В рождественскую пору возможно все или почти все. Помните кузнеца, который пошел было к подруге окольными путями, а наутро оказался богачом? В том, что Николай Васильевич, перекладывая эту малоросскую историю на бумагу, против правды не пошел, сомневатьс я не стоит. Ну, приукрасил, кое-что и кое-где - с кем не случается? А в остальном - дистиллированная правда. Рождественско-новогодняя. И к этому мы привыкли. И не потому ли, чуть только год к концу подходит, как тянет Россию на окольные пути счастье свое искать?
"В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был... " - так или почти так начинаются все сказки. Для детей. Взрослым рассказывают другие и по-другому. Хотя и последние бывают не прочь их послушать. Примером чему могут служить повествования небезызв естной госпожи Шехерезады в купированном варианте.
Но, как говорится, всему - свое время и место. Одно дело, когда их рассказывали в Багдаде, шаху, интимно и не спеша, а другое - когда в России, народу, во всеуслышание и каждый раз, как - будто последнее откровение. Да и счет бессонным ночам давно уже б агдадский превзошел...
Со своей стороны, специалисты-филологи утверждают, что слушать сказки пользительно. И указывают на Пушкина - не будь у Александра Сергеевича доброй няни-сказочницы, то вполне возможно, что Руслану не пришлось бы пускаться на поиски Людмилы и биться с неч истью, а радикальный рецепт Балды лечения от жадности так бы и не был предан огласке...
Может быть. А может и нет. В последнем убеждают события новейшей российской истории.
Россияне терпеливы, а сказочники в нашем "царстве-государстве" не перевелись и рассказывают россиянам (восточная дива им явно бы позавидовала) нечто. Не то что бы "преданья старины глубокой", не то что бы назидательные истории про представителей флоры и фауны, а былины и думы. Этакий фантасмагорический эпос - "Из героического вчера в светлое завтра".
Кто в россказнях больше преуспел - власть исполнительная или представительная - судить трудно и бесполезно. Потому что вряд ли найдется в России суд, случись такая надобность, который решится на вердикт по такому спору. Независимость, известно, превыше права.
Словом, рассказывать научились все. Иные больше трех слов формальной лексики воедино связать не могут, а все туда же - чешите, мол, в другом месте. И точка. Вот и приходится чесать головы и искать место. И ничего - с рук сходит. Рассказывают "в полный ро ст", насколько это телеэкран и газетная страница позволяют.
Лишь Генпрокуратура свои "прокурорские сказки" про "фигуристых" фигурантов пишет, а публиковать не спешит. "В стол", по диссидентской практике, надежнее. Потому как постоянно "утекает". Но зря волнуются блюстители законности и задаются вопросом: что волн ует россиян больше - "болезнь" Собчака, невозвращение Станкевича или отлов Интерполом Козленка?
В абсолютной массе своей эти вопросы россиянан никак не интересуют. Их интересует, как свести концы с концами - точнее ожидание затянувшегося счастливого конца сказки "О долгах и долге". Зато и прокуратуре, в свою очередь, вопрос о долгах государства бюд жетникам тоже крайне неинтересен...
И все же, о чем успели нам поведать сказочники за последние семь лет?
Во-первых, что Союз - плохо, а СНГ - хорошо.
Во-вторых, что реформы неизбежны и безболезненны в той же степени, что и удаление миндалин под местным наркозом. И начали удалять метастазы плановой экономики. Для начала радикально удалили сбережения, оставив прочие экономические выкрутасы до лучших вре мен. Недосуг, мол.
В-третьих, историю - номенклатурнно-былинную - "О добром молодце Егорушке, волшебном свитке - ваучере и скромных тружениках". Рассказали ее россиянам хоть и не к Рождеству, но с чувством. "Жил-был царь и решил он как-то сделать всех своих подданных богат ыми собственниками..." И не ошиблись. Потому как, с одной стороны, доверчив наш народ, а, с другой, в силу разных волшебных предметов свято верил и верить продолжает.
Нужен был герой-первопроходец из народа. Бросили клич: "Ищите дурака!" Нашли. И не одного, к сожалению.
В сказках, рожденных народом, дурак, от случая к случаю, отправлялся на поиски волшебной вещицы. Находил. И, к всеобщему ликованию граждан сказочной страны, жизнь становилась богатой...
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"... Однако богатства хватило не всем. Да и тем, кому отхватить удалось, не всем дожить до этого дня довелось в России. Те что пошустрее, мозгами смекнули, и отбыли в иные страны, чтобы не отбыть в мир иной...
В-четвертых, что стрельба из танков способствует укреплению парламентаризма и восстановлению конституционного порядка.
В-пятых, узнали мы и о том, что мозгов у соотечественников не так уж и много. И голосуют они сердцем. Хотя казалось бы, что руками делать это все-таки удобнее.
И, наконец, шестое и последнее. Выяснилось, что и в своем отечестве есть пророки. Не было до поры до времени и вдруг нашлись.
Достойное подспорье получили наши "госсказочники" в лице "цеховиков" из числа предсказателей и прорицателей. Правда, не все из них ушли на "вольные хлеба", как независимая от читателей пресса, и живут частным "заказом" общественного мнения. Другие же дом орощенные "лаутензаки" кликушествуют, отрабатывая "госзаказ". И слушателей, как у первых, так и у вторых, достаточно.Почетно, престижно и никакой ответственности. "Заказывают" и оптом и в розницу.
Сергей Кочеров