыми потерями.

Застарелой проблемой российской экономики является бегство из страны капиталов. По оценке Министерства налогов и сборов, утечка составляет 12-14 млрд. долларов в год. С конца прошлого года властями были приняты меры административного характера для защиты отечественного рынка капиталов. Повышена норма обязательной продажи валютной выручки экспортерами, введено обязательное 100-процентное депонирование средств под импортные контракты, ограничены возможности российских банков по переводу денег на корсчета в оффшорных банках. Эти меры вызвали такой резонанс, что стали объектом критики даже в Вашингтоне. Главе Центробанка Виктору Геращенко пришлось убеждать МВФ в том, что они направлены не на ограничение торговли, а на предотвращение оттока капитала из России. С.Степашин признал, что возврат капитала только за счет методов принуждения осуществить не удастся. В первую очередь следует говорить о "создании стабильных экономических и политических условий, надлежащих механизмов защиты прав инвесторов, в том числе и зарубежных".

Как тяжелые вериги, будет связывать деятельность нового правительства бремя государственного долга. В пассиве мы имеем около 150 млрд. долларов внешнего долга и еще 40 млрд. долларов долгов по рухнувшей пирамиде ГКО. В активе же - суммы несоразмерно малые: 11,1 млрд. долларов золотовалютных резервов ЦБ и ожидаемая в текущем году сумма положительного сальдо торгового баланса в размере 24 млрд. долларов. Если на обслуживание госдолга в 1999 году в бюджете России заложено 166,8 млрд. рублей, то, к примеру, на реконструкцию угольной отрасли - всего 5 млрд., на здравоохранение - 10,2 млрд., на культуру - около 3 млрд. Долги и связанные с ними расходы все больше обескровливают экономику и социальную сферу. Поэтому так важно урегулировать отношения с кредиторами, реструктурировать часть долга, обслуживание которой уже стало непосильным. Есть и другая сторона проблемы. Степашин заявил о своем стремлении "исправить положение, когда с трудом привлеченные средства расходуются неэффективно, а зачастую откровенно разворовываются". Поставлена задача подготовить развернутый анализ проблемы использования внешних займов.

При решении всех обозначенных выше задач не обойтись без ужесточения борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Как показывает опыт, даже разовые акции в этой области способны принести хорошие плоды. В результате деятельности оперативно-следственной группы в Красноярске многократно возросли доходы бюджета края от промышленности: с 60 млн. рублей в апреле прошлого года до 500 млн. в апреле текущего года. То же самое относится к Новороссийску и Краснодарскому краю.

Судя по всему, Сергей Степашин действительно настроен активно взяться за решение ключевых проблем экономики и не хочет довольствоваться титулом главы "технического" правительства. Но события конца прошлой недели, когда неожиданно получил отставку первый вице-премьер Михаил Задорнов, заставили усомниться в согласованности действий верхов и реалистичности планов по наведению порядка в финансовой сфере. Отставка Задорнова показалась тем более непонятной, что в работе Минфина под его руководством были достигнуты хорошие результаты (трехкратное сокращение задолженности по зарплате с октября прошлого года, успехи в сдерживании роста цен, выполнение параметров бюджета) и его поддерживал сам Степашин. "Я считаю, - сказал журналистам Михаил Задорнов, - если премьер-министр, который получил конституционное большинство в Госдуме, 300 голосов, предлагает конструкцию правительства, то она должна быть поддержана. Ему доверил президент, доверил парламент. По-моему, все остальное - это вопрос его ответственности".

Многие наблюдатели сходятся во мнении, что определенные "олигархические" круги, используя свое влияние в администрации президента, ведут борьбу за ключевые посты в правительстве и хотят поставить под свой контроль финансовые потоки накануне предстоящих выборов. Такие предположения не лишены оснований. И, видимо, нам еще долго придется быть свидетелями "подковерной возни" и "толкотни у трона" вместо реальных дел, которые так нужны сегодня нашей экономике.

Усам ОЗДЕМИРОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>