<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 18 (52) 12 июня 1999 года

Эксклюзивное интервью

Последний из нганасан

- Надежда Тубяковна, к сожалению, при освоении природных богатств Севера с коренными народами не считались и не считаются. Узнали ли Вы на конференции о каких-нибудь позитивных сдвигах, есть ли какие-нибудь положительные примеры?

- В качестве положительного примера на конференции указывали только на Ямал. Там руководители некоторых подразделений "Газпрома" сотрудничают с коренным населением.

- Как обстоит дело с законами "О традиционном природопользовании" и "Об оленеводстве", которые готовят в Думе?

- Закон "О традиционном природопользовании" уже принят Думой в первом чтении. Но он неожиданно встретил возражения Президента. Не понравились слово "община" и некоторые другие слова и формулировки.

- А как Вы считаете, действительно северянам необходимы эти законы?

- Думаю, что да. Они помогут защищать наши права.

- Что еще запомнилось на конференции?

- Выступления министров Абдулатипова и Кирпичникова. По их речам создается впечатление, что они понимают проблемы Севера и хотят помочь. Но неизвестно, что получится на деле. Разговоры - одно, а дело - другое.

- Перейдем к Вашим таймырским проблемам. С какими идеями и предложениями приезжали на конференцию Вы с Крашевским?

- Сейчас создается национальный природный парк в буферной зоне заповедника "Путоранский". Там будет разрешено традиционное природопользование - охота и рыбная ловля. Пока на территории парка поселились четыре семьи.

- Это нганасанские семьи?

- Три нганасанских, в том числе семья моего брата Леонида Костеркина. И одна смешанная, в которой муж - татарин, а жена - долганка. Он очень хороший плотник, строит дома для всех.

- Чем семьи занимаются?

- Традиционными занятиями. Мужчины - охотой и рыбной ловлей. Женщины - приготовлением еды, выделкой одежды из шкур, рукоделием.

- На какие средства осуществляется этот проект, ведь стройматериалы стоят денег...

Пока целиком на деньги Крашевского.

- Почему так мало людей согласилось переселиться на новое место? Ведь буферная зона велика, она могла бы прокормить не четыре семьи?

- Большинство наших забыло все навыки жизни в тундре. Туда переселяются только те, кто еще владеет этими навыками. Ну, а тем, кто туда перебрался, дел хватает. Сейчас (разговор состоялся в конце мая. - И.С.) олень идет из заповедника на север.

Иван СМИРНОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>