ПРАВАМ РАБОТНИКОВ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ЗАЩИТУ

Хроника рабочего движения

В Санкт-Петербурге по инициативе члена фракции "Яблоко", заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Анатолия Голова прошла всероссийская конференция "Защита трудовых прав работников".

Конференция вызвала большой интерес. В ней приняли участие депутаты Государственной Думы, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители Правительства РФ, Правительства города, профсоюзов и ряда других организаций. Впервые за последн ие годы участники конференции широко обсудили проблемы трудовых отношений, пути и методы их решения.

Конференция показала, что действующий КЗоТ не устраивает ни правительство, ни профсоюзы, ни работников. Мы сейчас оказались в ситуации, когда трудовое законодательство невероятно отстало от реалий нашей современной российской экономики. Поэтому оно, по с ути дела, не работает. В жизни мы не видим того, что записано в законе (например, своевременная выплата зарплаты), в законе нет того, что есть в жизни. А реальностью являются отпуска по инициативе работодателя, сокращенные рабочее время и рабочая неделя и многое другое.

В этой ситуации можно говорить о двух принципиально разных группах предприятий и, соответственно, двух моделях поведения и работодателей, и работников в отношении действующего КЗоТа.

Первая группа - средние и большие предприятия, которые либо приватизируются не утрачивая определенных экономических корней по отношению к бывшему своему государственному происхождению, либо остаются государственными (в том числе организации и учреждения бюджетного сектора). Они не в состоянии четко и последовательно реализовать положения действующего трудового кодекса, но, тем не менее, не готовы полностью их игнорировать. Последствия же этого - скрытая занятость и безработица.

Во второй группе - новом частном секторе - КЗоТ практически не действует. Поэтому относительное благополучие работника является обратной стороной абсолютной незащищенности. В этом секторе, по мнению федерального правительства, трудится около 30 миллионов человек, но, во многих случаях, ни профсоюзы, ни суд не способны хотя бы минимально защитить работника. Он отдан на произвол работодателю.

На констатации этой ситуации согласие заканчивается, ибо пути выхода из нее стороны видят по разному.

В частности, в Правительстве РФ рассматриваются следующие предложения о постепенном, поэтапном изменении ситуации в трудовой сфере: введение обязательной контрактной системы, более упрощенного заключения контрактов, разрешение вступать работнику в трудов ые соглашения с неограниченным количеством работодателей в зависимости от того, как сам работник считает необходимым, свободу увольнения работника по инициативе работодателя.

Федеральное правительство не удовлетворено системой судопроизводства и предлагает вернуться к вопросу о создании особой системы социально-трудовых судов в Российской Федерации. Они будут рассматривать вопросы трудовых отношений, а также социальных пособ ий, выплат и льгот, по которым возникает также не меньше конфликтов, чем по трудовым спорам. Формироваться эти суды должны как суды первой инстанции, но на принципиально новой основе, по принципу нотариата, и ориентироваться на принцип самоокупаемости. В се они будут лицензированы, что позволит, по мнению представителей Правительства, заставить трудовое законодательство работать и служить интересам работников на большинстве предприятий, независимо от их форм собственности. "Это единственная возможность, которая поможет сдвинуть дело с мертвой точки", - так заявил первый заместитель министра труда и социального развития Михаил Дмитриев.

Эта точка зрения вызвала резкие возражения со стороны профсоюзов, высказавших много критики. Но в их выступлениях прозвучало мало конструктивных предложений. В частности, подготовленный ФНПР законопроект "О защите трудовых прав работников" является лишь компиляцией рассматриваемых или принятых уже Государственной Думой в первом чтении законов с небольшими дополнениями. При этом блокируется их принятие и принятие ряда других законопроектов.

По мнению депутата Госдумы Анатолия Голова, выработке взаимоприемлемых решений мешает разобщенность усилий. Каждый работает сам по себе, не слушая других и настаивая на своем, даже если это неприемлемо для большинства. Новый трудовой кодекс нужен, но для его подготовки надо объединить силы, создать совместную рабочую группу. А пока надо вместе готовить и проводить законопроекты, необходимые сегодня для решения конкретных проблем. Необходим комплекс мер по ответственности за задержку с выплатой, и, в пер вую очередь, необходим закон о материальной ответственности за задержку зарплаты. Пока будет выгодно залезать к работнику в карман, мы не ликвидируем задолженности. Параллельно надо вводить административную и уголовную ответственность.

Депутат Госдумы от фракции "Яблоко" Сергей Никифоров считает необходимым срочно решить вопрос об оплате труда работников бюджетной сферы. Дума приняла в первом чтении закон, согласно которому размер первого разряда Единой тарифной сетки составит к 1 дека бря 1998 года 2 МРОТ. Правительство оценивает, что для реализации этого закона потребуется 143 триллиона рублей, в Федеральном бюджете из них - 38 триллионов. Понятно, что закон в таком виде не пройдет Совет Федерации и Президента. Как заявил депутат, пр авительство, предлагая свои законопроекты, не готово выслушивать другую сторону. Мы с этим столкнулись при обсуждении Налогового Кодекса. А между тем из 444 забастовок, зарегистрированных в России, например, в октябре 1997 года, 404 были учительскими.

Итог дискуссии подвел Анатолий Голов. Он, в частности, сказал: "При изменении социального и трудового законодательства можно встать на сторону одного из участников трудовых отношений, но работник и работодатель - неразрывная пара. Без одного не будет дру гого, поэтому нужно добиваться взаимоприемлемого баланса интересов. Минимальные гарантии должен закреплять закон, и он же должен дать механизмы поиска такого баланса".

Конструктивный разговор на конференции позволит разработать конкретные предложения для законодателей, Правительства и профсоюзов. 3 февраля 1998 года пройдут парламентские слушания по этой же теме. На них разговор будет продолжен с участием субъектов Фед ерации.

К предыдущей статье | Оглавление | К следующей статье