<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 18 (52) 12 июня 1999 года


Из недоросля - в гражданина

В Рязани состоялся семинар, который организовали и провели местные "яблочники" совместно с учителями городских школ. Его тема "Платформа Объединения "Яблоко" в области образования". Педагоги солидарны с "яблочной" оценкой отечественной системы образования: она находится в тяжелейшем кризисе. Подтверждением этому являются забастовки и голодовки учителей, невыплата им зарплаты, устарелые учебные программы и планы, нерешенные вопросы текущего ремонта школ, перебои с детским питанием, разрушенная система летнего отдыха ребят и т.д.

На семинаре была подчеркнута актуальность принятия Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование". Сейчас выплата зарплаты учителям почти целиком зависит от доброй воли губернатора либо мэра. Нет ясности, какой закон нарушен и кого привлекать к ответственности в ситуации, когда учителя бастуют, а дети не учатся.

Борис Храмов

Полностью поддержаны предложения "Яблока" о гарантиях бесплатного среднего образования и о выпуске бюджетных долговых обязательств - в виде государственных ценных бумаг по невыплаченной зарплате. Особенно важным, считают учителя, является изменение механизма оплаты труда педагога: минимальная ставка учителя должна быть не меньше средней зарплаты по России. Правительство, установив для учителей Единую тарифную сетку, действует беззаконно. Но как подать на него в суд, если зарплату начисляет и выплачивает работодатель - директор школы. А у последнего есть оправдание - тарифная сетка. Замкнутый круг!

Родителей, выступивших на семинаре, волнует вопрос: чему учат в школе детей? Все согласны, что должна быть вариативность: школы разные нужны, школы всякие важны. С учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка. Тянется к точным наукам - пожалуйста, к гуманитарным - извольте... В школе уже стали изучать экономику, экологию, историю мирового искусства... Но при этом должен существовать обязательный минимум знаний, необходимый каждому выпускнику школы. Новые дисциплины - это замечательно, но не за счет точных наук, классической русской литературы... Из школьных программ исчезла астрономия. Не находят применения новаторские методики. Например, в 1990 году учитель школы № 9 Рязани А.Н.Бабий разработал авторскую программу обучения каллиграфии письма в начальной школе. Она позволяет поставить письмо даже у детей с церебральным параличом! Но в школах Рязани, увы, ее нет.

Дискутировался на семинаре и переход к 12-летнему школьному образованию. Была поддержана позиция "Яблока" о несвоевременности и неподготовленности подобного новшества. Во-первых, отсутствуют финансовые возможности, особенно в условиях задолженности учителям и персоналу школ. Во-вторых, законодательная и нормативно-правовая база не подготовлены: изменения в Конституции, закон "О всеобщей воинской обязанности", исчисление трудового стажа и т.д. В-третьих, не изучено общественное мнение, не проведено открытое обсуждение в трудовых коллективах школ и во всех заинтересованных министерствах...

Да и без этого новшества проблем, повторюсь, множество. Например, бюджетное финансирование образовательных учреждений (тем более, что 50 процентов бюджетных средств находятся в регионах без всякого контроля со стороны федеральных органов власти).

Жизнь подсказывает, что мало одного закона "Об образовании". Требуется принятие законов "О государственных стандартах общего среднего образования", "О дополнительном образовании". Также остро необходимо законодательное утверждение статуса работника образования. Существуют же понятия - муниципальный служащий, государственный. А учитель, воспитатель - кто они? "Яблочная" инициатива появления подобного закона - и с этим согласны рязанские педагоги - даст возможность полнее реализовать свои профессиональные права работникам образования.

Еще один круг проблем - это взаимоотношения высшей и средней школ. Сейчас практически каждый вуз ввел платные курсы для будущих абитуриентов, а его преподаватели проводят индивидуальное репетиторство. Зачастую репетитор - член приемной комиссии. Это является ничем иным, как одной из форм взятки. Налицо дискриминация выпускников школ, проживающих в малых городах и селах, многие талантливые дети не поступают только потому, что у них нет средств добраться, доехать до вуза.

Рязанские преподаватели предложили учесть в "яблочной" платформе, а депутатам "Яблока" привести в соответствие налоговое законодательство с законом "Об образовании". Закон игнорируется органами власти, которые вопреки ему лишают налоговых льгот образовательные учреждения, ссылаясь при этом на налоговое законодательство.

Участники семинара полностью поддержали "яблочную" концепцию в области образования. Образованный человек - главный ресурс возрождения страны и становления новой России. Это - человек, воспитанный в традициях академических знаний, приобретаемых свободным учеником у свободного учителя.

Борис Храмов
г. Рязань


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>